Скрыть
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-18 аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол: аще же не послушает их, повеждь церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех

Но что, если он не послушает и будет упорствовать? Пойми с собою еще единаго или два, да при устех двою свидетелей станет всяк глагол. Чем он будет бесстыднее и дерзновеннее, тем более нам должно прибегать к врачевству, а не к гневу и негодованию. И врач, видя, что болезнь не прекращается, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечение. То же самое и здесь повелевает делать Спаситель. Ты был слаб, когда был один; будь сильнее при помощи других. Двое могут обличить согрешившего. Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен собственно тот, кто объят страстью; он и болен, и слаб, и немощен. Потому-то Спаситель и посылает к нему оскорбленного, то одного, то с другими.

Если же и тогда он будет упорствовать, то посылает вместе с Церковью: повеждь, говорит, Церкви (ст. 17). Если бы Он искал только пользы оскорбленного, то не повелел бы кающегося прощать до седмижды седмидесяти раз и не указал бы столько врачей для его болезни, но раз он остается упорным после первого обличения, и приказал бы его оставить; напротив, Он повелевает врачевать его однажды, и дважды, и трижды, и то одному, то с двоими, то, наконец, со многими. Когда дело касалось одних внешних, то Он там ничего такого не заповедовал, а говорил: аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую (Мф. V, 39), а здесь не так. Тому же самому и Павел научает, говоря: что ми судити внешних (1Кор. V, 12)? И тот же Павел повелевает и обличать, и обращать братьев, а непокорных отсекать, дабы устыдились. И Спаситель здесь то же делает, когда предписывает такое правило касательно братьев; троих дает оскорбившему учителей и судей, которые бы вразумили его в том, что сделал он во время своего опьянения. Хотя он и сам говорил и делал все непристойности, но имеет нужду в постороннем вразумлении, как и пьяный. Гнев и грех приводят человека в сильнейшее исступление, нежели всякое пьянство. Кто был мудрее Давида? Но и он, когда согрешил, ничего не чувствовал, похоть овладела всем его рассудком и, подобно дыму, наполнила его душу. Потому-то он и имел нужду в светильнике пророческом и в тех словах, которые бы привели ему на память то, что он сделал. Потому-то и здесь Спаситель приводит к согрешившему таких людей, которые бы рассказали ему о его поступке.

А почему повелевает обличать оскорбленному, а не кому-либо другому? Потому что оскорбивший может удобнее перенесть обличение от него, как от обиженного, оскорбленного и потерпевшего вред. Не все равно слышать обличение от других, которые вступаются за обиженного, и от самого обиженного, - особенно когда обличителем бывает только он один. В самом деле, если тот, кто имел бы право требовать от него удовлетворения за обиду, появляется пред оскорбившим с заботами о спасении его, - тогда скорее всех может привести его в стыд. Видишь ли, что обличение здесь делается не с тем, чтобы обидеть, но чтобы исправить. С тою же целью и двоих повелевает Спаситель брать для обличения не вдруг, а когда сам обиженный уже не будет иметь успеха; да и тогда не повелевает обличать вдруг многим, но повелевает взять только двоих, или одного; а когда обличаемый презрит и этих, тогда предоставляет его суду Церкви. Таким образом Спаситель великое прилагает попечение о том, чтобы о грехах ближнего не было разглашаемо. Хотя право поведать Церкви Он мог бы предоставить обиженному в самом начале, но чтобы грех не разглашался, Он повелевает делать это уже после одного и двух обличений. А что значит: при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол? Это значит, что ты с своей стороны сделал все, и не опустил ничего, что тебе надлежало сделать. Аще же и сих не послушает, повеждь Церкви, то есть, ее представителям; аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Таковой неизлечимо болен. Вспомни, что Он везде мытаря представляет в пример самого тяжкого грешника. И выше сказал Он: не и мытари ли тожде творят (Мф. V, 6)? И еще в другом месте: мытари и любодейцы варяют вы в царствии Божии (Мф. XXI, 31), - т. е. люди самые презренные. (Пусть слушают те, которые ищут неправедных ростов, и требуют процентов на проценты!). Почему же Он поставил человека, преслушавшего Церковь, в ряду с мытарями? В намерении утешить обиженного и устрашить того. Но в этом ли только наказание? Нет; но послушай далее: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (ст. 18). Он не говорит предстоятелю Церкви: свяжи его; но: если и ты свяжешь (все дело предоставляется оскорбленному), - то узы будут также неразрешимы. Итак, он подвергнется крайнему несчастию; но не тот виноват, кто связывает, а тот, кто не хочет покоряться. Смотри, каким бедам он подвергает упорного: и здешнему наказанию, и будущему мучению! А этим он угрожает не для того, чтобы так и случилось, но чтобы устрашенный угрозою, т. е. и отсечением от Церкви, и опасностью быть связану на небесах, стал кротче и, зная то, если не в начале, то по крайней мере после многих осуждений, оставил гнев. Так Спаситель установил первый и второй и третий суд, а не вдруг отверг грешника, чтобы если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, а если презрит и этот, то устрашился бы третьего, если же не уважит и последнего, ужаснулся бы будущего наказания, - определения и суда Божия.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Если же согрешит пред тобою брат твой, иди и исправь его с глазу-на-глаз (inter te et ipsum solum). Если же он послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же тебя не послушает, то присоедини к себе еще одного или двух, чтобы в устах двух или трех свидетелей было твердым (stet) всякое слово. Но в том случае, если он не послушает и их, скажи Церкви. Если же он и Церкви не послушает, то пусть будет как язычник и мытарь [т. е. сборщик податей]. - Если согрешит против нас брат наш, и в каком-нибудь деле оскорбит нас, то мы имеем власть отпускать [грехи], даже по необходимости [должны делать это], потому что нам заповедуется, чтобы мы отпускали долги должникам нашим. Если же кто согрешит против Бога, то это не в нашей власти (поп est nostri arbitru), ибо Божественное Писание говорит: Если человек согрешит против человека, то пусть просит за него. Если же он согрешит против Бога, то кто будет просить за него (1Цар. 2:25)? А мы, наоборот, будучи снисходительными к оскорблениям, наносимым Богу, выказываем ненависть за бесчестие, наносимое нам. Итак, брат [наш] должен подвергнуться наставлению наедине, чтобы он не остался во грехе, если он еще не утратил стыда и благоговения; и если он послушает нас, то мы приобретаем душу его, а через спасение другого - нами также приобретается спасение. Если же он не захочет послушать, то [к одному] присоединяется другой брат для увещания. А если же он не послушает и этого, то присоединяется еще третий брат - или ради исправления, или же ради того, чтобы дело совершалось при свидетелях. Далее, а если исправляемый не захочет послушать и их, тогда нужно сообщить о нем многим, чтобы они отвращались от него с омерзением, и чтобы тот, на которого стыд не подействовал спасительно, спасся действием укоризн. А когда говорится: Да будет он тебе как язычник и мытарь, то показывается, что человек, под именем верующего делающий дела неверных, заслуживает большего отвращения, чем открытые язычники. А мытарями [сборщиками податей] в переносном значении называются те, которые стремятся к временным выгодам и изыскивают себе доходы обманом, хитростью, кражей и преступным вероломством.

Толкование на Евангелие от Матфея

Августин Аврелий, блж. (†430)

если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Но если же не послушает, то есть если он предпочтет оправдывать свой грех как законный поступок, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; (Мф. 18:16) если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Не считай теперь его одним из братьев твоих. Но и не отрицай его возможность спасения. Вот и язычников мы не считаем нашими братьями, но всегда молимся об их спасении.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Направив сильное слово против тех, кто соблазняет, Господь исправляет теперь и соблазняемых. Чтобы ты, говорит, будучи соблазняем, не пал совершенно по причине того, что соблазняющий имеет наказание, Я хочу, чтобы ты, когда тебя соблазняют, то есть вредят тебе, изобличал тех, кто поступает с тобой несправедливо и вредит, если он христианин. Смотри, что говорит: «если согрешит против тебя брат твой», то есть христианин. Если неверный поступает несправедливо, откажись и от того, что принадлежит тебе; если же брат, изобличи его, ибо не сказано «оскорби», но «обличи». «Если же послушает», то есть если придет в себя, ибо Господь желает, чтобы согрешающие были обличаемы прежде наедине, чтобы, будучи обличаемы пред лицем многих, они не сделались бесстыднее. Если же, и обличаемый при двух или трех свидетелях, он не устыдится, поведай падение его предстоятелям церкви. Ибо если он не послушал двух или трех, хотя закон говорит, что при двух или трех свидетелях стоит, то есть пребывает твердым, всякое слово, то пусть он, наконец, будет вразумлен церковью. Если же не послушает и ея, тогда пусть будет извержен, чтобы не передал своего зла и другим. Господь уподобляет таковых братьев мытарям, ибо мытарь был неким презираемым предметом. Утешением для обиженного является то, что обидевший его считается мытарем и язычником, грешником и неверным. Итак, это только и есть наказание для того, кто поступает несправедливо? Нет! Послушай и последующее.

Толкование на Евангелие от Матфея

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

аще же не послушает их, повеждь церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь

Если кто Церковь преслушает, сказал Господь ученику Своему, буди тебе якоже язычник и мытарь, чуждые Бога, враги Божии. Какое же может иметь значение молитва того, кто находится в состоянии вражды к Богу, в состоянии отчуждения от Бога?

О молитве

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Мф.18:20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем.

Православный ответ:

1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви (Мф.18:15-17).

2) Если каждые 2–3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть.

3) Мф.18:19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве.

Оружие правды

Иустин (Попович), прп. (†1979)

если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Поистине Церкви принадлежит такой высочайший, такой окончательный, такой верховный суд. Потому что Церковь – это тело Богочеловека Христа; и Господь Христос – глава телу Церкви, и с ней и в ней весь чудесный Господь Христос во всем роскошестве Своей Богочеловеческой Личности; а в Нем и ради Него и весь Дух Святой. А через Них вся Вечная Божественная Истина, и поэтому Церковь – «столпъ и утвержденiе Истины» (1Тим. 3:15; Еф. 4:21). Из-за Безгрешного, пребывающего в ней, и она безгрешна, и судит безгрешно. Святым Евангелием Богочеловеческим не допущено, чтобы человек сам изрекал верховный суд о грехе брата против него, или чтобы совершал месть; все это принадлежит Богу и Церкви. Последний суд принадлежит Богу, не человеку. Тут всегда действительно евангельское благовестие и заповедь: «Не судите, да не судими будете» (Мф. 7:1). Ибо только Бог знает все, что предшествовало греху, вызвало грех, и несчастного брата подчинило греху. Церковь судит через Святых Апостолов и Святых Отцов, и через их святых святотаинственных наследников: епископов и священников. Если брат и Церкви не послушаетъ, тогда он – язычникъ, он не знает, чего Бог хочет от него; он отрекся Бога истинного, воплощенного в Церкви и на самом деле не знает Бога; а не зная Бога, он не знает ни человека, ни своих евангельских обязанностей по отношению к человеку. В этой заповеди мытарь это символ самой большой, и самой упорной, и самой безоглядной греховности и грехолюбия. – А какова обязанность христианина в отношении к язычникам и мытарям? Усердно молиться Богу об их обращении, покаянии, духовном и душевном выздоровлении. Ибо язычество и мытарничество – самое пагубное заболевание души, заболевание совести. Иногда смертельное.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Когда Спаситель произнес Свой строгий суд на соблазнителей, то «дабы и соблазняемые не впали в безпечность, из ложной надежды, что им все должны служить», – говорит святитель Златоуст, – Он учит, как и сами они должны относиться к соблазнителям, ко всем тем, которые, называясь братьями, христианами, поступают не по братской любви.

Если обижает тебя неверный, то отрекись и от имения своего; если же согрешит против тебя брат твой, по вере имеющий с тобой одного Отца Небесного – Бога, и одну матерь – Церковь, если он станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающими словами, погибельным примером, если он причинит тебе без вины обиду, нанесет оскорбление и тем свяжет свою душу грехом, то не оставляй его без братского о нем попечения, пожалей его, пойди к нему; оскорбивший, соблазнивший тебя от стыда неохотно пошел бы просить у тебя прощения; ты не жди, когда он придет к тебе, – сам пойди к нему; от гнева и стыда он находится как бы в болезненном усыплении; ты – здоровый, и пойди к нему, больному; И, чтобы врачевство твое скорее и удобнее могло быть принято, не обвиняй, не укоряй его, но только обличи его, напомни ему о грехе его, объясни ему то зло, какое может произойти из его поступка или из его ложного мудрования, обличи наедине между тобою и им одним, дабы обличение его в присутствии многих свидетелей не показалось ему тяжелым; обойдись с ним с любовью, осторожно, благоразумно и терпеливо. Дружеское обличение, «чистое и смиренное», согретое братской любовью, идущее от сердца того, против кого согрешил обличаемый, часто бывает действительнее всяких законных взысканий и лучше всяких наказаний исправляет его. Если ты, имеющий право требовать от него удовлетворения за обиду, являешься перед ним с заботой о спасении его, то и он скорее устыдится, когда увидит, что ты обличаешь его не с тем, чтобы отомстить, но чтобы исправить. Если послушает тебя, если сознается в своем грехе, если осудит себя и смирится, то ты уже сделал два дела: и себя оправдал в его глазах, и его с собою примирил, то приобрел ты брата твоего; сберег его для Бога, для себя и для Церкви и Царства Небесного, которого он из-за своего греха лишился бы. Как бы ни был он несправедлив к тебе, заботься больше о его спасении, чем о своем оправдании. Без сомнения, тебе придется пожертвовать своим самолюбием, может быть, выслушать и оскорбление. Зато разве не велика будет тебе награда, если спасешь погибшую овцу, о которой так нежно заботится добрый Пастырь? Если же не послушает брат твой, не сознается в своем грехе, будет упорствовать в своем заблуждении, во вражде против тебя, не оставляй его и в этом положении; ты был слаб, когда один увещевал его, будь сильнее при помощи других, возьми с собою еще одного или двух, но не больше, и обличи его перед этими свидетелями, чтобы они подкрепили твое слово, приняли участие в увещании обличаемого, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, как заповедано в Писании (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

Ищи пользы не себе только, но и тому, кто оскорбляет или соблазняет тебя. Обижен собственно тот, кем овладела страсть: он и болен, и слаб, и немощен. Если же и при других он будет упорствовать в своих ложных мыслях, если же не послушает и их, тогда скажи церкви и ее предстоятелям, поставленным Мною пастырям Церкви. Если он не устыдился тебя и тех, которые были с тобой, то, может быть, все же устрашится суда церковного; а если и церкви не послушает, если не убедится увещанием, обличением, предостережениями предстоятелей Церкви, если не захочет подчиниться их суду, тогда он, как неизлечимый больной, как закоснелый в своем упорстве, – то да будет он тебе, пусть будет чужим тебе, как язычник, не имеющий никакого общения с тобой в вере, и мытарь, всеми презираемый, неисправимый корыстолюбец. Не считай более такого противника Церкви своим братом по вере, прекрати с ним христианское братское общение, чтобы как тебе, так и другим не заразиться его духовной болезнью. Отсеченный от Моей Церкви, он будет чужд и сущей с нею Моей благодати. Вот заповедь, вот учение Самого Господа об анафеме церковной (мысль Филарета, митр. Московского). Вот ее происхождение от Самого Христа, Который, однако же, говорит о Себе: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). «Следуя этому учению Христову, апостол Павел громко возглашал: «если бы (кто) стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). То же делали и прочие апостолы, когда среди верующих встречали людей, которые, по выражению апостолов, «вышли от нас, но не были наши» (1Ин. 2:19), которые вводили «пагубные ереси… отвергаясь искупившего их Господа» (2Пет. 2:1). Что было делать, как не отсечь зараженные и заражающие члены от здравого тела и сделать это так открыто, чтобы и зараженные злым учением наглядно могли увидеть свою погибель и прибегнуть к всецелебному врачевству покаяния, и здравые в вере несомненно знали, кого и чего должно им остерегаться, и насколько бдительно необходимо остерегаться? На этом основании Церковь не только может, но и должна отлучать от себя людей, не повинующихся не только ей, но и Самому Богу, в Священном Писании глаголющему» (Филарет, митр. Московский). Анафема есть суд Церкви, суд кроткий, но и грозный, как кроток, но и грозен Сам Христос, ее Учредитель. Анафема не значит проклятие. Проклятие есть призывание на главу проклинаемого всех зол и бедствий; анафема есть только отлучение, отсечение от Церкви, удаление от общения с нею того, кто сам не хочет слушаться Церкви (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

Церковь всем таковым объявляет устами своих предстоятелей: «вы не веруете, как Господь повелел нам веровать, вы пренебрегаете Его святыми заповедями, вы уничижаете святую Его благодать, вы издеваетесь над уставами Его Церкви, которую Он создал, которую так любит, которую обещал хранить до конца мира, в которую положил все сокровища Своих искупительных заслуг, вы вносите в эту Церковь свои разрушительные учения; для вас ничто в Церкви не свято, ничто не дорого, ничего вам не нужно, – оставьте нас. Мы готовы быть в мире с вами, как со всеми согражданами, не ведающими веры и закона Христова; мы можем быть и соседями вашими, и сотрудниками в делах общежития, но не можем быть в единомыслии веры, в общении молитв и Таинств, в союзе любви духовной; оставьте нас. Вы стали язычниками, отреклись от чистоты и полноты веры Христовой; по жизни для нас стали тем, чем были мытари для древних Евреев; мы так и понимаем вас, как Господь повелел нам вас разуметь: «да будет он тебе, как язычник, и мытарь». На это ваша свободная воля o быть тем, чем вы желаете быть, а наша обязанность смотреть на вас и относиться к вам так, как нам повелено от Господа Иисуса Христа, в Которого мы веруем и от Которого ожидаем вечного спасения» (Амвросий, архиеп. Харьковский). Это не значит, что мы должны презирать брата, или отказывать ему в обыкновенных человеческих услугах, как поступали Евреи относительно язычников и мытарей, мы должны все еще любить брата своего и стараться склонить его на правый путь даже до самого конца, как делает и Отец наш Небесный относительно людей неблагодарных и злых. Это значит только прекратить с ним всякое общение, как с единоверцем, считать его человеком, не принадлежащим к Святой Церкви Божией… Церковь изрекает анафему, в основном, только на прегрешения ума, а не воли, на грехи упорства, а не на грехопадения (мысли Никанора, архиеп. Херсонского): анафема не разбойникам, не ворам, не преступникам всякого рода, но анафема отвергающим бытие Божие, искупление, безсмертие, будущий Суд и другие истины веры. Грехи ума тяжелее, пагубнее, преступнее грехов воли. Все мы грешим ежечасно, но, повергаясь в прах пред милосердием Божиим, принося сердечное покаяние во грехах, можем получить прощение от Господа. Даже и заблуждения ума, если они не упорны, если люди, как дети, только колеблются ветром разных учений и готовы искренно сознаться в своих заблуждениях, Бог простит кающимся, ибо всякий может погрешать в своих мнениях. Но если кто сеет ложь упорно, как сам диавол, отец лжи, сеет для убийства душ; если кто восстает против утвержденной Христом, Его апостолами и всей Вселенской Церковью истины, такой творит грех против Духа Святаго.

И этот грех, если не очищается покаянием, не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий; такой грех подрывает самые основы Церкви Божией, и она, защищая саму себя, испускает вопль боли материнского сердца: анафема!.. Но пусть не думает кто-либо, что приговор анафемы незначителен: нет. Кто отлучен от Церкви, тот сам себе затворил и двери в Царство Небесное.

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь

Аще же не послушает их, повеждь Церкви

Церковью здесь называет предстоятелей Церкви верующих. Открой им все, относящееся к нему. Может быть, они убедят его, уважающего достоинство их.

Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь

Прекрати с ним после этого всякое общение, как с неисцелимым. К неверующим язычникам присоединил и мытарей по причине их любостяжания, корыстолюбия, бесчувственности и несправедливости. Итак, послушаем же мы, подверженные такого рода страстям. Смотри, какое старание Он заповедует прилагать для исправления соблазнивших нас; а мы не стараемся врачевать даже тех, которых мы сами соблазнили. Но что же? одно ли это наказание будет для неисцелимого? Нет; слушай, что дальше следует.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытáрь.

Скажи церкви: церковь (ср. прим. к Мф.16:18) – общество верующих в Иисуса Христа. Разумеется здесь не вселенская церковь, но частная местная церковь, общество верующих, живущих в известном месте, где живут оскорбитель и оскорбленный. А так как судебная власть в церкви принадлежит, по указанию Христову (ср. Мф.18:18; Ин.20:21-23), предстоятелям или представителям церкви, первоначально апостолам, а потом и их преемникам, пастырям и учителям: то частнее здесь под церковью разумеются именно ее предстоятели или представители, пастыри и учители.
Скажи церкви: «т.е. ее представителям» (Злат., Феофил., Евф. Зиг.).
– Если и церкви не послушает: если не убедится увещаниями, обличениями, предостережениями предстоятелей церкви, если не подчинится суду их, облеченных судебною властью в церкви, – то да будет он тебе как язычник и мытарь: иудеи называли язычниками всех, кроме себя, и не входили с ними ни в какие отношения, особенно религиозные: мытарей (ср. прим. к Мф.5:46) считали они людьми развращенными, отверженцами, с которыми тоже старались не входить ни в какие отношения, чуждались их и избегали. Смысл изречения значит таков: не считай более такового упорного своим братом, как закоснелого и неизлечимого больного (ср. Злат.), прекрати с ним христианское братское общение, чтобы не заразиться его болезнью. О формальном исключении из общества или отсечении от церкви (каково, например 1Кор.5) хотя прямо и не говорится здесь, но таковое исключение или отсечение есть уже справедливое и необходимое следствие из такого противления суду церковному, неподчинения ему и нераскаянности (ср. Злат.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

 (Мф.18:17) если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь
  Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает (брат, согрешающий против тебя), буди тебе якоже язычник и мытарь. Обязанности в отношении к согрешившему брату являются двоякими: до того времени, пока брат не явился ослушником Церкви, всемерно исправляй его; когда же он преслушает Церковь, прерви всякое общение с ним, как с неверным. Что же разумеется здесь под Церковью, которую Господь так возвышает? Это видно из следующего стиха.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Будучи свидетелями, лица, упомянутые в предыдущем стихе, должны также убеждать и содействовать примирению. Если убеждаемое лицо их не послушает, то обиженный может обратиться к церкви и представить дело на ее суд. Что здесь разумеется под церковью? Думали, что еврейский “кагал” или синагога. Такое мнение основывали на том, что в то время, когда говорил Спаситель, еще не было христианской церкви и что это слово Он мог употребить только в иудейском смысле, потому что иначе Его речь была бы непонятна Его слушателям. Против этого мнения возражают: Он никогда не называл синагогу церковью; самое слово “синагога” ни разу не произнес, — можно ли думать, что Спаситель разумел здесь иудейскую синагогу, особенно по связи 17 стиха с дальнейшими 18-20? Из этих последних совершенно очевидно, что никакой речи о синагоге здесь действительно нет. Несомненно, что Христос понимал здесь, и мог иметь ввиду только Свою собственную церковь, как общество верующих, и эта речь Его была понятна ученикам (которым теперь Он, собственно, и говорил), потому что речь о церкви уже была несколько раньше (16:18). Но за этим вопросом тотчас же возникает дальнейший. Имеет ли ввиду Спаситель здесь церковь, как общество верующих во всей их совокупности, или же только “предстоятелей церкви?” Последнее толкование, можно сказать, утвердилось в древности. “Повеждь церкви, т.е. ее представителям” (Иоанн Златоуст). “Церковью называет теперь предстоятелей церкви, состоящей из верующих” (Евфимий Зигабен). Так и многие другие из древних греческих и латинских толкователей. “Как язычник и мытарь.« Для Самого Христа язычники и мытари не были погибшими, и Он не говорил, что все обязанности и отношения к ним должны быть прекращены (ср. Мф. 8:5-13; 9:9-13). Однако “демаркационная линия” между членом церкви и осужденным ею должна быть все-таки проведена. Не считай его, говорит Августин, в числе твоих братьев; но ты не должен небрежно относиться к его спасению; ибо хотя мы и не включаем самых язычников в число братьев, но всегда заботимся об их спасении.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Аще не послушает их, т. е. посторонних людей, повеждь (скажи) церкви, т. е. обществу верующих, — конечно, тому обществу верующих, которое находится в известном месте; или лучше, скажи представителям церкви, т. е. пастырям и учителям ее, потому что судебная власть в церкви, по повелению Самого Господа, предоставлена апостолам и после них их преемникам — пастырям и учителям (Мф. 18, 18. Ин. 20, 22-23. Еф. 4, 11, 12). Аще же и церковь преслушает (и церкви не послушается), т. е. если не тронется обличениями и не послушается увещаний, вразумлений и предостережений со стороны пастырей и учителей церкви, останется упорным, — не захочет подчиниться их суду; буди (да будет) тебе, якоже (как) язычник и мытарь, т. е. прекрати с ним христиански-братское общение, — общение в единомыслии веры, в молитвах, таинствах, как уже с уклонившимся и отсеченным от церкви за свое непослушание ей. Язычники и мытари не принадлежали к Иудейской церкви, Иудеи чуждались их и избегали общения с ними. Язычниками Иудеи называли всех, кроме своих единоплеменников и единоверцев, с которыми и не входили в религиозные отношения; мытарей — сборщиков общественных податей Иудеи считали людьми развращенными, отверженными, с которыми также избегали всякого общения (чит. объясн. 46 и 47 ст. 5 гл.). Иудеи не имели никакого общения с мытарями и язычниками, но мы, христиане, по любви христианской, не должны презирать неправоверующих и совершенно отстраняться их; нет, мы должны любить их, помогать им в чем можем, стараться склонить их на путь истины, но только считать их не принадлежащими к православной церкви. — Вот на основании каких слов Господа церковь Его собирает соборы против неправоверующих, так называемых еретиков, раскольников и сектантов, вразумляет их и, в случае упорства, отлучает от себя (анафематствует: анафема с греческого значит отделение). И апостол Христов утверждает таковой образ действия церкви в отношении таких людей: если бы кто стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, говорит он православным христианам, да будет анафема (Гал. 1, 8). А отлученный от церкви Христовой лишается Его спасительной благодати. «Кому церковь не мать, тому Бог не Отец». Отделенный от церкви, связанный властью ее здесь на земле, таким, связанным в своем грехе, явится и в другой мир. Это Господь говорит далее.

Толкование на Евангелие от Матфея.

---- См. также Толкование на Мф. 18:15

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посте.

Мф.18:3-6. Если бы и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то все же грешно будет нарушать освященный Самим Господом пост: Мф.4:2;17:21;6:18, установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17. Первые христиане постились: Деян.13:2-3; Лк.2:37; и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13, и порабощал тело свое: 1Кор.9:27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Об отлучении (анафематствовании).


Мф.18:16-18. Из этих слов видно, что Сам Господь установил отлучение от Церкви преслушников её. Апостолы так и поступали: 1Кор.5:5; 1Тим.1:20; в особенности они повелевали отвращаться и анафематствовать (отлучать) еретиков: Тит.3:10-11; Иуд.1:18-19; Гал.1:8; когда же отлученный раскаивался, то получал прощенье: 2Кор.2:7-8. Церковь составляют не одни миряне, но и пастыри: Мф.18:17, и власть вязать и разрешать, а, стало быть, и отлучать дана не мирянам, а пастырям: Мф.16:19; Ин.20:23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О церкви.

Мф.18:19-20. Что Церковь составляется не из 2 или 3 человек, это видно из: Мф.18:16-18, 1Кор.12:28-29; Еф.4:11-12. Чтобы составить Церковь, недостаточно только «собраться» 2 или 3, но должно исполнять слова Господа: Ин.15:4-7; внутреннее единение со Христом Церкви достигается: Еф.1:22-23;2:19-20; чтобы быть добрым членом истинной Церкви, нужно соблюдать учения предстоятелей её: Мф.28:20, Деян.16:4-5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О царстве Божием.

Лк.17:20-21. Слова И. Христа не опровергают учения о царстве Божием, как о видимой Церкви, преслушники которой лишаются даже и звания христианина: Мф.18:17; Еф.1:22-23; кто не пренебрегает Церковью и служит Главе Её, тому чрез посредство таинств подается благодатная жизнь, приходит царство Божие: Рим.14:17-18; Ин.6:56.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О законе христианском.

Ин.5:24. Эти слова только кажутся немногосложными для дела спасения, но они в себе многое заключают: под «слушанием» – разумеется послушание; а под словесами – заповеди Христа, между прочим – о повиновении Церкви: Мф.18:17-18; о совершении и принятии таинств: Лк.22:19; и о делах исполнения заповедей: Рим.2:13; Иак.1:22;2:26.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О приходящих ко Христу.

Ин.6:37. Под приходящим ко Христу здесь разумеется тот, кто любит Его и исполняет заповеди: Ин.14:23; а не тот, кто не исследует Писаний, свидетельствующих о Божестве Иисуса Христа: Ин.5:39-40;10:30. Приходящий ко Христу, хотя и верующий, но не исполняющий то, чему Он учил: Мф.18:17-18, может услышать: Лк.6:46.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О жизни вечной.

Ин.10:28. Кому даст Господь жизнь вечную? Тем, кто верует в Него: Ин.3:36, и исполняет все повеленное Им: Ин.13:15-17. Нe может иметь этой жизни тот, кто, хотя, быть может, и верует во Христа, но, как непослушный сын Церкви, считается не христианином, а язычником: Мф.18:17 и ослушником Господа: Лк.10:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О возрождении.

Ин.15:3. Слышание слов Христа очищает душу человека, но еще не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судию: Ин.12:48; чрез одно слышание можно уподобиться дому, пометенному и украшенному, но пустому: Мф.12:44; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4-5; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56; Мф.18:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Церкви Христовой.

Ин.15:4-5. Пребывание во Христе достигается чрез таинство святого Причащения Тела и Крови Христовых: Ин.6:56; Христос не только есть Лоза, но и глава Церкви: Кол.1:18; Церковь же Христова, как тело Его, составляется не из 2 или 3 собравшихся хотя бы и во имя Христа, но из пастырей и пасомых: 1Кор.12:27-29; кто не в Церкви, тот и не на Лозе, тот даже и не христианин, а язычник: Мф.18:17-18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible