Скрыть
Врата̀ гра̑днаѧ ѿверзо́шасѧ, и҆ ца̑рства падо́ша, и҆ и҆мѣ́нїе ѿкры́сѧ.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Речные ворота отворяются, и дворец разрушается

Разве только здесь читаем мы об основании? Разве и в другом месте он не сказал: Сокрушены врата градов, пали горы и обнажилось основание (LXX; Наум 2:6)? Неужели и здесь речь идет о творении? Ибо некоторые имеют обыкновение говорить, что речь идет об основаниях сокровищ. Но, если посмотреть на смысл, неужели затем пали горы, чтобы узрели наследие сокровищ? Но вспомним, какие горы пали! Пали те, о которых сказано: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: Поднимись и ввергнись в море! (Мф 17:20). Итак, горы суть вершины, сами себя возвышающие.

Пять книг о вере (к Грациану Августу)

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3–7 Щит сильных его блестит, как огонь; воины… в одеждах багряных; огнем сверкают возжи колесницы в день приготовления его; а возницы погружены в сон; они смешались на дорогах; колесницы столкнулись на площадях; вид их как от светильников, как сверкающих молнии. Вспомнит о храбрых своих; они ринутся по путям своим, взойдут на стены ее и будет приготовлено прикрытие. Речные ворота растворены, храм разрушен до основания, воин уведен в плен и рабыни подвергались угрозам, стонущие, как голуби, воркующие в сердцах своих

В историческом смысле речь продолжается против Ниневии и изображается идущее против нее войско вавилонян. В словах: огнем сверкают возжи колесниц чрез сверкающие возжи указывается на быстроту приготовляющихся и изображается как бы блеск снаряжения (ὲπισχευῆς) приготовляющихся к войне. Писание попеременно говорит то о том, что прежде испытал Израиль, то о том, что сделали ассиринее, то об отмщении, совершенном вавилонянами над ассириянами. Неудивительно, говорит оно, что они так быстро приходят для опустошения, когда возницы и сильные или Израиля, как было прежде, или ассириян, как было после того, были погружены в сон. Затем, возвращаясь к продолжению прерванного описания, говорить: столь велико число приходящих, что войско смешалось на пути и ничего нельзя разобрать. Также самые колесницы, не находя прохода, будут, вследствие своей многочисленности, сталкиваться между собою на площадях. Вид вавилонян подобен светильникам, подобен сверкающим молниям, так что они своим видом будут приводить противников в ужас, прежде нежели поразят их мечем. Тогда Ассур вспомнит о храбрых своих и будет искать тех, которые пали на дорогах, и быстро взойдет на стены Ниневии и, по причине весьма продолжи тельной осады, устроит прикрытия для защиты от зноя. Но какую пользу принесет построение дома, если не Господь созиждет его (Псал. 126)? К чему послужит запирание ворот, которые Господь растворяет? Растворены ворота Ниневии, которая имела множество граждан, подобное ревам, и храм, то есть царство ее, разрушен, и воин уведен в плен, то есть все отведены в Вавилон. Под рабынями же Ниневии должно метафорически понимать меньшие города, селения и деревни. Или, может быть, взятые в плен женщины подвергались угрозам пред глазами победителей, и столь сильный будет ужас, что печаль не будет выражаться даже в рыданиях и воплях, но безмолвно, про себя будут стонать и с глухим шепотом глотать слезы подобно воркующим голубям. Это сказано нами применительно к еврейскому преданию. Теперь перейдем в переводу LХХ. Отряcающие, которые отрясли Иакова и Израиля и рассеяли ветви их, истребили также оружие, которое те, когда были склонными к оскорблениям, обыкновенно имели и посредством которого притесняли всех слабых, и не только они это сделали, но истребили также людей храбрых, игравших с огнем. Рассмотри, нельзя ли под мужами храбрыми, играющими огнем, разуметь противные силы, пользующиеся раскаленными стрелами диавола. Эти храбрые и играющие огнем имели некогда колесницы и коней Иакова и Израиля, на которых они быстро неслись на войну в день приготовления своего. Возжи колесниц и всадника смешаются на дорогах и столкнутся на площадях, когда, по просвещении Иакова и Израиля светом Господним, как демоны, так те, которые служат воле их, будут ниспровергнуты Господом. Это мы можем понимать в отношении к первому пришествию Его, когда мужи храбрые, возницы колесниц и всадники говорили: что нам и Тебе,… сыне Давидов? Пришел еси… прежде времени мучити нас (Матф. 8, 29). Но так как мы уже отнесли пророчество против Ниневии к кончине мира, то лучше будет сказать, что тогда будут истреблены у людей оружие силы диавола и храбрые служители его, игравшие людьми посредством огня, потому что у всех прелюбодействующих сердца подобны печи (Ос. 7); также будут развязаны те узы, в которых пленники и сидевшие на колесницах были уводимы к порокам. Ибо всадники придут в страх при исходах, то есть при кончине мира, и смешаются, и колесницы столкнутся между собою на площадях, потому что хотя широк и пространен путь, ведущий к смерти (Матф. 7), однако, находясь в крайне затруднительном положении, они не будут в состоянии найти надлежащий путь, но столкнутся между собою, и, тем не менее, будут дышать прежнею яростью и подобно молнии ринутся в разные стороны. Видех, – говорит Господь, – сатану яко молнию с небесе спадша (Лук. 10, 18). Когда диавол и все знатнейшие его поймут это, то они вспомнят о кончине, которая, прежде была предсказана, и побегут среди дня. Они уже не будут действовать по ночам, но свет дня рассеет тьму, и они ослабеют на пути, не имея успеха и не будучи в состоянии выполнить свои стремления, и поспешат в стенам. Ибо пришествие Господа наведет на них такой страх, и они будут столь бессильными для борьбы, что побегут к пределам мира, которыми мир огражден и окружен, как стенами, и там будут приготовляться к сопротивлению, подобно тому, кто, убегая от врага, не осмеливается противостать ему, но когда достигнет пустыни, то, если враг преследует его, вынужден бывает по необходимости обороняться.

Но когда ими будут строиться эти замыслы, все, что они приобрели и чем владели, обнаружится пред всеми, и отворятся ворота, которые были ими заперты, и царства их падут и имущество их, то есть богатство, откроется. А то, что заключает в себе мир, и все рабыни его, покорившись Христу и начав служить Ему, будут уводимы с радостию и веселием, от всей души веруя и исповедуя, так что они сравниваются с невинными голубями и будут шептать или говорить в сердцах своих. Тогда исполниться то, что в шестьдесят седьмом псалме говорится о победе Спасителя: возшел еси на высоту, пленил еси плен (Псал. 67, 19).

Книга толкований на пророка Наума

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-7 Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в груд

Итак, вельможи, говорит, найдя невозможным бегство, поспешат на стены и поставят стражу к ним. Но их предусмотрительность окажется бесполезной, потому что Бог отворяет противникам ворота городов, и предает им «царская», то есть дома царей и открывает сокрытое в них и содержание их предлагает на разграбление им. Содержанием же называет богатство, собранное, очевидно, посредством грабежа и притеснения других. Потом опять как бы созерцая имеющее совершиться, видит влекомых в плен, видит царственный город, говорю, Ниневию, и подчиненные ей и около нее находящиеся и называет их рабынями, потому может быть, что они несли ее ярмо, были подчинены ей и служили ей. «Ворковали, – говорит, – яко голубицы в сердцах своих», то есть, не явно, но тайно: ибо птица обыкновенно скрывает в сердце скорбь свою при каком-нибудь тяжелом и невыносимом страдании. Нет ничего невероятного в том, что нечто подобное случилось и с падшими в руки врагов и влекомыми наконец в плен; ибо они оплакивают свое бедствие, как бы подавляя в себе самих свои слезы; потому что у них отнята свобода даже плакать.

Толкование на книгу пророка Наума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Наум.2:1-6

Ст. 1-2  ... стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами. И́бо восстано́вит Госпо́дь вели́чие Иа́кова, как вели́чие Изра́иля, ...

     Не царю ассириянину говорит это Бог, как думали иные, но продолжает еще речь к Иуде, и повелевает ему смотреть на пути, ожидать вестников, выслушивать приносимые ими благие вести, и вместо прежней боязни восприять мужество. Ибо сие выразил словами: «укрепи чресла», то есть, отложи прежнюю боязнь. Так блаженный Илия «опоясал чресла свои и бежал» перед колесницею Ахаава (3Цар. 18, 46). Так Иову говорит Бог: «препояши яко муж чресла твоя» (Иов. 38, 3). И божественный Павел советует препоясать «чресла истиною» (Ефес. 6, 14). Посему здесь повелевает Бог Иуде быть благонадежным: «ибо восстано́вит Госпо́дь вели́чие Иа́кова, как вели́чие Изра́иля». Должно же знать что Иакову имя Иакова дано родителями, имя же Израиля – Богом, а то и другое имя приял народ, происшедшие от Иакова. Посему говорит Бог: за бедствия, какие потерпел ты, Иаков, от ассириян, Я накажу их ради добродетели праотца, по которой придал Я ему и именование Израиля.

Ст.2-3 (церк.сл.) ... зане отрясающии отрясоша я, и лозы их растлишаОружия силы их от человек,
 

     Как отрясающие лозы винограда губят весь плод: так сделавшие на них нашествие враги, и владычество их сокрушили, и все оружия у них отняли, а избежавших смерти принудили рабствовать.
    И показывая, что потерпят это не по немощи, но по приговору, Богом на них произнесенному, Пророк присовокупил:

Ст. 3 (церк.сл.) ... мужи сильныя играющия во огни,
  
    
Ибо столько имели смелости, что отваживались идти в самый огонь.

Ст. 3-4 (церк.сл.) ... брозды колесниц их в день уготования их, и конницы возмятутся на путех, и смятутся колесницы, и сплетутся на стогнах:

     Ни малой пользы не принесут вам ни множество уготованных колесниц, ни сила конницы; потому что все это при смятении, произведенном нашествием врагов, сделается бесполезным, одно с другим сплетаясь на путях, и – одно другим будучи попираемо.

Ст. 4 (церк-сл.) ... вид их яко свещи огненны, и яко молния протекающая.

    Хотя в прежние времена имели вы мужественное сердце, в глазах своих выражали отважность, и как свечами и молниями какими приводили в страх подданных; но при нападение врагов вместо мужества овладеет вами боязнь. Сие Пророк выразил в присовокупляемых словах, ибо говорит:

Ст. 5-6 (церк-сл.) И помянутся старейшины их, и побегнут в день, и изнемогут в пути своем, и потщатся на забрала, и уготовят предняя стражбы своя.  Врата́ гра́дная от­верзо́шася, и ца́р­ст­ва падо́ша, и имение от­кры́ся.

  
Высоко думавшие древле о своем владычестве употребят все средства, чтобы бежать, и не успев в этом, снова взойдут на укрепления, и позаботятся об охранении города; однако же при всем этом и городские ворота будут отверсты, и царские чертоги заняты врагами, и сокровища в них расхищены. Ибо сие выразил Пророк, сказав "и имение открыся", то есть, что прежде хранилось в скрытности и замкнуто было многими запорами, то стало для всех открытым.

Толкование на Пророка Наума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Речные ворота отворяются, и дворец разрушается

Стих 6-й (евр. 7), именно первые два слова его: «ворота потоков», «речные ворота» (евр. шааре-ганегарот) всегда вызывали недоумение толкователей, высказывавших несколько взаимно противоречивых толкований этого стиха. Ввиду очевидной трудности, даже кажущейся невозможности буквального понимания начального выражения, многие древние и новые толкователи допускали метафорическое изъяснение его: так блаж. Иероним весь стих 6-й перифразирует так: «растворены ворота Ниневии, которая имела множество граждан, подобное рекам, и храм, то есть, царство ее, разрушен, и воин уведен в плен, то есть, все отведены в Вавилон» (с. 27:9; слова, отмеченные нами курсивам, у блаж. Иеронима объясняют выражение библейского текста «ворота потоков»). Подобное же переносное толкование рассматриваемого выражения можно усматривать у LXX-ти передающих его словами; pulai tw n polewn, слав. врата градная. Проводят такое понимание и в новое время (Де-Ветте, Розенмюллер, Гитцг, Умбрейт и др. ). Однако и здесь, как и при толковании всякого другого библейского места, следует держаться общего герменевтического начала - не отступать от буквального смысла в изъяснении Свящ. Писания без крайней надобности; притом вторая половина стиха («дворец разрушается») должна быть понимаема, несомненно, в буквальном смысле. Посему буквальное же толкование должно быть признано преобладающим и для первой половины стиха. Но здесь возможны и существуют две главные разновидности. Одно из этих толкований имеет более специальный, другое более общий вид. По первому толкованию (Kleinert'a, проф. Голубева и др. ), выражение «ворота потока» означает ворота, через которые протекают или которыми заграждаются каналы, название которых было - отводить от города излишнюю воду и предупреждать наводнение; в таком роде рассматриваемые слова толкуют о наводнении Ниневийских рек Тигра и Kocapa (Khosar), опираясь на известие Ктезия-Диодора (Диод. II, 25, 27:, 28) о том, что в 3-й год осады Ниневии вавилонянами выступавшая из берегов вода Тигра разрушила значительную часть городской стены, чем облегчила осаждающим взятие города; дополнительно предполагают при этом, что царский дворец, о разрушении которого говорится во второй половине стиха, лежал близ этой стены, разрушенной наводнением. Но, хотя общая мысль этого толкования, подтверждается не только упомянутым внешним историческим свидетельством, но и общим соответствием библейскому мировоззрению, допускающему непосредственное вмешательство Божие в жизнь стихий и служение последних карательному действию суда Божия (ср. Суд V:20-21), а равно отдельными штрихами картины, начертываемой самим пророком (ср. I:8, 10; II:8 евр. 9), однако допускаемые здесь предположения составляют, конечно, слабую сторону этого толкования. Поэтому заслуживает предпочтения более общее толкование буквального же свойства, соответственно которому «ворота потоков» - ворота, лежащие при потоках или лежащие при потоках, ворота, достаточно укрепленные не только искусством, но и природою. Не только менее укрепленные части города, но даже наиболее укрепленные ворота - при потоках - и твердыни, подобные царскому дворцу и храму (евр. гейхал имеет это обоюдное значение), построенных на искусственных террасах (Philipson, Симашкевич, Martin и др. ) LXX к ст. 6 имеют прибавку против еврейского cai h opostasiV apokalufqh, слав. и имение открыся, что по блаж. Феодориту, значит: «что прежде хранилось в скрытности и замкнуто было многими запорами, то стало для всех открытым» (с. 13). В принятом греческом тексте слова эти отнесены к следующему 7:-му стиху (в славян. тексте поставлены в конце 6 ст. ).

См. также Толкование на Наум. 2:5

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible