Скрыть
Возда́ша мѝ лꙋка̑ваѧ воз̾ бл҃га̑ѧ, и҆ безча́дїе дꙋшѝ мое́й.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Воздаша Ми лукавая возблагая, и безчадие души моей

Говорит это, потому что оказались они недостойными именоваться чадами Божиими. И cиe-то всего более давал знать Спаситель, говоря подобно сказанному: колькраты восхотех собрати чада твоя (Мф. 23,37)!

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей

Я низложил Голиафа, который самонадеянно величался пред целым народом, я неоднократно преодолевал иноплеменников, и его самого духовными бряцаниями освобождал от демонскаго неистовства; а он не перестает враждовать на меня, намереваясь предать смерти и забвению всеми. Ибо безчадием назвал Пророк забвение; так как память о человеке сохраняется детьми. Посему Бог всяческих и говорит чрез Пророка Исаию: «да не глаголет каженик: аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником» избирающим, «яже Аз хощу, дам им в дому Моем и во ограде Моей место» чудное, и «имя» доброе, «лучшее от сынов и дщерей» (Ис.56:3–5).

Евфимий Зигабен (†1118)

Воздаша ми лукавая возблагая и безчадие души моей

Вместо, говорит, благодеяний, оказанных мною Саулу, он мне воздал злодеяниями. Ибо я, умертвивший общего врага, иноплеменника Голиафа, я, изгнавший злого духа из Саула, а тепер гоним самым облагодетельствованным мною, Саул и сообщники его воздали мне и бесчадием, то есть, бесплодием в отношении к добродетели, потому что, решившись умертвить меня, они умыслили воспрепятствовать мне в приношении плодов добродетели. Или—воздали бесчадием душе моей,—вместо—мне, то есть чтобы мне не жить и не родить чад.

Бож. Кирилл говорит, что и это сказывается от лица Христа об иудеях, которые за полученные ими от Господа благодеяния, ругались, поносили и предали (Его) Кресту. Они причинили и бесчадие Господу, вспрепятствовав другим сделаться учениками Его, которые называются чадами духовными. И Феодорит: Он непрестанно воюет против меня, чтобы предать меня смерти и забвений. Ибо бесчадием назвал забвение, так как в чадах сохраняется память (о родителях). Посему и общий всем Бог— (так как память сохраняется не только чрез детей, но и еще более чрез добрые дела) говорит чрез прор. Исаию: Пусть не говорит скопец: я бесплодное дерево. Вот что говорит Господь: скопцам, если они изберут то, что Я хочу и будут держаться моего завета, дам в дому моем место знаменитое, лучшее, нежели сыны и дщери; дам им вечное имя (Ис. 56,3-5).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей

Здесь приступает пророк ко второму роду гонений, то есть, к ложным свидетельствам, которыми нечестивые не тайно уже, как сказано выше, но явно гонят праведных, и увеличивая злобу клеветников своих, во-первых, глаголет: воставше, дабы показать, что они не ожидали призывания, но сами собою для лжесвидетельства пришли; во-вторых, присовокупляет яже не ведех, дабы показать, что праведный обвиняется от беззаконных свидетелей в том, чего он не токмо не сделал, но даже и не помышлял; в-третьих, присовокупляет: вопрошаху мя, дабы показать дерзость и безстыдство лжесвидетелей, которые, не удовольствовавшися тем, что сказали ложное свидетельство пред судиею, дерзают еще и самаго праведнаго мужа самолично обвинять и вопрошать. В-четвертых, присовокупляет: воздаша ми лукавая воз благая, дабы показать, что лжесвидетели оные, ничем не будучи обижены, но напротив, еще и облагодетельствованы, по единой злобе к клевете приступили. Наконец присовокупляет: безчадие души моей, дабы доказать, что нечестивые оные люди ложными свидетельствами своими не маловажнаго некоего зла ищут, но самаго величайшаго, то есть жизни, как в Еврейском тексте явно и ясно читается, где так изображено: воздаша ми лукавая за благая, (желая) отъяти душу мою. Последуя же переводу седмидесяти толковников: безчадие души, можно в двояком смысле взять. Во-первых, за всецелое разорение человека, каковое приключилось праведному Иову, который в один день потерял имение, детей и здравие; во-вторых, за один род зла такого, которое за великое почитается, как у диавола, который чрез служителей своих оное зло нанести тщится, так и у человека праведнаго, который терпеть оное принужден бывает. Сие зло состоит в отъятии чести: ибо человек честный, чрез ложныя свидетельства обезславленный, делается как бы безчаден, осиротел и подобен подсеченному древу, которое не может уже плода приносить.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей

«Сиротством душе моей» - оставленность Давида со стороны близких ему людей.

Толковая Библия

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; воздают мне злом за добро, сиротством душе моей

Во-первых, говорит: „возставше‟, дабы показать, что они не ожидали призывания, но сами собой, для лжесвидетельства пришли; во-вторых, присовокупляет: „яже не ведех‟, дабы показать, что праведный обвиняется от беззаконных свидетелей в том, чего он не только не сделал, но даже и не помышлял; в-третьих, присовокупляет: „вопрошаху мя‟, дабы показать дерзость и бесстыдство лжесвидетелей, которые, не удовольствовавшись тем, что сказали ложное свидетельство пред судией, дерзают еще и самого праведного мужа самолично обвинять и вопрошать. В-четвертых, присовокупляет: „воздаша ми лукавая возблагая‟, дабы показать, что лжесвидетели оные, ничем от него не будучи обижены, но напротив еще и облагодетельствованы, по единой злобе к клевете приступили. Наконец, присовокупляет: „безчадие души моей‟... Это – символ полного забвения и как бы бесследности бытия на земле у человека. По арх. Иринею сие состоит в особенности в отъятии у него чести: ибо человек честный, чрез ложные свидетельства обесславленный, делается как бы безчаден, осиротел, и становится подобен подсеченному дереву, которое не может уже плода приносить.

 

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей

От ожидаемого и представляемого избавления от гонителей обращаясь мыслию к действительности, псалмопевец опять видит себя окруженным теми же гонителями и врагами, которые, как лживые свидетели, восстали на него с явным намерением обвинить его в том, чего он не только не сделал, но о чем даже и не помышлял, – которые, не довольствуясь лживыми свидетельствами и клеветами, дерзали самолично обвинять и допрашивать его о том, чего у него и в мыслях не было: вопрошаху мя о том, яже не ведях. Так Саул, по своей зависти и злобе, чтобы иметь пред народом оправдание и основание к преследованию и умерщвлению прославленного победителя Голиафа, совершенно несправедливо обвинял Давида в измене, в злоумышлении на жизнь его и домогательстве престола (1Цар. 22:7–10), а некоторые из слуг Саула, чтобы выслужиться пред ним, старались поддерживать его несправедливые обвинения и, таким образом, являлись неправедными свидетелями против Давида (1Цар. 26:19). Здесь уже явно псалмопевец предызображает собою Христа Спасителя, против Которого враги Его, иудейские первосвященники и старейшины, искали на суде лжесвидетельства, чтобы предать Его смерти, несправедливо обвиняли Его в богохульстве (Мф. 26:59, 65), в возмущении народа против правительства и во многих других преступлениях, которых Он никогда не совершал, и как преступника допрашивали Того, Который «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2:22). За что же такая ненависть и злоба к псалмопевцу со стороны врагов его? Не сделал ли он какое зло для них, или оскорбление? Согласно с повествованием истории, сам псалмопевец, представляя в мысли своей подобные вопросы, дает на них такой ответ: воздаша ми лукавая воз благая и безчадие души моей, т.е. я не сделал гонителям своим никакого зла, я старался делать им и делал одно добро, а они за мое добро воздают мне злом (лукавая воз благая); что подтвердил при одном случае и самый главный враг его, царь Саул, откровенно сознавшись в своей неправде против Давида: «Ты правее меня, – сказал Саул Давиду, – ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (1Цар. 24:18). Враги Давида воздают ему сиротством души его (безчадие души моей), т.е. своими преследованиями лишают жены, семейства, друзей и ставят в положение несчастного, беспомощного сироты и тем самым причиняют такую тяжкую скорбь, какую испытывают потерявшие всех своих детей родители. Так же точно поступили в отношении к Христу Спасителю и неблагодарные Ему иудеи: за полученные от Него благодеяния они ругались над Ним, поносили Его и предали на распятие. Они причинили Ему и безчадие в том смысле, что и сами не прияша Его и воспрепятствовали многим другим принять Его верою и сделаться чрез то «чадами Божиими, верующими во имя Его» (Ин. 1:11–12). Особенно трогательно такую неблагодарность иудеев в отношении к Иисусу Христу, облагодетельствовавшему их, изображает Православная Церковь в песнопениях страстной седмицы. «Людие Мои… что сотворих вам; или чим вам стужих; слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре исправих. Людие Мои, что сотворих вам; или что Мне воздаете; за манну желчь, за воду оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте» (Стихира 6-го часа в Великий пяток). «За кое дел хощете Мя распяти иудее; яко разслабленныя ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах» (Стихира 3-го часа того же дня).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible