Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Изми́ мя от вра́гъ мои́хъ, Го́споди, къ Тебѣ́ прибѣго́хъ.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох». Спасаясь бегством от врагов, Тебя имею прибежищем, и молю избавить меня от козни их.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ст. 9-10 Изми мя от враг моих, Господи! к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты ecи Бог мой
Не сказал: научи меня воле своей, но по замечанию Златоуста, научи меня творить волю Твою; потому что блажен или счастлив не тот только, кто знает волю Божию, но тот кто исполняет ее, так как знать волю Божию легко, а исполнять ее трудно; почему по словам Евсевия нужно наставление и вспомоществование от Бога.
Слова Феодорита: Молю Тебя и о том, чтобы мне не только знать, что Тебе угодно, но и делать угодное Тебе; поелику я знаю, что Ты Бог мой и Владыка.
Дух Твой благий наставит мя на землю праву
Благой, говорит, и Святой Дух Твой, Господи, наставит меня на прямой и ровный путь, каковой составляет добродетель: она пряма, как непогрешительно ведущая людей ко спасению, и ровна, как свободная от преткновений и стремнин, каковые суть страсти и грехи.
Златословесного; Видишь ли, как мы узнаем, как научаемся совершать путь действием Святого Духа? Посему и Павел говорил: Нам же Бог открыл Духом своим. Божественного Василия: Бог называется и действительно благ. Благ также и Дух Святой, имеющий не приобретенную благость, но находящуюся в самой природе Его.
Толковая Псалтирь
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-10 Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к тебе прибегох. Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву.
Я жду от Тебя помощи, как жаждущая земля дождя. Даруй мне Твою милость и избавь от врагов
«Рано услышать милость» - увидеть скорую помощь. - «Укажи мне путь, по которому мне идти», «научи меня исполнять волю Твою», «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» - выражения синонимические. Научи меня, Господи, неуклонному следованию Твоим заповедям, чтобы мне быть достойным обитать в той земли (Палестине), которую Ты назначил только для праведных.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох
Да освободит его Господь из власти врагов, и, чтобы сделать это возможным, да руководит его внутренне к точному исполнению Его воли! Несомненно Он сделает это; Дух Его будет руководить псалмопевца прямым путем добродетели, освободит его из опасности смерти и избавит от власти врагов.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 8–9 Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох
Находясь в самых тяжких и трудных обстоятельствах своей жизни, царепророк Давид продолжает умолять Бога о скорой милости. В то же время, выражая свое полнейшее упование на Бога, он надеется на скорое получение помощи от Него. Увлеченные льстивыми словами и обещаниями Авессалома, израильтяне в большинстве изменили Давиду и предались на сторону возмутившегося царского сына. Провозглашенный царем, Авессалом с большим войском двинулся на Иерусалим. А Давид, застигнутый врасплох и пораженный страхом, с незначительным числом преданных ему людей, в великом смятении и с глубокой печалью, поспешно удалился из своей столицы в пустыню Иудейскую. Мятежники вступили в Иерусалим. Вот в это время, по всей вероятности, в одну из тревожных ночей, он обратился к Богу с молитвою подать ему помощь, утешить его радостным известием. Насколько близка была к нему опасность, угрожавшая его жизни со стороны врагов, настолько же нужна была ему и скорая помощь от Бога, и потому он умолял и надеялся получить эту помощь и милость Божию не далее, как заутра, т.е. на утро следующего дня. Уповая на Тебя, говорит, я не теряю надежды, что Ты, Господи, не оставишь меня в этом крайне затруднительном положении и обрадуешь меня Своею милостию и помощию.
«Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти», т.е. научи меня, как я должен поступить, на что мне решиться в теперешнем моем опасном положении. Ибо «к Тебе возношу душу мою» (пер. с евр.), нуждаясь в помощи и вразумлении; я не надеюсь на человеческие силы и мудрость, не жду от них пользы, напротив, по словам св. Иоанна Златоуста, «к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры», в надежде получить от Тебя вполне мудрый и безопасный совет и верное указание того, как я должен поступить, на что решиться теперь. Такую же полную и совершенную преданность Богу выражают и дальнейшие слова: «Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю» (пер. с евр.). Слова эти означают, что пророк оставил всякую надежду на помощь человеческую и прибегает к Богу, у Него только ищет убежища и защиты, и под Его только покровом надеется избавиться от опасностей и бед, угрожающих ему от врагов.