Скрыть
Похвали́, Иерусали́ме, Го́спода, хвали́ Бо́га тво­его́, Сiо́не:

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Хвали, душе моя, Господа

Итак, слово: «аллилуия» есть таинственное побуждениье к песнопению Бога; оно взывает слуху, что означаемое им то же, что: «хвалите Господа». Ибо в каких частях святого Писания встречаются напереди эти слова: «хвалите Господа», в еврейских Писаниях означается это словом: «аллилуиа». Или, может быть, слово сие дает паче видеть силу псалмопения, которому служит надписанием, сказуя о нем, что это – хвала Богу. Так как на еврейском языке естество Божие означается различно разными именами, употребляемыми в некоем иносказательном значении; то в числе имен, означающих Бога, находится и слово: «иа», а слово: «аллиллу» у Евреев значит хвала. И не дивись, если таковой вид сего речения в косвенном падеже имени показывает, так называемый, именительный падеж: потому что не по нашему обычаю у евреев видоизменяются слова, напротив того, у них иное сравнительно с нашим видоизменение в произношении имен. Так, имя Пророка, придав ему еллинское видоизменение, произносим: «Илиа», а у евреев, по правилам языка, именительный падеж сего имени говорится: «Илиу». Так и здесь, когда слово: хвала требуется означить в именительном падеже, язык еврейский выговаривает: «аллилу». поелику же хвала непременно относится к Богу, а имя: «иа» есть одно из имен, означающих естество Божие; то целое вообще слово: «аллилуия» толкуется: хвала Богу. Посему, когда речение сие приписано к псалмопению, надлежит разуметь, что следующее ниже непременно должно возводить к славословию Бога. Как в книге псалмов таковые надписания находятся всего более над последними псалмами; то можно из сего уразуметь, что достигшим уже совершенства в жизни добродетельной и очистившим себя, согласно с тем, что вы разумели при обозрении предыдущих отделов псалмопения, прилично хвалить Бога и быть в таком состоянии, в каком, как веруем, пребывает естество ангельское. Ибо у них, известно нам, нет другого занятия, как только хвалить Бога, и у совершенных в добродетели нет иной заботы, как только устроять жизнь свою, чтобы была хвалою Богу. Итак, поелику псалмы, имеющие надписание: «аллилуиа», все почти находятся в последнем отделе псалмопения; то ясно можно уразуметь, что выше всякого восхождения на высоту с помощью псалмов – последний отдел псалмопения, в котором большею частью заключается хвала Богу или приглашение хвалить Бога.

…«Аллилуиа», как достигшее до самой высоты примышленного ко благу, не имеет нужды ни в каком прибавлении, но само собою доведено до полного совершенства в добре. О сем свидетельствует и смысл надписания сих псалмов, именуя все надписанное хвалою Богу. Ибо как тела, проходя по возрастам, имеют предел, на котором останавливается естество, не допуская уже большего приращения, но все остальное время оставаясь в одном и том же положении так и при Божественном обучении возможны и возрастание и неподвижный предел, и обучающий младенчествующих и несовершенных умом, питая приличными снедями, млеком и подобным тому, приводит их в возрастание, а совершенным, у которых чувствилища души обучены другими уроками, предлагает твердую трапезу.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе

Не к городу пророк обращает речь, а к жителям его. Как поступает он во всей книге, так поступает и здесь. Он часто увещевает и советует благодарить Бога за благодеяния и надеяться не на здание и не на крепость стен, а на Его промышление.

Павел знал вышний Иерусалим, о котором говорит: «а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4:26); также и Сионом призна­вал он Церковь, когда говорил: «вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, а к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12:18, 23). Поэтому можно в переносном смысле и к ней относить слова: «восхвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион! Ибо Он укрепил запоры ворот твоих, благословил сынов твоих (жить) в тебе«. Действительно, Бог оградил ее гораздо безо­паснее Иерусалима, не вереями и вратами, но крестом и зна­мениями Своей силы, которою Он везде устроил ее ограду, сказав: «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Так, вначале и все цари, и народы, и города, и пол­чища бесов, и вся сила диавола, и другие бесчисленные про­тивники нападали на Церковь; но все это рассеялось и погибло, а она, умножаясь, достигла такой высоты, что стала выше самих небес.

См. также Толкование на Пс. 147:3

Беседы на псалмы. На псалом 147

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Аллилуия». И здесь пророческое слово повелевает песнословить; предсказывает же и победу, одержанную по возвращении. Сверх сего предвозвещает, как апостольская проповедь со всею быстротою протекает целую вселенную.

Ст. 1-2 Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бога твоего Сионе»: «Яко укрепи вереи врат твоих

При необоримой Божией помощи освободившись от врагов, и не видя вокруг себя осаждающих, песнопениями, Иерусалим, воздай Благодетелю. Иерусалимом же называет Пророк не здания, но жителей города.

Благослови сыны твоя в тебе, потому что, прияв благословение благочадия и многочадия, соделался ты многолюдным.

Евфимий Зигабен (†1118)

Похвали, Иерусалиме, Господа. Хвали Бога Твоего, Сионе

Хвали, взывает, и прославляй, Иерусалим, Господа: и ты, Сион хвали и прославляй Бога, где Иерусалим есть построенный город, а Сион есть холм, на котором он построен, и оба сии имена суть имена одного и того же города. Впрочем, Иерусалимом, по словам Златоуста и Феодорита, называет не строения, но жителей сего города

Златословесного: В высшем значении сии слова: хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сионе, можно относить к Церкви.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


В псалме 147: Восхваляй, Иерусалим, Господа, восхваляй Бога твоего. Сион! Ибо укрепил Он запоры ворот твоих, благословил сыновей твоих. Утверждает Он в пределах твоих мир и тучной пшеницей насыщает тебя (Пс.147:1-3). Здесь пророчество о Евхаристическом хлебе. Но как насытят души алчущих и жаждущих частицы обычного хлеба, если он обычен, по вашему мнению?

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Похвали́, Иерусали́ме, Го́спода, хвали́ Бо́га Твоего́, Сио́не.

«Не городу говорит пророк, а его яштелям. Этими словами, – поясняет св. Злат., – пророк выразил следующее: Бог приблизил тебя, народ Еврейский, к Себе, сделал тебя Своим наследником и, будучи общим Владыкою всех, стал твоим по преимуществу; – это первое и главное из всех благ».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

2 и 3 стихи ясно указывают, что псалом написан по поводу восстановления Иерусалима по возвращении из плена, когда уже были поставлены городские ворота, т. е. заканчивалось его построение и когда полевые работы евреев окупались обильными жатвами.

Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе

Хвали, Иерусалим, Господа, укрепляющего тебя. Господь утвердил мир в пределах твоих. Господь велик и всесилен: холод, жар, дождь и град происходят по Его воле. И этот Господь дал закон Иакову, но не другому какому народу

Призывается весь еврейский народ к восхвалению Господа, как особенного Попечителя и Покровителя только евреев (ср. 9 ст.).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе

Этот псалом также из послепленного времени и может быть подобно предыдущему написан во времена Неемии, который, как известно, строил стены и ворота Иерусалима (ср. Неем. гл. 7. ст. 2 с этим псалмом). Псалмопевец побуждает укрепленный снова и густо населенный (благослови сыны твоя в тебе), пользующийся миром и внешним также благосостоянием (тука пшенична) Иерусалим к прославлению Господа. Пс. этот в евр. составляет с предыдущим один псалом. LXX разделяющие на два, имеют то основание, что Пс. 147 представляет более частные черты в изображении, чем более общий Пс. 146; последний обращен ко всему народу, первый специально к св. городу; впрочем они оба могли произойти от одного и того же писателя и для богослужебных целей иудеев могли быть соединены вместе. Прибавка: Аггея и Захарии у LXX, кажется, указывает на время происхождения.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible