Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 13:23
И идо́ша по пусты́ни, и прiидо́ша до Хевро́на: и та́мо Ахима́нъ и Сессі́й и Ѳелами́нъ, ро́ды Ена́ковы: и Хевро́нъ созда́ся седмiю́ лѣ́ты пре́жде Тани́на Еги́петскаго.
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
(Ст. 23). Стало быть, посланные прошли по всей стране, лежащей по западную сторону Иордана и которая была предназначена для народа израильского. Дойдя до крайнего северного пункта прохода Емафского, они повернули опять на юг к Хеврону: «где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Энаковы». Из Нав.15:13,14 мы знаем, что отец Энака назывался Арба и что имя Кириаф Арба (древний Хеврон) это урочище получило от имени этого мелкого владетельного князька. Потомки Арбы и Энака во времена Иисуса Навина были выгнаны Халевом и сильным родом его из своих владений. Весьма большой исторический интерес имеет введенное в этот стих замечание, что Хеврон был построен семью годами ранее Цоана Египетского. Кнобель думает (и вероятно совершенно справедливо, как замечает Еспин), что замечание это введено потому, что Цоан и Хеврон по всей вероятности основаны одним и тем же лицом. Но Цоан (т. е. египетский Танис) был, насколько нам известна египетская история, построен гиксосами и был их столицей. Поэтому, мы, вероятно, не ошибемся, назвав Энака и сынов его Кхетами или Гиксосами, родственными тому племени, которое держало в порабощении нижний Египет в продолжении долгого времени и которые, вероятно, были в родстве и с палестинскими семитическими племенами Емимамы, Рефаимамн и др. Хотя кхеты или гиксосы напоминают собою те племена, которые привыкли называть туранскими, т.е. не семитами и не арийцами, но есть много оснований предполагать, что это племя было племя смешанное, и, притом, говорившее языком семитическим или родственным ему. (Ср. прим. 4 и 7-е Втор.2)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города Египетского
Енак, сын князя Арбы, основатель местечка Кириаф-Арбы (Хеврон) (Нав. 15:13-14). «Сыны Енаковы отличались своим ростом и силой».
Замечание: «Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города египетского», — очень понятно в устах людей, только что освободившихся от ига египтян и еще полных воспоминаниями о покинутой ими стране. Сравнение с древним ханаанским городом не Мемфиса, а Цоана, наводит на ту мысль, что столицей фараонов эпохи исхода был именно этот последний город.
По мнению Кнобеля, упоминание Цоана наряду с Хевроном, после имен Енака и его детей, заставляет предполагать, что тот и другой город основаны представителями одного и того же рода. Цоан построен гиксами; быть может, гиксами же (к племени которых принадлежал и Енак) построен был и Хеврон (Властов, Свящ. Летоп.).