Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 28:14
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.
Святые отцы
Прочие
Василий Великий, свт. (†379)
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду
И потому, хотя ублажается, который всегда пребывает в страхе, из благоговения (Притч 28:14), однако же твердо стоит в истине и тот, кто может сказать: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс 15:8).
Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду
Ваши прошения да будут духовны; да бодрствует ваш ум, ваша душа да внимает словам. Просите того, что прилично просить от Бога, дабы и получить вам просимое. И при этом ведите себя внимательно, трезвясь и бодрствуя душой, не выказывая небрежности, не носясь умом туда и сюда, но со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп 2:12), потому что сказано: Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (Притч 28:14).
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду
Следовательно, не следует тебе в этой жизни иметь надежду, что воздастся тебе при том, что ты не радеешь. Написано: Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (Притч 28:14). И опять же написано: Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (Пс 2:11). Стало быть, коротко говоря, необходимо, чтобы трепет удерживал ваш дух во время этой жизни, ибо впоследствии возликует он беспрестанно в радости беззаботной.
Письма
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-18 Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Кто ходит непорочно, тот будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них
В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету (Пс XXXI:5; I Ин I:9) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом - страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15-16, как и ст. 2-3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17-18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.