Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И про́клятъ, и́же бѣ́ си́ленъ, и бѣ́ ему́ въ ста́дѣ его́ му́жескъ по́лъ, и обѣ́тъ его́ на не́мъ, и жре́тъ растлѣ́нное Го́сподеви: зане́ Ца́рь ве́лiй а́зъ е́смь, глаго́летъ Госпо́дь Вседержи́тель, и и́мя мое́ свѣ́тло во язы́цѣхъ.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Проклят, емуже бе в стаде его мужеск пол, и жрет растленное Господеви. Приносящему такую жертву уподобляются люди, которые, по крепости сил своих, должны искать небесной славы для души, но которые обращают душевные силы свои на мирские попечения, к духовному же деланию чувствуют бессилие и отвращение, небрегут о благочестии и добродетели. Таковые уподобляются Каину, который сам поедал лучшее, а Богу приносил крохи, остававшиеся у него излишними.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
И проклят, иже бе силен, и бе в стаде его мужеск пол, и обет его на нем, и жрет растленное Господеви: зане Царь велий аз есмь, глаголет Господь вседержитель, и имя мое светло во языцех
Определяет наконец, и вполне справедливо, проклятие на нечестиво жертвоприносящего. Если бы кто, говорит, дал обет и в стадах своих имел животное мужского пола и без недостатка, как скоро это не приносит Богу, но собирает то, что оказывалось бы ничего не стоящим, – то это будет оскорбление Богу, и ничем другим. Ведь мы не сделались преданными слугами бесчувственных камней подобно некоторым, пребывающим во тьме, заблуждении и нечистом служении, но напротив, служим Богу Вседержителю и Создателю всяческих, Коего трепещут небеса, ужасается и земля, и все обитатели ее. Также свидетельствует опять о великом благоволении язычников, говоря, что имя божества сошло у них, досточтимо и славно; ибо мы должны иметь именно такое, а не иное расположение (духа). И Господь наш Иисус Христос принимал идолослужителя-сотника и говорил: «аминь глаголю вам: ни» у кого «толики веры обретох во Израили» (Мф. 8:10). Итак, «проклят» жертвоприносящий Богу и «растленное», между тем как должен чтить Его самым лучшим, что имеет в стадах, как я только что сказал, беспорочным и мужского пола. Надо заметить, что требует в жертву мужской пол, хотя закон повелевал жертвоприносить Богу и женский пол (Лев. 22 и дал.). А что в жертвы по обету, то есть добровольные, принималось животное беспорочное и мужского пола, так это, полагаем, служило символом для приносящего жертву, так как закон как бы внушал, что желающим восходить в воню благоухания Богу подобает быть мужественными, победителями страстей и далекими от всякого порока. Приводившиеся же за грехи жертвы принимались и женского пола от овечьих и козьих стад. Загадкой и это было немощи приводивших (жертвы), ибо бессилен женский пол и по крепости уступает мужскому. Всякий же грех усиливался бы, когда бы обессиливал ум и уже не сохранял духовную крепость.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов
Теперь пророк обличает уже простых израильтян в пренебрежении к жертвеннику Иеговы. Оказывается, что у приносителей были и хорошие животные, притом мужеского пола (мужеский пол предпочитался женскому), и, однако, таких животных евреи оставляли у себя, принося в жертвы животных с пороками. — Я Царь великий — повторение мысли 11-го стиха.
Пророк придает такую важность внешнему порядку при жертвоприношении, конечно, потому, что недостаток внимания к этому, утвержденному законом, порядку свидетельствовал о недостатке внутреннего Богопочтения в тогдашнем еврейском обществе. Замечательно при этом, что пророк предсказывает величайший переворот в деле Богопочтения. Прежде только Иерусалим считался законным местом совершения Богослужения и род Ааронов — законным совершителем Богослужения. Теперь же пророк провидит возможность принесения истинной чистой жертвы Богу на всяком месте, а не только в Иерусалиме. В связи с этим находится, конечно, и отмена того порядка, в силу которого только священники из рода Ааронова могли приносить жертвы. Жертвы со временем будут приноситься, очевидно, уже не одними потомками Аарона, а и другими лицами, из разных племен и народов (ст. 11-й). Не ясно ли, что Малахия является предвестником уничтожения национальных и местных границ истинного Богопочтения, о чем с полною ясностью возвестил Господь Иисус Христос (Ин IV:23 и сл.)?
См. также Толкование на Мал. 1:6