Скрыть
Не въ си́лѣ ко́нстѣй восхо́щетъ, ниже́ въ лы́стѣхъ му́жескихъ благоволи́тъ:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-11 Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его

Так как они были слабы, не имели оружия и нуждались во всем, то, чтобы они не смущались этим, смотри, как он исправляет такой недостаток. «Не силу коня, говорит, Он любит и не к (быстрому) бегу мужа благоволит, благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «в ожи­дающих милости его» (τοις αναμένασιν). Если, говорит, вы будете иметь страх и совершенную надежду на Него, то приобретете Его благоволение; а приобретши Его благоволение, будете могущественнее всех, кто имеет коней и оружия. Нужно только одно: не унывать и не смущаться, но ожидать Его милости, потому что в том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое. И хорошо сказал он: «на милость Его», потому что они не имели дерзновения по делам своим. Хотя, говорит, ваши дела изменяют вам, но надейтесь на Его милость, и вы удостоитесь Его попечения и помощи.

Беседы на псалмы. На псалом 146

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 10-11 «Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит»: «Благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его». Не телесною силою, говорит Пророк, не искуством ездить на конях, не быстротою ног, благоугождается Бог, но добрыми делами, которыя творятся богобоязненностию. Но не о боящихся только с особенною попечительностию промышляет Бог, но и о тех, которые впали в грехи, но прибегли к покаянию, и подкрепились надеждою на человеколюбие. Ибо Пророк сказал, что Бог благоволит не к совершенным только подвижникам добродетели, но и к ожидающим божественной милости.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не в силе констей восхощет, ниже, в лыстех (не в голенях) мужеских благоволит.

Хотением и благоволением Давид здесь называет изъявление Богом удовольствия; а под силою и голенями разумеет крепость. Ибо, как в мышцах, или руках находится сила рук, так и в голенях, т. е. в ножных частях заключается крепость ног. Богу, говорит, не угодна сила бессловесного и седока его. Или неблаговолением хочет выразить то, что Бог не дает крепости и победы крепким мышцам и сильным голеням. Но к кому благоволит, послушай далее.

Златословесного: Частью означает всю телесную силу и охуждает крепость сил.

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит

Ниже в лыстех (не в голенях) мужеских благоволит; то есть Бог не дает крепости и победы крепким мышцам и сильным голеням.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Не в си́ле ко́нстей восхо́щет, ниже́ в лы́стех му́жеских благоволи́т.

С Евр.: «Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит». «Не телесною силою, говорит пророк, не искусством ездить на конях, не быстротою ног благоугождается Бог, но добрыми делами, которые творятся богобоязненностию» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его.

Величие человека и целого народа зависит не от обилия его военной силы («конь» - символ военной крепости, так как количеством колесниц и коней на древнем Востоке измерялась сила врага), физической ловкости и выносливости воина («ноги человеческие», т. е. уменье быстро, долго и сильно бегать, что очень важно на войне), а степени веры в Бога. Последнее оправдалось на евреях. Они - народ не военный и не боевой - были в плену бесславными и бесправными рабами у могущественных язычников, но получили свободу и независимость не успешной внешней борьбой со своими врагами, а по милости Господа, на Которого одного надеялись.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит

Спасши так чудесно Свой обессиленный и угнетенный народ, Господь ясно показал, кому Он благоволит: не язычникам, полагающимся на свое естественное могущество (сила конская – конница; лысты мужеские – могущественная пехота), но надеющимся на Него и исполняющим закон Его иудеям.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible