Скрыть
Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему

Итак, пришли они в Вифсаиду - селение Андрея и Петра, Иакова и Иоанна. Вифсаида означает «дом охотников», и из этого самого дома во всю вселенную были посланы охотники и рыболовы. Поразмыслите, о чем идет речь! История очевидна, и буквальный смысл ясен; следует искать смысл духовный. В том, что Он пришел в Вифсаиду, что в этом месте был слепой, что Он ушел оттуда - что здесь великого? Великое в том, что Он совершил; и, если бы сегодня не происходило то, что однажды сделано было, мы не спешили бы назвать это великим.

Смотрите внимательно и замечайте, что говорится. В доме апостолов - слепой: в том же самом месте, где апостолы родились, - слепота. Разумеете, что я говорю? Слепой, бывший в доме апостолов, - это народ иудейский.

Трактат на Евангелие от Марка.


Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему

Итак, пришли они в Вифсаиду - селение Андрея и Петра, Иакова и Иоанна. Вифсаида означает «дом охотников», и из этого самого дома во всю вселенную были посланы охотники и рыболовы. Поразмыслите, о чем идет речь! История очевидна, и буквальный смысл ясен; следует искать смысл духовный. В том, что Он пришел в Вифсаиду, что в этом месте был слепой, что Он ушел оттуда - что здесь великого? Великое в том, что Он совершил; и, если бы сегодня не происходило то, что однажды сделано было, мы не спешили бы назвать это великим.

Смотрите внимательно и замечайте, что говорится. В доме апостолов - слепой: в том же самом месте, где апостолы родились, - слепота. Разумеете, что я говорю? Слепой, бывший в доме апостолов, - это народ иудейский.

Трактат на Евангелие от Марка.

Трактат на Евангелие от Марка

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-26 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении

Вифсаида и Хоразин, кажется, страдали большим неверием, за что Христос и поносил их, как говорит (Мф. 11:21): «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись». По прибытии сюда Господа приводят к Нему слепого. Но вера приведших не была чиста, почему Господь и выводит слепого из селения, и потом уже исцеляет его. Он плюет на очи слепого и возлагает на него руки, дабы мы знали, что Божественное слово и следующее за словом действие может совершать чудеса: ибо рука есть образ действия, а плюновение есть образ слова, поскольку оно выходит из уст. Но и сам слепой не имел совершенной веры. Поэтому Господь не вдруг дает ему прозреть, а постепенно, как человеку, имеющему веру не всецелую, ибо по мере веры даются и исцеления. Заповедует ему не входить в селение, потому что жители Вифсаиды, как я сказал, были неверные, и человек тот среди них повредил бы своей душе; не велит даже никому и говорить о случившемся с ним, чтоб неверующие не подверглись большему осуждению. И мы часто бываем слепы душой, живя в селении, то есть в мире сем; но когда выходим из селения, то есть когда отвергаемся дел мира, Христос исцеляет нас; по исцелении Он говорит нам, чтоб мы не возвращались опять в село, но шли домой, а дом каждого из нас есть небо и тамошние обители.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 22-25 Приходит (Господь) в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно

Здесь образ прозрения духовно слепой человеческой души. Слепую душу ко Христу «приводят». Она сама так безнадежно потерялась в темноте, так сбита и спутана дорога ее жизни, так искривилась в зигзагах, засорена грязью, повреждена колеями неправды, рытвинами падений, что самой уже не выбраться. Не выбраться потому, что и сил уже нет: они растрачены в бездорожье. Да и как выбраться слепым? и в темноте? и куда? И кругом — слепые. А слепой слепого только в яму приведет (Мф. 15:14). Так в жизни и есть. Итак, слепую душу «приводят» ко Христу. Ее «приводят» чаще всего обстоятельства жизни. Обстоятельствами жизни человек в своей слепоте то бывает загнан в тупик, и ему уже некуда податься, испытано банкротство всех путей. То эти обстоятельства остановят человека на полпути слепоты, бывают восприняты остатком здравого сознания человека как Божии зовы, и человек повлечется ими ко Христу. Слепой душе, подведенной ко Христу, надо, чтобы Христос коснулся ее. Непременно надо, чтобы коснулся; значит, надо вплотную подойти, а не умеешь ходить, так подползи к стопам Спасителя и в трепете моли: «Не могу больше жить… исцели». Значит, нужна не холодная вера сознания, не тусклое движение уставшего и равнодушного сердца, не вялое нащупывание просвета апатичной волей, а нужен бросок ко Христу, бросок, в котором, как в клубке, пусть сольются весь порыв ума и все напряжение воли. Тогда откликнется Христос. Он берет человека «за руку». Это значит, что прозрение души сопровождается Божественной помощью и Божественной силой. Но для проявления Божественной силы нужны условия, в которые должна быть поставлена душа. Какие же? Господь выводит слепого «вон из селения». Здесь обозначение условий, при которых возможно воздействие на душу Божественной силы. Их два: первое — душа отводится в сторону от людей и остается наедине с Богом. Значит, тесное единение с Богом, когда душа остается один на один со своим Спасителем в молитве, в подвиге, в душевной обращенности — вот первое условие прозрения от слепоты. И есть второе условие: Господь выводит слепого вон из селения. Следовательно, недостаточно быть наедине с Богом. Надо уйти душою из мира греха, порвать пленяющие связи греха, чтобы не осталось на душе груза, тянущего в сторону и вниз, а чтобы душе, освобожденной от земли — греха, легче было принять и усвоить (сделать своим) небесное и Отцовское. После того как порваны путы греха Божественной силой, совершается озарение души. В чуде исцеления Господь прежде всего «плюнул ему на глаза». Не без значения и этот акт Божией воли. Плюновение — знак презрения, поругания. Так как болезнь есть результат греха и человеческой нечистоты, то Господь сначала снимает человеческую нечистоту. Он снимает ее образно — плюновением на глаза слепого как выражением презрения к греху и осуждения греха и диавола, отца его. Так сначала устраняется источник зла и причина болезни… Плюновение в данном чуде исцеления слепого отлично от плюновения на землю, сопутствовавшего чуду исцеления слепорожденного (Ин. 9:6), где оно не имело самостоятельного значения и было только частью творческого акта — смешения с землей, делания «брения» и помазания им глаза. А почему при исцелении слепорожденного Господь не плюнул на глаза больного? Потому что не требовалось устранения греха и осуждения греха, как причины слепоты. Слепой был слеп от рождения, и Господь Сам говорит, что не грех причина его болезни: «Ни сей согрешил» (Ин. 9:3). Плюновение в чуде исцеления вифсаидского слепого аналогично плюновению при исцелении глухого косноязычного (см. Мк. 7:32-35), хотя в последнем чуде не указывается, куда плюнул Господь, и умалчивается о греховности больного как причине болезни, но в обоих случаях плюновение предшествует самому исцелению и выражает устранение человеческой нечистоты. После того как поруган грех и подрезаны корни болезни, Господь исцеляет саму болезнь. То же требуется и от слепой души. И ей, оставшейся наедине с Богом и порвавшей с миром зла, надо с презрением осудить мир диавола, жестоко осудить все свои кривые пути, без пощады возненавидеть свою темноту и с решительностью отвергнуться от слепых мыслей и дел. Тогда придет Господь. Он придет и возложит Свои руки. Возложение рук означает, что прозрение души совершается не собственными усилиями души, а Божественной силой, и означает, что Божественная сила подается сейчас же за отвращением греха, и что она возрождает человека от греха и закладывает фундамент спасения. Возложение рук — новый глубокий по смыслу образ. Исцеление совершается не сразу. Больной по первом возложении рук отвечает Христу, что он видит «проходящих людей, как деревья», и лишь по вторичном возложении Господом Своих рук на больного прозревающий «стал видеть все ясно». Почему так? Разве Божественное могущество бессильно было совершить прозрение слепого в одно мгновение? Конечно, могло совершить, как совершались в одно мгновенье большие чудеса, например, воскрешение мертвого. Здесь образ того, что восстановление души совершается не вдруг, не сразу. Такой акт был бы механическим пересозданием. Это — процесс спасения человека. Он есть длительная, сознательная борьба, в которой непременно активен сам человек. Этот процесс открывает Бог Своим Божественным вмешательством, подавая человеку силы скинуть плен греха и успешно начать ратоборство со злом. Дальше человек сам вступает в состязание, чтобы сознательно переработать свои душевные силы и усвоить Божественное озарение. И еще долго, долго не исчезнет бесследно слепота… И долго, долго человек еще будет видеть «проходящих людей, как деревья», т.е. еще долго в нем будет возобладать мир вещей, и еще долго предметы духовного, разумного порядка он будет воспринимать под углом чувствования материальных вещей. Не сразу человеку откроется очертание истинной жизни духа, а будет он еще долгое время пробавляться тенью истины. И только слабые разрозненные блики ее будут скользить пред его душевными глазами, как неясные очертания бегущих деревьев (когда видишь их, например, из окна мчащегося поезда). В этом процессе постепенного восстановления души, конечно, потребуются новые акты Божественной помощи. Их будет много, они пойдут своей чередой, параллельно человеческой стойкости в борьбе. Господь вторично возлагает руки на слепого. Теперь Он возлагает их на его глаза. Здесь мысль о том, что Божественная помощь, а в результате ее человеческое просветление, сначала идет по линии общего подъема душевной жизни и ее очищения от грязи и порока, ее общего просветления, а потом уже, под Божиим воздействием, усовершаются отдельные способности, например, способность духовного зрения. И вот, когда спустится на душу Божественное озарение, когда Божий Свет осияет внутреннее человека, тогда Божия правда в душе заблистает, как изумруд. Плена мира — греха, заволакивающего зрение или дающего кривое отражение восприятий, как не бывало. Пленительная Божия истина залегла в душе, как свет, и осветила самую душу, и весь свет брызжет вовне, и освещает, и гонит грех, и скидывает фальшивое убранство порока. И нет в жизни тьмы, и дорога пряма и освещена… И стала душа «видеть все ясно».

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 22-26 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
 

     Сказание об исцелении Вифсаидского слепого находится только у ев. Марка.

     «В Вифсаиду»: судя по тому, что непосредственно за этим рассказом передается сказание о событии, случившемся около Кесарии Филипповой (ст. Мк.8 и дал.), надобно полагать, что здесь разумеется не та Вифсаида, которая находилась на северо-западном берегу Галилейского озера, а другая, называющаяся еще Юлией, и лежавшая в нескольких верстах на северо-восток от этого озера, на пути в Кесарию Филиппову, если туда идти из Переи.
     Тетрарх Филипп, владевший только землями, лежавшими на северо-востоке от Галилейского озера, по свидетельству Флавия (Antt. 18, 2. 1), небольшое селение Вифсаиду сделал городом и назвал Юлией в честь дочери Августа Юлии. Как видно, Господь из Переи, где происходило чудесное насыщение народа, описанное непосредственно перед этим, не заходя в Галилею, пошел прямо в северные страны Палестины, может быть, укрываясь от злобы преследовавших Его фарисеев, и через Юлию – Вифсаиду дошел до Кесарии Филипповой.

     «Слепого»: что он слеп был не от рождения, а уже впоследствии ослеп, видно из дальнейшего рассказа; он после первого возложения на него рук Спасителевых, говорит, что видит людей, как деревья (ст. 24), следовательно, он прежде видел и людей и деревья. Не видно также из евангельского повествования, чтобы болезнь эта была непосредственным действием духа нечистого, чтобы этот слепой был вместе и бесноватый, как и вышеупомянутый глухой косноязычный (Мк.7 и дал.).

     «Чтобы прикоснулся к нему»: т. е. чтобы исцелил его прикосновением своей чудодейственной руки.

     «Вывел его вон» и пр.: Господь и здесь поступает так же, как при исцелении глухого косноязычного (Мк.7 и дал.), употребляет подобные же внешние действия и по подобным же вероятно причинам, так как и здесь была полуязыческая страна, где иудеи жили вместе с язычниками.

     «Вижу проходивших людей, как деревья»: т. е. неясно, не отчетливо, но однако же вижу.

     «Опять возложил руки» и пр.: не вдруг исцеляет Господь, но постепенно, может быть потому, что слаба была вера этого слепого (ср. Феофил.), и Господь, постепенно открывая ему взор телесный, возводил его к вере совершеннейшей (Евф. Зигаб.).

     «Послал его домой» и пр.: как видно – этот слепой был родом не из Вифсаиды, а пришлец, и – по повелению Господа – должен был прямо с места исцеления отправиться домой, не заходя в селение, т. е. в Юлию – Вифсаиду и не рассказывая никому из жителей того же селения, может быть, потому же, почему и исцеленному глухому косноязычному Господь не велел рассказывать об исцелении его (ср. Мк.7 и прим.).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему

О чуде исцеления слепого в Вифсаиде (собственно, не доходя до нее) сообщает только один евангелист Марк. Вифсаида лежала на пути в Кесарию Филиппову – куда, собственно, и направлялся Господь, – неподалеку от того места, где Иордан впадает в море. Слепой, которого привели ко Христу, прежде был зрячим, как это видно из того, что он имел представление о людях и деревьях (стих 24).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible