Скрыть
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

Искажая смысл и значение изречения, они [ариане - прим. ред.] силятся подтвердить этим, что Бог [Сын] скорее сотворен, нежели рожден, потому что сказано: Господь соделал меня начетом путей Своих для дел Своих (Притч 8:22; LXX). Так что, по ним, Он существует в соответствии с общей природой творений, хотя является более высоким родом твари, в которой не слава Божественного рождения, но достоинство твари, имеющей силу.

О Троице

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

<…> Ссылаясь во всех случаях на это изречение, [твои противники] продолжали утверждать, что Сын есть одно из творений, и сопричисляли Его к получившим бытие творениям. Но, по моему мнению, это изречение не уразумели они хорошо. <…> Итак, если Сын, то не творение, если же творение, то не Сын. Ибо великая разность между одним и другим, и один и тот же не может быть Сыном и творением; иначе надлежало бы признать, что сущность его от Бога, и вне Бога.

О решениях Никейского собора


Господь создал меня началом путей Своих для дел Своих (Притч 8:22; LXX). <…> В Писаниях назван Он и рабом, и сыном рабыни, и агнцем, и ягненком; сказано о Нем, что утомлялся, жаждал, был бит и пострадал. Но таковые выражения в Писаниях имеют близ себя и предлог, и основательную причину, в том именно, что стал Он человеком и сыном человеческим, приняв на Себя образ раба, то есть плоть человеческую. Ибо Иоанн говорит: Слово стало плотию (Ин 1:14). Если же стал человеком, то не должно иным соблазняться подобными выражениями, потому что человеку свойственно быть созданным, прийти в бытие, образоваться, утомляться, страдать, умереть, быть воскрешенным из мертвых. И будучи Словом и Премудростью Отца, Он имеет все принадлежащее Отцу: вечность, неизменяемость, подобие по всему и во всем, и то, что не первоначальнее по бытию и не впоследствии пришел в бытие, но сопребывает со Отцем и Сам есть тот же образ Божества; а также зиждительность и несозданность, потому что, будучи подобен Отцу по сущности, Он не сотворен, но есть Творец, как Сам сказал: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5:17). Так, став человеком и понеся на Себе плоть, по необходимости Он называется созданным, и сотворенным, и имеющим все свойственное плоти.

Послание к епископам Египта и Ливии


Для того Слово и восприяло на Себя тело созданное и человеческое, чтобы Ему, как Зиждителю, обновить этим тело, обожить в Себе, и, таким образом, всех нас по подобию Своего тела ввести в Небесное Царство. Но опять, не обожился бы человек, сочетавшись с творением, если бы Сын не был истинный Бог. Человек не предстал бы Отцу, если бы Облекшийся в тело не был истинное по естеству Отчее Слово. И как не освободились бы мы от греха и проклятия, если бы плоть, в какую облеклось Слово, не была по естеству человеческая (потому что с чуждым для нас не было бы у нас ничего общего), так не обожился бы человек, если бы Соделавшийся плотью не был по естеству сущим от Отца - истинное и собственное Отчее Слово. Для того совершилось таковое единение, чтобы по естеству, сущему от Божества, сочетать с Собою по естеству человека и чтобы через это твердыми сделаться спасению и обожению человека. Следовательно, отрицающие, что Сын - по естеству от Отца и от собственно Отчей есть сущности, пусть отрицают и то, что принял Он истинную человеческую плоть от Приснодевы Марии. Равно не было бы пользы для нас, людей, если бы Божье Слово не было истинным и по естеству Сыном, и если бы не была истинная воспринятая Им на Себя плоть…

Господь есть истинный и по естеству Божий Сын, и познается не просто вечным, но соприсущим Отчей вечности. Ибо именуются вечными и такие вещи, которых Он есть Зиждитель. Так, в псалме двадцать третьем написано: поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные (Пс 23:9); но явно, что и эти врата сотворены Им. Если же Он есть Зиждитель вечного, то может ли кто из нас сомневаться еще, что Он превыше и сего вечного? Но Господь познается не столько по вечности, сколько по тому, что Он Божий есть Сын. Ибо, будучи Сыном, не отлучен от Отца, и не было, когда бы Он не был; напротив того, Он всегда есть и, будучи образом и сиянием Отца, имеет и Отчую вечность. <…> Итак, цель эта и отличительная черта Святого Писания, как неоднократно говорили мы, - возвестить нам о Спасителе две истины: что Он всегда был Бог и есть Сын, будучи Словом, сиянием и Премудростью Отца, и что в последнее время, ради нас приняв на Себя плоть от Девы Богородицы Марии, соделался человеком…

Хотя Слово стало плотию (Ин 1:14), но немощи суть собственность плоти; и хотя плоть стала богодвижима в Слове, но благодать и сила принадлежат Слову. Дела Отчие совершал Он с помощью плоти, и, тем не менее, видимы также были в Нем немощи плоти. Так, Он вопрошал - и воскресил Лазаря; возражал Матери, говоря: еще не пришел час Мой (Ин 2:4), - и в то же время соделал воду вином, потому что во плоти был истинный Бог, и Слово имело истинную плоть. Посему, делами давал познавать и Себя - Сына Божия - и Отца Своего, а немощами плоти показывал, что носит на Себе истинное тело и что оно есть Его собственное.

На ариан слово третье


О лице, хотя оно есть лицо Спасителя, тогда уже говорится, когда, приняв на Себя тело, говорит о Себе: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя. Ибо как истинному Сыну Божию совершенно приличествует вечное бытие и бытие в лоне Отца, так соделавшемуся человеком прилично выражение: Господь созда Мя. Ибо тогда говорится уже о Нем, что Он и алкал, и жаждал, и спрашивал, — где лежит Лазарь, и пострадал, и воскрес. И как слыша, что Он — Господь, и Бог, и Свет истинный, представляем Его сущим от Отца, так слыша: созда, и раб, и пострадал, справедливо будет не приписывать этого Божеству, потому что Божеству это не свойственно, но относить к плоти, которую понес Он на Себе ради нас, потому что ей это свойственно, и сама плоть принадлежит не кому-либо иному, но Слову.

Не одно, как знаете, значение слова: созда. Созда здесь должно принять вместо: поставил над делами, Им сотворенными и сотворенными чрез Самого Сына. Но не в значении сотворил употреблено теперь слово созда, потому что есть разность в словах: сотворить и создать. Не Сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя? — говорит Моисей в великой песни во Второзаконии (32:6). И им скажет иной: какие безрассудные люди! Ужели тварь — Перворожденный всея твари (Кол 1:15), Рожденный из чрева прежде денницы (Пс 109:3) как Премудрость, Изрекший: прежде всех холмов раждает Мя (Притч 8:25)? И во многих местах Божественных словес найдет всякий, что Сын называется рождением, а не сотворенным, и этими местами ясно изобличаются составляющие ложные понятия о Господнем рождении и осмеливающиеся Божественное и неизреченное рождение Его называть творением. Итак, не должно чудную и Божественную Единицу разделять на три божества, и словом сотворение устранять достоинство и всепревосходящее величие Господа, напротив того, надлежит веровать в Бога, Отца, Вседержителя, и во Христа — Иисуса, Сына Его, и в Духа Святого, веровать, что Слово — в единении с Богом всяческих, ибо говорит: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30), и: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин 14:11). Таким образом соблюдутся и Божественная Троица, и святая проповедь о Единоначалии.

Послание о постановлениях Никейского Собора


Поелику это притча и сказано это приточно, то предлагаемого речения не должно принимать просто, надлежит же найти лицо, о ком это сказано, и потом уже благочестно приноровить к нему смысл речи.

Поэтому если написано это об ангеле или о другом каком созданном существе, то пусть и сие сказуемое «созда Мя» разумеется как об одной из подобных нам тварей. Если же Божия Премудрость, Которою создано все получившее бытие, говорит сие сама о Себе, то не должно ли понимать так, что говоря: «созда», выражает не противное нечто речению «роди»? Не к тварям сопричисляет Она Себя, как бы забыв, что Сама творит и зиждет, или не зная различия между Творцом и тварями, но выражает некую мысль, как в притчах, «не яве», но сказанную прикровенно, которую святым вдохнула изречь пророчески. Сама же вскоре потом в соответственность «созда», выражая ту же мысль другими речениями, говорит: «Премудрость созда Себе дом» (Притч. 9, 1). Явно же, что дом Премудрости есть наше тело, какое восприяв на Себя, сделалась Она человеком. И справедливо говорится у Иоанна: «Слово плоть бысть». У Соломона же Премудрость говорит о Себе предусмотрительно, не так: «Я – тварь», но только: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя»; «созда» же «Мя», не бытие Мне дав, и не потому, что общее с тварью имею начало и происхождение.

И здесь Слово вещало через Соломона, обозначая не сущность Божества Своего и не вечное преискреннее рождение Свое от Отца, но опять Свое человечество и о нас домостроительство. Поэтому, как и прежде замечено, не сказало: Я – тварь или стало тварью, но только «созда». Твари, имея созданную сущность, принадлежат к числу созданных, и о них сказуется, что созидаются, и тварь, без сомнения, созидается. Одно же это речение «созда» не указывает еще непременно на сущность или рождение, но выражает, что о ком сказуется оно, с тем происходит нечто иное, и о чем сказуется, что оно созидается, то не есть уже непременно тварь по естеству и по сущности.

И это различие известно Божественному Писанию. О тварях говорит оно: «исполнися земля твари Твоея» (Псал. 103, 24), и: «сама тварь… совоздыхает и сболезнует» (Римл. 8, 22), и в Апокалипсисе сказано: «и умре третия часть созданий сущих в мори, имущих души» (Апок. 8, 9), как и Павел говорит: «всякое создание Божие добро, и ничто же отметно, со благодарением приемлемо» (1Тим. 4, 4), и в книге Премудрости написано: «И премудростию Твоею устроивый человека, да владет сотворенными от Тебе тварми» (Прем. 9, 2). А что Писание об этих в собственном смысле тварях говорит: они созидаются, это можно также слышать от Самого Господа, который говорит: «Сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть» (Матф. 19, 4), и Моисей пишет в песни: «вопросите дней первых, бывших прежде вас, от дне в оньже сотвори Бог человека на земли, и от края небесе» (Второз. 4, 32). Павел же в послании к колоссянам говорит: «Иже есть образ Бога невидимаго, перворожден всея твари: яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех» (Кол. 1, 15–17).

Итак, что существа, по естеству имеющие тварную сущность, называются тварями и созидаются, для напоминания об этом достаточно приведенных мест из Писания, наполненного ими; а что одно употребленное речение «созда» не означает непременно сущности и происхождения, о сем воспевает Давид: «да напишется сие в род ин, и людие зиждемии восхвалят Господа» (Псал. 101, 19), и еще: «сердце чисто созижди во мне, Боже» (Псал. 50, 12). Павел же в послании к Ефесеям говорит: «закон заповедей ученми упразднив, да оба созиждет Собою во единаго новаго человека» (Ефес. 2, 15), и еще: «облекитеся в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины» (Ефес. 4, 24). Давид говорил не о каких – либо по сущности зиждемых людях и молился не об ином сердце кроме того, которое имел, разумел же обновление и освящение сердца по Богу. И Павел имел в виду не два какие – нибудь народа, по сущности созидаемые о Господе, и советовал нам не в иного какого облечься человека, человеком же по Богу наименовал добродетельную жизнь и под созидаемыми о Христе разумел два народа, обновляемые о Христе. Подобно сему сказанное у Иеремии: «созда Господь спасение в насаждение ново, в немже спасеннии обыдут человецы» (Иер. 31, 22). Пророк, говоря это, обозначает не какую – либо сущность твари, но пророчествует о спасении, обновляемом в человеках и совершаемом для нас во Христе.

Поелику таково различие между тварями и тем, о чем сказуется только «созда», то если найдете где в Божественном Писании, что Господь нарицается тварью, покажите это и стойте в своем. Если же нигде не написано, что Он есть тварь, Сам же о Себе говорит в Притчах: «Господь созда Мя», то устыдитесь объясненного теперь различия и сказанного приточно, а когда слышите «созда», разумейте, что не Себя называет Он тварью, но Свое человечество, которому и свойственно быть созданным.

Само изречение это показывает, что ваше есть только изобретение называть Господа тварью. Господь, зная, что сущность Его есть единородная Премудрость, Отчее рождение и не одинакова с созданными и по естеству тварями, человеколюбиво говорит теперь: «Господь созда Мя начало путей Своих», а это значит: Отец «тело… совершил Ми есть» (Евр. 10, 5), и «созда Мя» для человеков, ради человеческого спасения. Ибо как, слыша у Иоанна: «Слово плоть бысть», представляем, что не само Слово всецело есть плоть, но что облеклось Оно плотию и соделалось человеком, и слыша, что Христос бысть «по нас клятва» (Гал. 3, 13), и: «не ведевшаго… греха по нас грех сотвори» (2Кор. 5, 21), представляем, что не Он всецело сделался клятвою и грехом, но что принял на Себя клятву лежавшую на нас, по сказанному апостолом: «искупил ны есть от клятвы» (Гал. 3, 13), и, по слову Исаии, носил грехи наши (Ис. 53, 4), и по написанному у Петра, «вознесе их на теле Своем на древо» (1Петр. 2, 24), так, если слышим в Притчах «созда», должны представлять, что не Слово всецело по естеству есть тварь, но что облеклось Оно в тварное тело, что ради нас «созда» Его Бог, для нас, по написанному, совершив Ему тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться и обожиться. Поэтому что же обольстило вас, несмысленые, Творца называть тварью? Или где купили вы себе это новое мудрование и величаетесь им? Притчи говорят созда, но Сына называют не тварью, а рождением, и по изъясненному перед сим, на основании Писаний, различению речений «созда» и «тварь» признают собственно по естеству принадлежащее Сыну, то есть, что Он единородная Премудрость и Зиждитель тварей; говоря же «созда», не о сущности Сына говорят это, но обозначают, что сделался Он началом многих путей, так что речение «созда» противополагается речению рождение, и выражение «начало путей» – тому, что Сын есть единородное Слово.

См. также Толкование на Притчи 8:25

На ариан слово второе

Василий Великий, свт. (†379)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

Если во плоти Пришедший говорит: «Аз есмь путь», и Он сказал: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Иоан. 14, 6); то Им же Самим сказано: «Господь созда Мя начало путей Своих». Но и о рождении употребляются слова: создание и тварь, например: «создах человека Богом» (Быт. 4, 1); и еще: «сотвори сыны и дщери» (Быт.5,4); и Давид говорит: «сердце чисто созижди во мне, Боже» (Псал.50, 12), прося не другое дать сердце, но очистить то именно, какое имел. Именуется также: «нова тварь» (2Кор.5, 17), не потому что происходит другая тварь, но потому что просвещаемые уготовляются к лучшим делам. Если Отец создал Сына на дела; то Он создал Его не ради Его Самого, но ради дел. Но что бывает ради другого, а не ради себя самого; то или составляешь часть того, для чего бывает, или меньше его. Поэтому Спаситель будет или часть твари, или меньше твари. Итак, необходимо разуметь сие место о человечестве Его. А иной мог бы сказать, что и Соломон сказал сие о той премудрости, о которой и Апостол упомянул, говоря: «понеже бо в премудрости Божьей не разуме мир премудростию Бога» (1Кор. 1, 21). Сверх сего, сказавшие сие не пророк, но приточник. А притчи – изображения чего-то другого, а не того самого, что в них говорится. Если это — Бог Сын, Который говорит: «Господь созда Мя»; то Ему лучше бы сказать: «Отец созда Мя», ибо нигде не называл Его своим Господом, но везде Отцем. Поэтому, к Богу Сыну надобно относить слово: родил (Прит.8, 25); а слово: «созда», к Принявшему на Себя зрак раба. Впрочем во всех сих выражениях разумеем не двоих, не Бога особо и человека особо (ибо Один был), а только по понятию отделяем естество каждого. Ибо Петр не двоих разумел, сказав: «Христу убо пострадавшему за ны плотию» (1Петр. 4, 1).

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия

Григорий Богослов, свт. (†389)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

Первое и особенно готовое у них [ариан] изречение есть следующее: Господь соделал началом путей Своих, прежде созданий Своих. Как отвечать на это? Не станем ни обвинять Соломона, ни отвергать прежнего за последнее его падение, ни толковать, что здесь представлена говорящею Премудрость, то есть то ведение и тот художнический ум, по которым все сотворено. Ибо Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например, «море говорит» то и то (Ис.23:4), и «бездна говорит: не во мне она» (Иов.28:14); также «небеса» представлены «проповедующими славу» Божию (Пс.18:1), и мечу повелевается нечто (Зах.13:7), горы и холмы вопрошаются о причинах взыграния (Пс.113:6). Но не будем отвечать подобным этому образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали это за нечто твердое. Напротив, положим, что это слова самого Спасителя – истинной Премудрости. И рассмотрим их несколько внимательнее. Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога; иначе она была бы первоначальнее самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? – Та, чтоб все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поскольку здесь находим и слово: «создал», и другое ясное выражение: «рождает меня» (Притч.8:25), то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли: «создал» сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: «создал меня началом путей Своих прежде созданий Своих. Дела рук Его – истина и суд» (Пс.110:7), для которых помазан Он Божеством, потому что это помазание относится к человечеству. Но слово «рождает меня» употреблено без присовокупления причины, иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак, кто будет спорить, что Премудрость называется творением по рождению дольному, и рождаемой – по рождению первому и более непостижимому?

Из этого происходит и то, что Сыну дается наименование раба, «благослужащего многим» (Ис.53:11),и что Ему «велено назваться рабом Божиим» (Ис.49:6). Ибо действительно, для нашего освобождения послужил Он плоти, рождению, немощам нашим и всему, чем спас содержимых под грехом. А для низости человека что выше того, как соединиться с Богом, и через такое соединение стать Богом и столько быть посещенным «Востоком свыше» (Лк.1:78), чтоб и «рождаемое Святое нареклось Сыном» Божиим (Лк.1:35), и даровано было Ему «имя, выше всякого имени» (а это что иное, как не то же, что быть Богом?), чтоб «всякое колено преклонилось» (Флп.2:9,10). Истощившему Себя за нас, и образ Божий Соединившему с образом раба, чтоб «знал весь дом Израилев, что и Господом и Христом Его Бог сделал» (Деян.2:36)? Ибо это было как по действию Рожденного, так и по благоволению Родителя.

Слово 30. О богословии 4-е, о Боге Сыне 2-е

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

Исходя из этого, мы понимаем то, что написано о воплощении Господа: Господь соделал меня началом путей Своих (Притч 8:22; LXX); это означает, что во искупление творений Отца Сын воплотился от Девы. И нет сомнения в том, что речь идет о таинстве воплощения, когда во избавление творений Своих от рабства греха Господь принял плоть, дабы сокрушить страданиями тела Своего того, кто обладает властью смерти. Ибо плоть Христа - ради творений, а Божество - прежде творений, ибо Сам Он прежде всего и все заключено в Нем. Посему не творения - причина Божества, но Божество - причина творения.

Пять книг о вере (к Грациану Августу)

Августин Аврелий, блж. (†430)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

Соответственно образу Бога сказано: я родилась прежде холмов (Притч 8:24), то есть раньше всех прочих тварей; прежде денницы рождение Твое (Пс 109:3), то есть раньше всякого времени и всего временного. Соответственно образу раба сказано: Господь создал меня в начале путей Своих (Притч 8:22; LXX). Соответственно образу Божию сказано: Я есмь Истина, а соответственно образу раба: Я есмь путь (Ин 14:6). И Он же как первенец из мертвых (Откр 1:5) проложил дорогу Церкви Своей к Царству Божию, к жизни вечной, завершение которой - в бессмертии также и тела, поэтому и сотворен Он в начале путей Божиих.

О Троице


Не в силах мы вернуться к Богу иначе как через смирение, оскользнувшиеся в гордыне в соответствии с тем, что было сказано первому созданию из нас: вкусите, и будете как боги (Быт 3:5). Итак, Сам Обновитель наш почитается как Тот, Кто в Себе самом показал образец такого смирения, Кто указал на путь, по которому должно возвращаться. Как Тот, Кто не почитается похитителем равного Богу достоинства, но Сам Себя умалил, приняв облик раба, дабы, соделанный началом путей Божиих, каковое есть Слово, по которому все произошло, стал человеком.

О Символе Веры

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

Слова: соделал меня (Притч 8:22; LXX), относятся не к Божественности и несмешанности, но, как было сказано, к тому, что было присвоено, в согласии с Божественным промыслом, от нашей тварной природы.

Эранист

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

Пути Господа - это Его дела, созерцание которых приводит людей к вере и познанию. Ибо невидимое Его от создания мира через рассматривание творений видимо (Рим 1:20). Его пути - это то самое сияние, чрез которое Он являет себя и бесплотным ангелам, и человеческому разуму. В начале этих путей зиждется Его Премудрость, ибо еще при начале творения рождающегося мира Сын был с Ним и вместе с Ним все созидал. <…> Смерть же тому, кто отрицает Божию силу и Божию премудрость (1Кор 1:24), то есть Христа, Который был рожден Отцом в начале и прежде всякого начала, о котором можно сказать или помыслить. В другом чтении это место передается так: Господь создал Меня началом путей Своих в Своих делах (Притч. 8:22). Отцы полагают, что это сказано о воплощении Господа, ибо [Соломон] говорит: «Господь создал Меня», а не «Отец создал Меня», имея в виду именно таинство [воплощения]. Плоть, говорят они, признает Господа, слава указывает на Отца, творение славит Господа, милость знает, что ее начало - Отец. <…> Он Сам говорит: Я есмь путь (Ин 14:6), так как воскреснув из мертвых, Он указал для Своей Церкви путь к царству Божию, к вечной жизни. В Своих делах сказано потому, что Он был рожден девой ради искупления для дел Отца, облекся плотию, дабы освободить творения Отца от служения пороку. Итак, плоть Христа - ради творения.

На Притчи Соломона

Апостольские постановления

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

Господь Вседержитель, Ты создал мир Христом и… чиноположил праздники для веселия душ наших, чтобы помнили о Премудрости, Тобою сотворенной: как ради нас Он принял рождение от жены, явился в жизни, подверг Себя крещению, явившись как Бог и человек. Он пострадал ради нас по Твоему изволению, и умер, и восстал Твоей властью. Потому и воскресения праздник торжествуя в день Господень, мы радуемся о Победившем смерть, Осиявшем же жизнь и нетление.

Афинагор Афинский (†190)

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони

[Сын] есть первое рождение Отца, не так, чтобы Он получил бытие во времени, ибо Бог, как вечный Ум и вечно словесное Существо, искони имел в Себе Самом Слово, но Он [Сын] произошел от Него для того, чтобы быть идеей и действенной силой для всех материальных вещей, которые находились в виде бескачественной природы и недейственной земли - легчайшие частицы были смешаны с тяжелейшими.

Наши слова подтверждает и Дух пророчественный: Господь имел меня началом пути Своего в дела Свои (Притч 8:22; LXX). Утверждаем, что и этот Самый Дух Святой, действующий в пророках, исходит от Бога, подобно лучу солнечному, истекая из Него и возвращаясь к Нему. Итак, кто после сего не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедуют Бога Отца и Бога Сына и Духа Святого и признают их единство в силе и различие в порядке? <…> Мы признаем и множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром, и всем, что в нем, и благоустройством их.

Прошение о христианах

Евагрий Понтийский (†399)

Господь созда Мя. И Он называется «Началом путей евангельских», ведущих нас к Царству Небесному, став не тварью по сущности, но Путем по Домостроительству Божиему. Ведь одно и то же означают слова «стать» и «быть сотворенным». Поэтому Он стал «Путем» (Ин. 14:6), «Дверью» (Ин. 10:7), «Пастырем» (Ин. 10:11), «Ангелом» (Ис. 9:6), «Овцой» (Деян. 8:32), а также «Первосвященником» (Евр. 2:17) и «Посланником» (Евр. 3:1) — все эти названия прилагаются к Нему соответственно различным точкам зрения на Него.

Послание о вере

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-31 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими

В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог, через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» (Ин I:1-3, ср. Евр I:2; Откр III:14). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, - есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: «Господь созда (LXX, έκτισε) мя начало путий Своих» (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. кана в смысле: приобрел (εκτήσατο, как у Филона и Оригена, или έκτησέ με, как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: имел Меня началом…); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной. В книге Иисуса сына Сирахова, учение которой стоит под неоспоримым влиянием книги Притчей, Премудрость не раз называется созданной Богом: I:4: προτέρα πάντων έκτισται σοφιά; I:9: αυτός έκτισεν αυτήν; XXIV:8: о κτίσας με. Однако уже до-мирное существование Премудрости, утверждаемое в Притч VIII:22-31, составляет верное предвестие новозаветного учения о Слове или Сыне Божием. Вся речь Премудрости распадается на два отдела: ст. 22-26 и ст. 27-31, из которых в первом показывается до-мирное существование Премудрости, а во втором утверждается деятельное участие Премудрости в творении мира и отдельных видов сотворенного. Премудрость помазана была (ст. 23, ср. Пс II:6), т. е., была представлена Богом быть владычицею творений (ср. о Сыне Божием Откр III:14: 'η αρχή τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ) еще прежде появления последних - прежде сотворения самой земли в ее первобытном виде (ст. 23), прежде появления великой мировой бездны, всяких водовместилищ, гор, холмов и начала всякой органической жизни (24-25, ср. Пс LXXXIX:2, Иов XXXVIII:6 и др.) существовала и именно была рождена Богом Премудрость (ст. 24-25). Рожденная прежде всякого творение (ср. о Сыне Божием: πρωτότοκος πάσης κτίσεως, Кол I:15), Премудрость отнюдь не была пассивной свидетельницей самого творения мира, напротив, во всем процессе миротворения (ст. 27-30, и ср. Иов XXVI:9; XXXVIII:10 и дал.) Она была неизменной участницей дела Божия, отпечатлевая свой небесный облик на делах творений Божиих. И как завершением и целью творения мира было создание человека (Быт I:26 сл.), так особенным предметом участия и радости Премудрости было также именно создание человека - венца творений Божиих, на котором, как на образе и подобии Божием, совершеннейшим образом отпечатлелась печать и Премудрости (ст. 30б-31а). Это особенное участие Премудрости в деле создания человека вполне отвечает библейскому сказанию о бывшем в Пресвятой Троице совете пред сотворением человека (Быт I:26, ср. Толков Библ. т. I, с. 11). Истинный, изначальный источник радования Ипостасной Премудрости или Логоса заключался именно в общении Его с Богом Отцом (Ин XVII:24), а радость Ее в творениях и особенно в людях является отобразом той премирной радости. Отдел Притч VIII:22-30 в качестве паримии и читается в храмах на богослужении в дни: Обрезания Господня (1 янв.), Благовещения Пресв. Богор., напоминая верующим о том, что воплотившийся Сын Божий от вечности существовал в общении с Богом Отцом.

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 8:22

Следующий 22 стих был очень важен во время арианских споров. В синодальном переводе Библии этот стих звучит так: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8:22).

«Искони» значит изначально, то же самое, что «издревле». Но в переводе семидесяти этот стих звучал совсем иначе: «Господь соделал меня началом путей Своих для дел Своих». То есть употребляется слово «создал», и вот ариане чаще всего ссылались на этот стих для обоснования своей ереси. Ересь арианская говорила, что будто бы Сын Божий – это не второе Лицо Святой Троицы, не истинный Бог от Бога, а просто творение Божие, так же как и мы являемся творением. Они говорили, что это самое первое и самое лучшее творение, но это не Бог, а тварь, то есть, не Творец, а сотворенное. И они ссылались на данный стих, говоря: вот видите, Премудрость говорит: «Господь создал меня» – значит, это создание, а не Сын, творение, а не рождение. И святые отцы много места посвящали объяснению этих слов, в том виде, как они есть в греческом переводе семидесяти. Я приведу лишь некоторые из их толкований.

Вот, например, святитель Григорий Богослов говорит: «Первое и особенно готовое у них ариан изречение есть следующее: Господь соделал Меня началом путей Своих, прежде созданий Своих (Притч. 8:22; LXX). Как отвечать на это? Не станем ни обвинять Соломона, ни толковать, что здесь представлена говорящею премудрость в смысле познания и художественного ума, по которому все сотворено. Не будем отвечать подобным образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали это за нечто твердое. Напротив, положим, что это слова самого Спасителя – истинной Премудрости».

И далее святитель Григорий обращается к контексту и указывает, что в следующем стихе Премудрость говорит: «Я родилась», причем, прежде создания мира. И вот опираясь на оба этих изречения – то, что Премудрость в одной фразе говорит и о том, что она создана, и о том, что она рождена, святитель Григорий и другие святые объясняли, что это прикровенное свидетельство о Боговоплощении и о двухприродности Господа Иисуса Христа. То, что Он как Бог вечно рождается от Бога Отца, а как Человек Он явился частью нашей тварной реальности, – тело, которое Он воспринял на Себя, было сотворённым. Так что словами «Он создал меня» указывается на человеческую природу Христа, а словами «Я родилась», – на Его Божественную природу. Поскольку, как мы помним, Христос одновременно истинный Бог и истинный Человек.

Святой Афанасий Великий пишет, что «В Писаниях назван Он и рабом, и сыном рабыни, и агнцем; сказано о Нем, что утомлялся, жаждал, был бит и пострадал. Но такие выражения в Писаниях имеют причину в том, что Он стал человеком, приняв на Себя образ раба, то есть плоть человеческую. Если же стал человеком, то не должно иным соблазняться подобными выражениями как «Господь соделал меня» (Притч 8:22; LXX), потому что человеку свойственно быть созданным, прийти в бытие, образоваться, утомляться, страдать, умереть, быть воскрешенным из мертвых. Так, став человеком и понеся на Себе плоть, по необходимости Он называется созданным, и сотворенным, и имеющим все свойственное плоти».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible