13
В конец, псалом Давиду.
В настоящем псалме со всею ясностью обнаруживает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях, чтобы проповедать необходимость пришествия Христова.
Пс.13:1. Рече безумен в сердце своем: несть Бог.
Поскольку, не помыслив, что есть Бог, Который назирает и праведным судом судит человеческие дела, привели они в исполнение всякое непотребное дело, то по сему самому
Пс.13:2. Господь с небесе приниче.
А это ясно указывает на пришествие Господа к человекам.
Пс.13:3. Несть творяй благостыню, несть до единаго.
Господь, пришедши, не нашел ни одного делателя благостыни, но всякий оказался виновным во всяком гнусном деле.
Пс.13:4. Гроб отверст гортань их2.
И демоны, как снедь, держали человека в гортани своей, не представляя, что Бог не может забыть создания Своего.
Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие?
Слово «Господа» должно читать после знака препинания и брать вне связи речи, чтобы выходил такой смысл: все уклонились и сделали это; не познают они Господа.
Господа не призваша снедающии люди Моя в снедь хлеба.
Ибо снедали людей Его, убеждая покланяться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Ибо так вместо прошедшего времени должно читать будущее.
Пс.13:5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх.
Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен; ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, то есть, со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому что угрожает закон, а из благоговения, какое прилично паче свободным.
Яко Господь в роде праведных,
оправдываемых Его пришествием.
Пс.13:6. Совет нищаго посрамисте.
Это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа.
Пс.13:7. Кто даст от Сиона спасение израилево?
В этом заключается двоякое пророчество. Ибо возвещает не только спасение, какое в то время было утесненным, но и то спасительное явление нашего Спасителя от Сиона, какое будет по прошествии многого времени.
Пс.13:8. Возрадуется Иаков,
– разумеет святых патриархов и пророков, радостию радующихся, что Христос исполнил предсказанные ими обетования; а в этих обетованиях предвещалось спасение всех народов.
* * *
По некоторым чтениям [См. Пс.13:3' четвертый стих псалма сего читается так: «гроб отверст гортань их, языки моими лщаху, яд аспидов под устами их: ихже уста клятвы и горести полна суть: скоры ноги их пролияти кровь, сокрушение и озлобление на путех их: и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия пред очами их: ни ли уразумеют» и проч.