Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Притчей Соломоновых 27:6
Достовѣ́рнѣе сꙋ́ть ꙗ҆́звы дрꙋ́га, не́жели вѡ́льнаѧ лобза̑нїѧ врага̀.
Святые отцы
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего
Есть добрые обличения и часто более полезные, чем молчаливая дружба. Если друг твой считает это для себя оскорблением, то ты все-таки обличай, и если твое горькое обличение ранит душу его, то и тогда обличай без боязни, ибо сноснее раны друга, чем поцелуи льстецов (Притч 27:6; LXX). Итак, заблуждающегося друга уличи, а невинного не оставляй. Нужно быть постоянным в дружбе и устойчивым в своих симпатиях.
Об обязанностях священнослужителей. Книга I
Но все же хороши раны, что от сердечного расположения, и они должны предпочитаться поцелуям. В самом деле, сноснее раны друга, чем поцелуи льстецов (Притч 27:6; LXX). Вот и Петр наносит рану, а Иуда целует, но поцелуй последнего служит ему в осуждение, а рана первого приводит его к исправлению; в поцелуе последнего изливается яд измены, а слезами первого омывается преступление.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего
Не всякий, кто оказывает пощаду, друг, и не всякий, кто наносит удар, - враг. Надежнее язвы от друга, нежели добровольные поцелуи врага (Притч 27:6; LXX). Лучше суровая любовь, нежели ласковый обман…
Надежнее язви от друга, нежели добровольные поцелуи врага (Притч 27:6; LXX). По этой причине будем же наставлять в этом наших лучших друзей, которые одобряют искренне наши труды, с той твердостью, какая только возможна. Пусть благодаря этому они узнают, что случается меж лучшими друзьями, и тогда, когда один другому говорит что-то нелицеприятное, но этим не наносится ущерб близким отношениям и не возникает ненависть от истины, в каковой дружба нуждается, - высказано ли что нелицеприятно, будучи истинным или изреченным от искреннего сердца, которое не держит на уме ничего, что разнилось бы с тем, что на устах.
Максим Туринский, свт. (†Vв.)
Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего
Поэтому, когда порицают того, кого любят, то проявляют к нему милосердие. Ибо и любовь тоже наносит раны, которые тем слаще, чем мучительнее. Ибо духовное порицание слаще, чем легкое прощение. Поэтому сказано у пророка: надежнее язвы от друга, нежели добровольные поцелуи врага (Притч 27:6; LXX).
Проповеди
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-6 Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой. Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности? Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего
Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова (IV:13-15). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3-4 явления нравственного мира - гнев и ревность - сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5-6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в XXVIII:23.