Скрыть
и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-12 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. Господь крестился для того, чтобы освятить воды для нас, имеющих вкусить благодати. После Крещения «поведен был Духом в пустыню», ибо Дух Святой вводил Его в борьбу против диавола. Уходит «в пустыню» затем, чтобы дать диаволу повод к нападению на Себя, ибо он приступает к нам особенно тогда, когда мы уединились. Постится «сорок дней» и не превышает меры поста Моисеева и Илиина, чтобы тем не подать сатане мысль, что Он больше их, но чтобы он приступил к Нему, думая, что и Он - человек, а вместе и для того, чтобы не показаться воплотившимся только призрачно. «Искушается» после Крещения, чтобы нам показать, что после крещения нас встретят искушения. Постится потому, что пост есть великое оружие в искушениях, и потому, что после крещения нам должно предаваться не чувственным наслаждениям, а посту. Враг нападает на Него сначала пресыщением, как и на Адама (Быт. 3), потом - любостяжанием, показав Ему все царства. Как показал? Некоторые говорят, что представил Ему их в мысли. Но я думаю, что не в мысли, а чувственно показал Ему их, подставив пред очи в призраке, а не в воображении Господа. Далее, нападает на Него тщеславием, ибо говорит: «если Ты Сын Божий, бросься вниз». Пустословил это, лаская Его, чтобы Он, обманувшись лестью и желая показать Себя Сыном Божиим, бросился вниз и таким образом открылся пред ним, кто Он, Но смотри, как Господь поражает его Писанием. «Не искушай, - говорит, - Господа Бога твоего», ибо никто не должен подвергать себя очевидной опасности в самообольщении, что Бог ему поможет. Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом одним будет жить человек», это - Моисеево изречение о манне (Втор. 8:3); ибо хотя манна была не хлеб, однако ж, питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся» и «не искушай» (Втор. 6, 13. 16).

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее

Это искушение Спасителя диаволом есть образ нашего искушения: и нас враг искушает почестями мира сего. И смотрите, как сыны века сего, обаянные врагом, алчут этих почестей и ради их кланяются врагу своему – диаволу! Каких средств не употребляют для того, чтобы добиться высшей почести, чтобы получить крест или орден, вместо того чтобы искать почестей вышнего звания Божия. Как щекочет каждого самолюбивое и гордое желание стать выше других или сравняться с теми, которые выше нас! Как поднимают многие свои головы, ставше выше своих собратий! Сколько внутреннего услаждения своими преимуществами! Сколько тайной радости, что они не хуже других, что они лучше многих, что они опередили достойнейших своих товарищей, которые при всей добросовестности своей, при всем усердии своей службы, при всех отличных дарованиях своих еще не получили того, что мы, благодаря только счастливым обстоятельствам и, может быть, своим проискам, получили. О! Это диавольское утешение! Это поклонение диаволу: эти люди падают и кланяются диаволу. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Братия! Будьте осторожны, не кланяйтесь врагу Божиему, да не отвратит от вас в день оный лица Своего Владыка и Судия всех. Июля 23-го дня 1861 года. Сюда относятся, кроме почестей, и великолепные одежды, служащие к тщеславию, и изысканное убранство квартир, званые обеды и всё, чем хочет человек снискать суетную славу мира сего. Все, изысканно ради тщетной славы одевающиеся и украшающие свои квартиры, кланяются диаволу, который лелеет их, как своих чад и усердных поклонников, побуждает их делать эти постыдные дела, распаляя их пожелания и прихоти.

Но как это власть над вселенною и вся слава ее (временная) преданы диаволу? Верны ли эти слова врага? Царь вселенной есть един Господь, создавший ее: Моя вселенная и все, что наполняет ее (Пс. 49, 12), говорит Он в псалме; равным образом слава есть Его единого на небеси и на земли, почему Он и называется Богом славы: Бог славы возгремел (Пс. 28, 3). Потому слова врага ложны с этой стороны. Но не справедливы ли с какой-нибудь стороны? Если разуметь под вселенною мир, во зле лежащий, и усердно ему служащих похотию плоти, похотию очей и гордостию житейской, то в таком случае слова диавола справедливы, ибо Сам Бог действительно подустил врага искушать грешный род человеческий, продавший ему себя чрез грех, и отдал, так сказать, во власть его: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги (Иов. 2, 6).

Дневник. Том IV. 1860–1861

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, и бо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

Искушение Иисуса Христа дьяволом в пустыне у ев. Луки изложено совершенно согласно со сказанием об этом ев. Матфея, с несколькими впрочем особыми чертами, отчасти восполняющими сказание Матфеево. Только порядок искушений несколько различен, именно последнее, по сказанию ев. Матфея, искушение ев. Лука поставляет на предпоследнее место, а предпоследнее – на последнее. От чего бы ни произошло это различие, оно очевидно не имеет особенной важности, потому что тот ли, другой ли порядок искушений принять – все равно; ни историческая достоверность события, ни смысл частных черт события от этого нисколько не страдают. Кажется впрочем, что порядок искушений, у ев. Матфея представленный, точнее: ибо, отражая последнее, по сказанию Матфея, искушение, Господь отгоняет от себя искусителя (прочь – ст. Мф.4:10). Евангелист же Лука следует более географическому, так сказать, порядку: сначала искушения в пустыне два – в самой пустыне и на горе (в той же пустыне Quarantania предание указывает и гору искушения, напротив горы Аварим, с вершины которой Моисей перед смертью своей обозрел землю обетованную), и потом третье в святом городе, на крыле храма. – Объяснение смысла и подробностей сказания: см. прим. к Мф.4:1-11.
– «Сорок дней был искушаем»: см. прим. к Мк.1:12,13.
– «Камню этому»:у ев. Матфея – «камни эти», – смысл один и тот же.
– «В мгновение ока»: быстро и непостижимо, ср. 1Кор.15:52.
– «Ибо она предана мне» и пр.: более подробное объяснение того, что у ев. Матфея выражено лишь кратко, в сущности (ст. Мф.4:9); смысл одинаков.
 «Отошел от Него до времени»: не совсем оставил, а до времени прекратил свои нападения. Из Евангелия не видно, чтобы были еще подобного рода искушения Спасителя со стороны сатаны, а потому вероятно, что под последующими нападениями на Него духа злобы разумеются все те нападения, какие производил он «посредством своих орудий» (Злат. 1, 211), через врагов Христовых, книжников и фарисеев, первосвященников и старцев народных и, наконец, Его ученика (Лк.22:3), доведших до позорной смерти Христа, который однако же этой смертию своею и победил дьявола, искупив от власти его все верующее во Христа человечество.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-13 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени

Историю искушения евангелист Лука, в общем, передает согласно с евангелистом Матфеем (Мф.4:1–11). Но в порядке отдельных искушений евангелист Лука отличается от Матфея: на втором месте он ставит то искушение, какое у Матфея поставлено на третьем месте (искушение на крыле храма). На это различие критики нередко указывают как на доказательство противоречия, существующего вообще между Евангелиями, но на самом деле особенно серьезного значения этому различию придавать нельзя. Оно свидетельствует только о том, что евангелист Лука излагает искушение не в хронологическом порядке, как Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, – где, как верно сообщает евангелист Матфей, происходило второе искушение, – лежал через горы, то Лука, мысленно проходя этим путем, и решил, попутно, так сказать, изобразить искушение, бывшее на горе, ранее, чем искушение, имевшее место в Иерусалиме. А за то, что евангелист Матфей правильно в хронологическом отношении ставит это искушение на горе последним, говорит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «отойди от Меня, сатана». Едва ли после такого запрещения сатана мог обратиться ко Христу с новым искушением.

«Сорок дней Он был искушаем…» (см. Мк.1:13).

«Ничего не ел». Это отмечает только евангелист Лука. Христос соблюдал полное воздержание от всякой пищи.

«Этому камню». У Матфея – «камни сии». Превращение одного камня в хлеб казалось уже достаточным сатане.

«Вселенной» (стих 5) точнее, чем у евангелиста Матфея – «мира» (Мф.4:8; ср. Лк.2:1).

«Во мгновение времени» – в одной точке времени, в одном моменте (ἐν στιγμῇ χρόνου). Это значит, что все царства мира не последовательно, одно за другим явились пред взором Христа, а в одном мгновенном образе, несмотря на то что они находились в разных частях света.

«Дам власть над всеми сими царствами…» Вследствие грехопадения людей мир действительно подчинился власти диавола в том, конечно, смысле, что диавол увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями. Он может, следовательно, направить их и ко Христу, если захочет. Но, конечно, сущая неправда, будто бы эта власть передана ему (конечно, Богом). Он если и владеет людьми, то только в силу своей хитрости, коварства, Единый же владыка всего – Бог (Дан.4:14).

«Поклонишься мне» – точнее: «предо мною» (ἐνωπίον ἐμοῦ). Отсюда видно, что диавол имеет в виду действительное поклонение.

«Сохранить Тебя» (стих 10). Это прибавление есть только у евангелиста Луки.

«Иисус сказал ему в ответ: сказано…» Точнее: «Иисус в ответ сказал ему, что сказано: не искушай:» (ὅτι εἴρηται οὐκ). Евангелист Лука, таким образом, слова «что сказано» употребляет в смысле «как сказано», и речь Христа у него начинается словами «не искушай». Ясно, что это звучит как повеление сатане от Самого Христа «не искушай, сатана, Меня – Господа Бога Твоего!» «И, окончив все искушение» – этими словами евангелист дает понять, что диавол истощил все свое искусство для искушения Христа и более ничего не мог измыслить.

«До времени». Таким удобным временем для нового искушения оказалось, по представлению евангелиста Луки (Лк.22:3), выступление Иуды-предателя перед врагами Христа с предложением предать Его.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 6-7 и рече Ему диавол: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю: Ты убо аще поклонишися предо мною, будут Тебе вся

Тебе дам власть сию всю (власть над всеми сими царствами). В этих словах слышится горделивое и лживое предвосхищение власти, принадлежащей одному Богу, как Творцу и Промыслителю всего.

Аще поклонишися предо мною (если Ты поклонишься мне). На востоке был обычай путешествовать на поклонение великим людям – в знак почтения к ним. Так волхвы, восточные мудрецы, приходили в Вифлеем на поклонение новорожденному Спасителю (Мф. 2:2). Присваивая себе права над миром, принадлежащие Богу, диавол требует и поклонения себе, как Богу. Цель сего искушения состоит в том, чтобы возбудить в И. Христе властолюбие и корыстолюбие – похоть очес (1Ин. 2:16). Диавол прибегает к этому роду искушения, потому что знает, что человек нередко забывает о пище, бывает готов унизить свое достоинство, пожертвовать своею честью, лишь бы только удовлетворить своей страсти властолюбия и корыстолюбия.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible