Скрыть
ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»

Сперва умоляя всех, премудрость призывает и простецов тонкость уяснить, и неученых приложить сердце, чтобы усердный и внимательный читатель уразумел достоинство упорядоченных и разрозненных слов. Следовательно, она учит заниматься всем, понимать, оценивать все и достигать всего, сообразуясь с ее правилами и установлениями.

О Троице

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»

Указывать на полезное Педагог благоволит через Соломона, говоря: К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Слушайте, потому что я буду говорить важное (Притч 8:4,6). Советует же Он здесь спасительное, потому что совет имеет целью или поощрение к какому-либо делу, или отклонение от него. <…> Совет может быть трояким. Во-первых, для него берутся примеры из времен прошедших, например, то, что постигло евреев после поклонения золотому тельцу, что постигало их после любодейств. Во-вторых, для него используется наблюдаемое в настоящем, то, что как бы руками можно осязать. Сюда относятся слова, сказанные к спрашивавшим Господа: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? - Пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф 11:3-6). <…> На основании предвидения вещей будущих слагается третий род совета, когда Бог грозит грядущими событиями. Поэтому Он говорит, что впавшие в грехи брошены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф 22:13). Отсюда становится очевидным, что Бог пользуется всякого рода воспитательными средствами, чтобы призвать людей ко спасению.

Педагог

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

Ст. 4-7 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих»

Ибо истину готовится изречь язык мой, и отвратительна для моих уст ложь (Притч 8:7; LXX). Следовательно, не получили спасения при крещении те, которые не приняли сердцем и устами истину веры. Поэтому хотя они имели видимость благодати, которая заключалась в обряде крещения, но отвергли силу благодати, то ни жизни, ни спасения не получили.

Письма

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-13 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу»

Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям - к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам [Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 - «люди» или «мужи» (ишим) и - «сыны человеческие» (бене-адам) так: «если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову - «мужами», ишим, а если нет, то - «сынами человеческими», бене - адам, подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая» (Midr. s. 21)]; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца (ст. 5), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. I:4; Еккл I:13) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф X:16). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой (ст. 6; ср. Мф VII:29), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека (ст. 7-9). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10-11, сн. III:14-15; Иов XXVIII:15-16; Прем VII:9). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12-13, сн. I:7, IX:10).

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 8:4-9

«К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые ; разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих  правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание» (Притч. 8:4–9).

Как мы помним, согласно Книге Притч неразумные – это не те, у кого не развиты интеллектуальные способности, а люди, которые следует путём греха. И наоборот, разумными называются люди, которые следует путём добродетелей, путём Божиим. И вот к тем, кто ходит по пути греха, обращаются как к неразумным и призывают их научиться благоразумию, научиться разуму Божьему.

Это доказывает, что люди, избравшие путь греха, не могут сказать, что они стали такими по причине того, что Бог недостаточно позаботился о них. Господь ко всем обращает действие призывающей благодати. Подчеркивается, что Он говорит также и к неразумным. Их грехи не закрыли для них возможности встать на путь Божий. Если уныние и отчаяние подступает с мыслью «ты уже не спасешься», то нужно напомнить себе эту непреложную истину: пока мы живы, ничего не потеряно, мы еще можем уйти с пути греха и вернуться на путь премудрости. Господь такую возможность нам оставляет.

И далее говорится: «слушайте, потому что я буду говорить важное и изречение уст моих правда». Святитель Иларий Пиктавийский говорит, что «сперва умоляя всех, премудрость призывает и простецов уяснить тонкость, и неученых приложить сердце, чтобы усердный и внимательный читатель уразумел достоинство упорядоченных и разрозненных слов. Следовательно, она учит заниматься всем, понимать, оценивать все и достигать всего, сообразуясь с ее правилами и установлениями».

Некоторые люди думают, что их религиозная жизнь ограничивается тем моментом, когда они пересекают порог храма. А когда они идут на работу, или общаются с родственниками, с друзьями и так далее, то уже могут действовать по каким-то другим правилам. Нет, эти правила, которые даёт нам Господь, в том числе и через Книгу Притч, должны служить для нас руководством в нашей повседневной жизни.

Ещё стоит обратить внимание на стих: «нечестие  мерзость для уст моих… нет в моих словах коварства и лукавства». Здесь указывается на несмешиваемость истины Божией со всякой ложью. Нечестие – это неправильное, ложное понимание и почитание Бога, невоздавание Ему должной чести, истинного почитания. Само по себе очень строгое и принципиальное разграничение правды, единственной совершенной правды, от лжи и нечестия, очень непопулярно сейчас. Нас пытаются убедить, что нужно быть толерантным ко всем точкам зрения, и понимают это не просто как уважительное общение с людьми, а как то, что мы сами должны считать, будто ложь имеет такие же права, как и правда. Что фактически нет единственной истины, а, как говорят, «у каждого своя правда», «истин много», «все веры ведут к Богу» и так далее. А того, кто с этим не согласен, объявляют фанатиком, человеконенавистником. Но этот взгляд совершенно далёк от библейского миропонимания и от православного миропонимания, согласно которому есть один Бог и одна истина – это то, что Он говорит, и эта истина не терпит никакого компромиса с ложью.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible