Скрыть
Совѣ́тъ ни́щаго посрами́сте: Госпо́дь же упова́нiе его́ е́сть.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

Совет нищаго посрамисте. Это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

По­тому что сказано: кроме Бога не бойся другого. Обличает (Господь) и Иерусалим, говоря: «кто ты, что боишься человека, который умирает» (Ис.51:12). Это было сказано относительно Сеннахирима и Рапсала, которые сочли народ Божий легко одолимым и презрели Господа, которого не при­звали. Но хотя ни один человек не гнал их, они обратились в бегство, потому что Господь всех их нашел нечестивыми, как бы приникнув с неба. Они отнеслись презрительно к Езекии, как к слабому человеку, и к роду благочестивых, им управляемых, ко­торый он праведно пас. «Советом» же назвал (здесь пророк) твердую уверенность в Боге. Или иначе: как при договоре нужно смотреть не на лица, так относительно советов должно обращать внимание не на власть или преимущество, но на ум. Между тем иудеи старались посрамить совет Спасителя, считая Его каким-то нищим, а не самим богатством Божества. Они отвергали и учение Его, и чу­деса, как не божественные и случайные.

Беседы на псалмы. На псалом 13

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-6 Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

«Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша». «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх». Вы, снедаюшие народ Мой, не хотели уразуметь сего; поэтому из самаго опыта дознаете, что этот народ неудобоуловим, и что вы не можете, подобно какому-то снедаемому хлебу, расточать его, пренебрегая Мое промышление. Ибо сие выражает Пророк словами: «Господа не призваша». Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать. Ибо сие означают слова: «тамо убояшася страха, идеже не бе страх». А слова: «ни ли уразумеют вси делающии беззаконие» должно читать с особенною выразительностию. Сие же: «Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога», сказал Пророк человекообразно, показывая, что с небеси наслал Бог наказание на Ассириян. Ибо явно, что Бог всяческих повсюду пребывает, и, по пророческому слову, «содержить круг земли и живущия на ней, аки пруги» (Исх.40:22).

«Яко Бог в роде праведных». «Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть». Творит же сие Господь всяческих ради добродетели царя Езекии и благочестно им пасомого рода, который вы, злочестивые, пренебрегли, как ничего нестоющий, и посмеялись его твердому на Меня упованию. Ибо сие упование Пророк назвал советом, а не целию. Надежда на Меня как бы священным якорем служила роду сему, и он улучил спасение, как надеялся. Ибо сие присовокупил Пророк.

Евфимий Зигабен (†1118)

Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

Это сказал Давид к ассирианам. Вы, говорит, почитаете за ничто мысль Езекии, которую он возымел, чувствуя, что он нищ в отношении к готовности на брань. Что ж он помышлял?—то, что поелику ему не оставалось надежды на какую либо помощь человеческую, он должен был прибегнуть к одному Богу, покрывшись вретищем и посыпав перстию главу свою. Узнав это, ассириане смеялись, как над вещью бесплодною. Итак вы, говорит, смеялись над сим советом Езекии; но он имеет надежду и упование свое на Господа и в Нем одном нашел помощника себе.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть.

Пророк ополчается противу гигантов оных, которые смеются простоте верных, когда они в бедствиях своих взывают к Богу и спокойно помощи Его ожидают. Ибо плотским людям ничто так не кажется нелепо, как прибегать к Богу, когда Он в бедствиях их не помогает им: понеже обыкновенно судят о Боге по настоящим знакам милости Его. И потому, когда видят сынов Божиих обременяемых бедствиями, поносят суетную, по мнению их, надежду, и с язвительными насмешками нападают на них, аки бы они всуе уповают на Бога, от Котораго себе помощи не видят. Давид, ругаяся взаимно сей гордости их, провозвещает, что и сие будет причиною погибели их, яко посрамляют совет нищаго, – аки бы убогие, но праведные люди безумно творят, когда надеются на покровительство Божие: и купно научает, что нет ничего благоразумнее, как зависеть от Господа, и что в сем состоит преизящнейшая премудрость дабы успокоиваться в обещаемом от Него спасении, сколько бы кто не бедствовал.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.6   Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

Ст.6   Вы посмеялись над мыслию нищего, что Господь упование его.
 

Т.е. «вы, злочестивые, пренебрегли род праведных, как ничего не стоющий, и посмеялись твердому его на Меня упованию. Ибо сие упование на Бога пророк называет советом» (Бл. Феод.). По св. Афан., «это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа». 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

Бог, который внимательно следит за человеком («с небес призрел» 2 ст.), не оставит их без наказания: там, где для праведных нет страха, нечестивые будут трепетать («убоятся они страха»). Конечный суд над всем живущим принадлежит Богу, поэтому выражение «там» - значит пред Богом, на Его суде, когда Господь покарает нечестивых и наградит только праведных, так как для последних Он есть их «упование» и Его благоволение только «в роде праведных».

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

После возвещенного нечестивцам наказания псалмопевец снова изображает их злобу, состоящую в том, что они делают тщетными все планы преследуемого ими, и именно потому, что он человек богобоящийся и друг Божий (Господь упование его есть), они же ненавидят Бога и тех, кого Он любит.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть

Весьма обычное явление у людей, что простые и бедные люди наиболее тверды бывают в вере и благочестии, и они же всегда с верою прибегают к Богу и от Него одного больше всего ожидают помощи. Не теряют они надежды на милость Божию даже и тогда, когда, по-видимому, долго не получают ее, когда вера их подвергается испытанию, когда люди беззаконные и нечестивые, преданные суете и плотоугодию, осмеивают их веру и надежду на Бога, называя ее тщетною и говоря, что они всуе уповают на Бога, от Которого нет им никакой помощи. Обличая нечестивых за такое соблазнительное отношение к бедным, пророк говорит, что и оно будет также причиною их погибели, в наказание за то, что они посрамляют совет нищаго, будто бедные, но верующие люди глупо делают, когда надеются на покровительство Божие.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible