Скрыть
и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-22 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение

Евангелист к месту вставил здесь слово об Ироде. Он как бы так говорит: хотя народ весьма высоко думал об Иоанне, но Ирод, обличаемый от него, ко всем злодеяниям своим прибавил и то, что заключил его в темницу. Повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие. - «Отверзлось небо» для того, чтобы нам показать, что крещение всем отворяет небо, запертое Адамом. «Дух Святый нисшел» на Иисуса, чтобы мы познали из сего, что и на нас, когда крещаемся, приходит Дух. Ибо Господь не имел нужды в Духе, но все творит ради нас и Сам бывает первенцем во всем (Кол. 1, 18), что мы имели принять впоследствии, чтобы быть первородным во многих братиях. «Как голубь», чтобы мы научились, что нам нужно быть кроткими и чистыми. И как при Ное голубь изображал успокоение гнева Божия, так и здесь Дух Святый, потопив грех, примирил нас с Богом. И Сын слышит глас, от Отца произнесенный, чтобы показать, что и нам крещаемым он даровал сыноположение. «В Тебе Мое благоволение» - в Тебе Я успокоился.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение

Чего очевиднее Божество нашего Спасителя, когда и Дух Святой, и Бог Отец свидетельствуют об Нем!

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Деян.17:24,31: Бога нельзя уподобить золотым и вещественным изображениям.

Православный ответ: Мы и не думаем, что Божество подобно золоту, серебру, камню, получившим образ от искусства и вымысла человеческого. Но мы спросим: подобно ли Божество бумаге, исписанной буквами? Однако, мы изображаем так Бога, имя Божие. Похоже ли Божество на ангела, или странника? Однако: Бог являлся в образе трех странников (Быт.18) и в образе Ангела (Суд.6).
Вот, мы и изображаем Бога так, в каких образах Он являлся людям; Христа – в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он являлся в телесном виде, в виде голубя (Лк.3:22); Бога-Отца – в виде «ветхого днями», т.е. старца, как было видение пророку Даниилу (Дан.7:9); также – Ангелов, Божию Матерь и угодников Божиих.

Оружие правды


О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Ин.1:18. Бога не видел никто никогда и изображать Его совершенно невозможно.

Православный ответ: Можно, потому что «Единородный Сын сущий в недре Отчем Он явил» (Ин.1:18). "И Дух Святой низшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк.3:22). Так мы и изображаем Сына Божия и Духа Святого, как Господь показал Себя.

Оружие правды

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Евангелист повествует о крещении Христовом короче, чем евангелист Матфей, и более сходно с евангелистом Марком.
– «И молился»: особенная черта, упоминаемая только евангелистом Лукой. Это событие было началом служения Иисуса в качестве Мессии, и следовательно событие важнейшее в Его жизни, и евангелист замечает, что при этом Господь молился.
– «Дух Святый низшел» и пр.: см. прим. к Мф.3:16,17 и Мк.1:10,11.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение

«Когда же крестился весь народ». Это более определенное, чем у Матфея (Мф.3:13) и Марка (Мк.1:9), замечание о времени крещения Христа. «Это происходило, говорит евангелист Лука, тогда, когда в народе проявилось всеобщее стремление к принятию крещения от Иоанна». А это указывает на конец проповеднической деятельности Предтечи (Богословский, с. 63).

«Молился». Об этом говорит только Лука, отмечающий этим, что крещение было особенным важным в жизни Христа событием(ср. Мф.26:36; Лк.9:28).

«Отверзлось небо». У Матфея и Марка сказано, что отверзение неба было предметом видения (Мф.3:16; Мк.1:10), и потому некоторые толкователи склонны представлять это «отверзение» не как нечто фактическое, а как только нечто кажущееся известным лицам. Но евангелист Лука отрезает всякий путь к таким перетолкованиям, говоря, что небо отверзлось и не прибавляя, что это было видение. Чудо это, а равно и последующее сошествие Святого Духа в виде голубя и глас Бога Отца – все это были действительные события.

«Дух Святый…» (см. комментарии к Мф.3:16).

«В телесном виде», т. е. Он явился в обыкновенном виде голубя.

«Ты». Евангелист Лука в этом сходен с Марком (у Матфея – «Сей») см. Мк.1:11.

«В Тебе…» Евангелист Лука здесь опять передает глас Бога Отца как прямое обращение ко Христу (у Матфея и Марка – «в Котором»).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

и сниде Дух Святый телесным образом, яко голубь, Нань: и глас с небесе бысть, глаголя: Ты еси Сын Мой Возлюбленный, о тебе благоволих

Дух Святый, третье лице Св. Троицы, сошел на И. Христа в виде голубя по причине чистоты и кротости сей птицы. С другой стороны, как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучечек; так и теперь Дух Святый в виде голубя возвещает разрешение грехов чрез Христа. (Феоф.). Сошествие Духа Св. на И. Христа указывало еще на то, что Его человечеству сообщаются все дары Духа Св. Сошествие Духа Св., как равно и голос Бога Отца при крещении И. Христа, были для того, чтобы торжественным образом явить Его Мессиею. Господь И. Христос, как Сын Божий, по Божеству Своему неразлучен с Отцом и Духом, и по человечеству всегда был исполнен Духа Св.; но Дух Св, сошел на Господа для того, чтобы в Нем познали люди Сына Божия, Спасителя мира; чтобы в самом начале Нового Завета тайна Пресв. Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась ведению и слуху человеческому (Тр. Лист.).

Глас с небесе, т. е. от Бога Отца. Это было со стороны Бога Отца торжественное объявление Иисуса Христом, Мессиею. Сын Мой Возлюбленный, т. е. второе лицо Пресв. Троицы, равночестное первому – Богу Отцу и третьему – Духу Святому. В Тебе Мое благоволение (о Тебе благоволих). В этих словах указывается на полноту той любви, какую имеет Бог Отец к Сыну, и вместе с тем изливает чрез Него на все человечество.

– Является вопрос: если так ясно было засвидетельствовано Божество Иисуса Христа при крещении, почему же не уверовали в Него иудеи? – «По жестокосердию своему, отвечает св. Златоуст. Ибо и при Моисее много было чудес, но народ и после громов, труб и молний слил себе тельца, да и те же самые, которые были при крещении и видели после воскресение Лазаря, однако-ж не только не уверовали в Того, Кто сотворил это чудо, но часто покушались даже убить Его. Когда душа находится в безчувственности, развращении и зависти, то она не убеждается никакими словами. Впрочем, нельзя думать, будто явление Бога при крещении Иисуса Христа осталось безплодным для всех». – В Палестине на реке Иордане доселе известно то место, где крестился И. Христос. Там, особенно в первые три дня Страстной недели, целыми сотнями и тысячами стараются погрузиться в священные воды Иордана при пении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи"…

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Сошествие святого духа и голос с неба (Ин. 1:32-33, Лк. 3:21-22, Мк. 1:10-11, Мф. 3:16-17)
 

Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды (повествует Евангелист Матфей, 3, 16) и молился (добавляет Евангелист Лука, 3, 21), молился, конечно, Отцу Своему, чтобы он благословил, освятил начало Его служения. В то самое время, когда Христос молился, на Него сошел Дух Святой, и голос Самого Бога-Отца засвидетельствовал о Нем как о Сыне Божием.
Это необычайное, сверхъестественное явление, описанное всеми четырьмя Евангелистами, толкуется различно вследствие некоторого различия в повествованиях Евангелистов. Поэтому считаем необходимым привести для сравнения сказания всех Евангелистов.

МатфейИ, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:16-17).

Марк: И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1:10-11).

Лука: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3:21-22).

Иоанн: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32).

Первые три Евангелиста, в общем, совершенно согласно повествуют, что когда Иисус выходил, или вышел, из воды, отверзлось небо, сошел на Него Дух Святой, и был слышен голос с неба. Но так как они не поясняют, кто именно видел это необычайное явление, то Евангелист Иоанн, дополнявший, как известно, своим Евангелием упущенное первыми Евангелистами, удостоверил, что Иоанн Креститель говорил посланным к нему от синедриона: я видел Духа, сходящего с неба. Такое добавление Евангелиста Иоанна имеет особенное значение потому, что он был учеником Предтечи, мог слышать это непосредственно от него самого, и, быть может, находился даже при нем во время Крещения Иисуса Христа. Итак, несомненно, что Иоанн Креститель видел все это необычайное явление; поэтому-то в русский перевод Евангелий от Матфея и Марка после слова увидел вставлено слово Иоанн, не встречающееся в славянском переводе.
Но кто еще видел? Святой Златоуст полагает, что видел все это и находившийся в то время при Иоанне народ (Беседы на Евангелие от Матфея. 1, 213). Но Евангелисты, ни первые три, ни четвертый, не дают никаких указаний для подобного ответа на вопрос. Златоуст говорит, что народ видел это знамение, но не поверил ему по своему жестокосердию. Но ведь народ был так потрясен тогда призывом нового Пророка к покаянию, что толпами шел к нему исповедовать грехи и креститься, и если бы в такое именно время увидел разверзшиеся небеса и Духа Божия и услышал бы голос Самого Бога, то, несомненно, тотчас же уверовал бы в Иисуса как ожидаемого Избавителя; если бы даже не вся, находившаяся тогда при Иоанне, толпа уверовала в Иисуса (по жестокосердию), то все-таки было бы немало обратившихся; и если бы даже все эти уверовавшие со временем оставили бы Иисуса как не отвечавшего их взглядам на Мессию, все же они теперь, при таких необычайных свидетельствах, должны были бы толпами пойти за Ним. Однако Евангелисты об этом молчат. Поэтому следует признать, что знамение это было не для народа и народом было невидимо. Это подтвердил и Сам Господь, сказав фарисеям и старейшинам иудейским: Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели (Ин. 5:33-37). 
Знамение это было, главным образом, для Самого Иисуса Христа. Поэтому-то Евангелист Матфей говорит: отверзлись Ему небеса, то есть Иисусу, для Иисуса. Кроме того, знамение это предназначалось и для Предтечи, так как, по его же свидетельству, переданному Евангелистом Иоанном, Пославший его крестить сказал ему: На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом (Ин. 1:33). Предтеча увидел Духа в виде голубя, сходящего на Иисуса, и тотчас же понял, что Этот Иисус и есть крестящий Духом Мессия, Сын Божий.
Апостол Павел в послании своем к евреям (Евр. 10:5-9), говорит, что Сын Божий, входя в мир, говорил слова, открытые некогда пророку Давиду: Иду исполнить волю Твою, Боже (Пс.39:7-9).
В это самое время, когда Христос оканчивал Свою молитву, свершилось три чуда:
Отверзлись небеса. По объяснению Иннокентия, архиепископа Херсонского, свод небесный над главой Иисуса представился раскрытым наподобие того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков.
Дух Божий, как голубь, сошел на Иисуса. Все четыре Евангелиста, повествуя о сошествии Святого Духа, употребляют выражение как голубь, то есть виденный Иоанном образ нисходившего Духа уподобляют голубю, сравнивают с внешним видом голубя. Если Евангелист Лука и говорит, что Дух Святой сошел в телесном виде, то из этого нельзя еще заключить, что Евангелист Лука говорит о настоящем голубе, так как к словам в телесном виде и он добавил – как голубь, и тем пояснил, что Дух Святой сошел подобно парящему голубю.
Раздался с неба голос. Этот голос слышали Иисус и Иоанн. Но к кому именно он был обращен? Слова – Сей есть Сын Мой, – помещенные в Евангелии Матфея, доказывают, что они были обращены не к Иисусу, а к третьему лицу, то есть Иоанну; слова же: Ты – Сын Мой, записанные Евангелистами Марком и Лукой, убеждают в том, что голос Бога был обращен непосредственно к Иисусу. Желающие подорвать доверие к Евангелиям усматривают в этом противоречие между Евангелистами; в сущности же, никакого противоречия тут нет. Слышали эти слова двое, Иисус и Иоанн. По содержанию своему слова эти относились только к Иисусу; но так как Иоанну было откровение, что на Ком он увидит Духа сходящего, Тот и есть крестящий Духом, то, увидев Духа, сходившего на Иисуса, и услышав голос, свидетельствовавший, что это – Возлюбленный Сын Божий, Иоанн, смотревший в это время на Иисуса, окончательно убедился, что Сей действительно Сын Божий, Мессия; это впечатление, произведенное голосом с неба на Иоанна, передал Евангелист Матфей. Но Иисус, молившийся в то время и окончивший молитву словами иду исполнить волю Твою, услышал голос Отца Своего как ответ на Свою молитву, ответ, лично к Нему обращенный: Ты – Сын Мой Возлюбленный! В этом именно смысле слова эти записаны Евангелистами Марком и Лукой.
Таким образом, следует признать, что видимый знак сходящего Духа был для Иоанна, голос же Самого Бога, хотя и слышанный Иоанном, был несомненно обращен непосредственно, лично, к Иисусу как ниспосылающий благоволение Отца на возглас Сына – иду исполнить волю Твою.
Крещение Господне празднуется 6 (19) января и называется также Богоявлением, так как в этот день явились: Бог-Отец – голосом Своим, засвидетельствовавшим о благоволении к Сыну Возлюбленному; Бог-Сын – Крещением Своим в Иордане; и Бог-Дух Святой – нисхождением на Иисуса Христа.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священных изображениях.

Мф.3:16. Третья ипостась Св. Троицы, Дух Божий, явился в телесном виде (голубя) при крещении Второго Лица, а Первое лицо являлось пророкам Дан.7:9; Ис.6:1-2. Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22, так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения?

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священных изображениях.

Ин.1:18. Все существо Божества по его совершеннейшей духовной природе, конечно, никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20; и на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5; Дан.7:9; Лк.3:22; Ин.1:14; Деян.7:55.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible