Скрыть
Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

Святые отцы

Прочие

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение XII. Как Лука называет Левием Алфеевым ученика, призванного от сбора налогов (Лк. 5:27; ср. Мк. 2:14), но ни один из Двенадцати не носит этого имени?

Разъяснение см. Лк. 5:27

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним

Иисус увидел Левия, сидящего у места сбора податей. Был он настойчив и жаждал временной выгоды. Матфей - его новое имя, в переводе с еврейского на латынь оно означает «одаренный». Такое имя действительно подходит тому, кто получил столь большой дар благодати небесной.

Он сказал: Следуй за Мной. Следуй не столько ногами, сколько осуществлением дел. Потому говорящий, что во Христе пребывает, подобно Матфею, должен встать и идти. А это означает: не стремись к земному, не гоняйся за тленным богатством, убегай от низменных почестей, возлюби мысль о ничтожности мира ради славы небесной, будь полезен другим; ни с кем не поступай по несправедливости, несправедливость же по отношению к себе переноси с терпением, но и за обидчиков проси прощения у Господа; ищи всегда славы Создателя, но никогда - своей (ср. Ин. 7:18); и насколько есть сил, возрастай в любви к горнему. Поступать таким образом и подобно сему - значит идти по следам Христа (ср. 1Пет. 2:21). И он, встав, последовал за Ним. Не следует удивляться, что по велению Господа мытарь тотчас оставляет земные блага, о которых заботился, и что, пренебрегши богатством, он немедленно следует за Тем, о божественности Которого ничего не мог знать. Это Сам Господь, внешне позвав его словом, невидимым образом изнутри сообщил ему, чтобы он шел. Господь озарил его разум духовным светом Своей милости, и через свет этот мытарь узнал, что призывающий его оставить преходящие земные богатства в силах дать ему нетленные сокровища на небесах.

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-17 И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники; ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

По совершении чуда над прокаженным Господь уходил к морю, вероятно, ища уединения, но народ снова стекается к Нему. Познай же, что по той мере, как ты станешь избегать славы, она будет гоняться за тобой; а ежели ты будешь гоняться за ней, она убежит от тебя. Вот и Господь только что удалился к морю, как народ опять бежит вслед за Ним. Однако Он и отсюда ушел, и на пути уловил Матфея. Именуемый теперь у Марка Левий есть Матфей, так как он имел два имени. Поэтому Лука и Марк, скрывая настоящее имя, называют его Левием. Но сам он не стыдится; напротив, откровенно говорит о себе: увидел Иисус Матфея мытаря (Мф. 9:9). Так и мы не будем стыдиться открывать грехи свои. Левий сидел у сбора пошлин, занимаясь, по обязанности своей, или взыскиванием податей с кого-нибудь, или составлением отчета, или чем другим, что обыкновенно делали сборщики податей в местах своих занятий. Но теперь так оказался усерден ко Христу, что оставив все, последовал за Ним и в великой радости созвал многих на обед. А фарисеи начинают винить Господа, представляя себя, конечно, людьми чистыми. Но Господь сказал на это: «Я пришел призвать не праведников», то есть вас, оправдывающих самих себя (говорит в виде глумления над ними), «но грешников», призвать, впрочем, не с тем, чтобы они оставались грешниками, но «к покаянию», то есть, чтобы они обратились. «К покаянию», - сказал, - дабы ты не подумал, что, призывая грешников, Он нисколько не исправляет их.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Проходя, увидел Он (Христос) Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним

Как просто, как решительно! Грешник мытарь Левий едва лишь услышал призыв Христа, бросает без раздумья все, чем он жил, бросает обеспеченное положение и уходит за Господом, как добровольный нищий. И какая решительность! «Левий встал и пошел»… А теперь наши души, грешнейшие грешнейших, будучи призываемы, торгуются: «Да как я устроюсь, как я буду жить… да что я получу?» И, давши слово идти за Господом, уподобляются сыну, который ответил Отцу, пославшему его на работу: «Иду, Господи», а сам не пошел (Мф. 21:28-30).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Евсевий Кесарийский (†339)

Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним

Апостол Матфей в своей прошлой жизни не отличался почтенным времяпрепровождением, но был из тех, кто занимается сбором пошлин и стяжательством (ср. Мф. 9:9, Лк. 5:27).

Доказательство в пользу Евангелия

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

14. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.
15. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
16. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
17. Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.


О призвании к апостольству Матфея см. совершенно сходный рассказ у Мф.9:9-13 и прим. к этим стихам.

   «Левия Алфеева»: т. е. Матфея мытаря, брата Апостола Иакова Алфеева. Что Левий и Матфей одно и то же лицо, это показывает одинаковость сказаний об обстоятельствах призвания к апостольскому служению Матфея в Евангелии от Матфея и Левия в рассматриваемом месте, тогда как во всех перечислениях у евангелистов имен Апостолов имени Левия между ними нет. У иудеев был обычай носить не одно имя (Иуда-Фаддей-Леввей, Симон-Петр и др.)

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним (См. Мф. 9:9)

В истории призвания Левия евангелист Марк точно указывает, что Христос вышел из дома и опять пошел к морю, где учил и раньше, и здесь стал учить пошедший за Ним народ. Конечно, Левий уже раньше знал Христа и был предан Ему, как и первые четыре ученика (Мк.1:16 и сл.). Мытаря-ученика Марк называет не Матфеем, как евангелист Матфей, а Левием Алфеевым. Так как в Евангелии Матфея к имени призванного мытаря прибавлено выражение «называемого» (λεγόμενον, в русском переводе неточно – «именем»), то можно думать, что настоящее, первоначальное имя апостола указывает евангелист Марк, а Матфей сообщает то, которое дал ему Христос, когда Левий стал Его апостолом. Кто был Алфей – неизвестно.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 13-14 И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним

Это сказание еванг. Марка о призвании апостола Алфеева или Матфея Иисусом Христом совершенно сходно со сказанием о том же событии в Евангелии Матфея (Мф. 9:9-13).

Изыде паки (и вышел Иисус опять) – из г. Капернаума (Мк. 2:1). К морю – к морю или озеру Галилейскому, иначе Тивериадскому, Генисаретскому, на берегу которого лежал Капернаум (чит. о море и Капернауме в объяснении 14 ст. 1 гл.). Левию (сына) Алфеева – иначе Матфея мытаря, брата апостола Иакова Алфеева. Что Левий и Матфей есть одно и то же лицо, это показывает одинаковость сказаний о призвании его у еванг. Матфея и Марка, – только у первого это призванное лицо называется Матфеем, а у второго – Левием Алфеевым; тогда как в евангельских перечислениях имен апостолов нет между ними имени Левия: у евреев же было в обычае носить не одно имя, или в особенных случаях в своей жизни переменять одно на другое, напр. Иуда (не Искариотский) иначе называется Фаддеем или Леввеем, Симон – переименован от Господа Петром. Очень может быть, что мытарь Левий после призвания его Господом в апостольское служение, стал называться Матфеем, что значит дар Божий. В самом деле, не дар ли особенной милости Божией открылся ему в призвании его от мытницы в великое апостольское служение? Могло быть и так, что имя Левий было простонародное, а Матфей – почетное.

Сидящего у сбора пошлин (седяща на мытнице), т. е. в том месте, где собирались пошлины или подати. Сборщики сих пошлин или податей назывались мытарями от древнего славянского слова мыто – подать. Иудеи во времена Христовы были под властью Римлян и платили им подать. Римское правительство, для избежание столкновений с массой народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т. е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей. Понятно, что эти сборщики-мытари, взявшись за дело сбора из-за расчётов, притесняли народ, взимая с него, под разными предлогами, более, чем сколько следовало. За это народ страшным образом ненавидел мытарей, и потому имя мытарь сделалось в понятиях народных то же, что грешник, беззаконник (чит. ниже Мк. 2:15) „Ремесло мытарей, пишет св. Златоуст, было хищением под видом закона.

Но Тот, Кто не возгнушался блудницы и не возбранил ей облобызать и омочить слезами ноги Его, не устыдился и мытаря, ибо Он пришел уврачевать не только тело его, но и душу от зла“. Впрочем, не должно думать, что все мытари были такими бессовестными, корыстолюбивыми и отчаянными грешниками, какими считали их Иудеи; напротив, многие из них заботились о спасении души, ожидали явления Христа, ходили в пустыню слушать проповедь Иоанна Крестителя и принимали от него крещение во славу Божию. Может быть, и Матфей был одним из таких мытарей; может быть, он уже имел случай видеть чудеса Христовы, слышать Его учение, и был готов бросить для Него свое грешное ремесло. Сердцеведец знал, что сей мытарь будет Его избранным сосудом, и потому обратился к нему со Своим милостивым воззванием: следуй за Мною.

Следуй за Мной (гряди по Мне), т. е. будь Моим учеником. Следовать за кем, значит быть учеником того, принять учение его (4Цар. 6:19). Он, встав, последовал за Ним (в след Его иде). Такова сила слова Господня и такова вера Матфея в Иисуса Христа, что, по одному слову Господа, сборщик податей, человек зажиточный, Матфей тотчас, как прибавляет еванг. Лука (Лк.5:28), оставил все и последовал за Иисусом Христом, Который не имел, где подклонить голову (Мф. 8:20). Тоже было и с апостолами: Петром, Андреем, Иаковом и Иoaнном (чит. Мк.1:18-20).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible