Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их;
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
изцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их
Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «повреждения их» (τὰ κατεαγμένα). Так как он не мог с дерзновением указать на жизнь свою, то опять указывает на несчастье, и на свойственные Богу действия. Богу свойственно – утешать угнетенных; это – собственно Его дело. Как Павел говорит, «блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты» (Рим.4:7), указывая на дело собственно принадлежащее Богу, так и пророк здесь говорит: «и исцеляет сокрушенных сердцем», выражая, что, хотя бы мы были недостойны, но так как мы – Его творение, то Он не оставит Своего создания, не отступит от свойственного Ему дела. Так и Павел говорит: «как начал, так и окончил у вас и это доброе дело» (2Кор.8:6); и другой: «чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15); и этот самый Пророк в другом месте: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс.50:19). Итак, когда ты захочешь получить утешение, то смири себя, предай сокрушению душу свою. Это сказано о благоволении Божием, о благости и человеколюбии Его, о том, что Его дело – утешать находящихся в несчастьях; а дальше говорится о могуществе Его.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Исцеляяй сокрушенныя сердцем, и обязуяй сокрушения их». К телесному Пророк присоединил духовное, и показал, что Бог, не пленным только дарует свободу, но и приявшим на себя греховныя язвы подаст исцеление.
Евфимий Зигабен (†1118)
Исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения (огорчения) их.
То же самое сказал о Боге и Павел: утешающий огорченных утешил нас (2Кор. 7, 6): потому Бог, как врач более душ, нежели тел, своим делом почитает успокаивать и утешать тех, которые сокрушенны и смиренны сердцами по причине искушений и бедствий. А если Бог утешает тех, которые невольно усмирены искушениями, то не гораздо ли более утешает тех, которые смиренны добровольно по добродетели смирения? Обязания же сокрушений суть угождения и утешения делами и словами. Сии слова говорит Давид о благости Господа, а следующие за сим о силе и премудрости Его.
Посему если, говорит Златословесный, хочешь получить утешение, смиряй себя, сокруши свою мысль.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
С Евр.: «Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их». По Злат. – Бог утешает несчастных, смиряющих себя и сокрушающихся душою своею.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-3 Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: изцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их:
Повод к восхвалению Господа - возвращение из плена еврейского народа и восстановление Иерусалима. Эти события, являясь началом новой, национально самобытной эры жизни, исцеляют те скорби в евреях, которые были последствием сознания, что в плену они - рабы, потерявшие политическую и гражданскую самостоятельность, о которой сетовали и которой страстно желали. Теперь эти сетования закончились и желания евреев осуществились.