Скрыть
И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 63-71 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им; если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня, отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его

Причинявшие это Иисусу были какие-нибудь ругатели и люди необузданные; ибо нужно было, чтобы диавол не оставил ни одного вида злобы, но всю ее излил, чтобы природа наша, оказавшись во всем святой, победила и попрала его.

Поскольку Господь для того воспринял наше естество, чтобы укрепить оное против всех хитростей диавола и показать, что и первоначально Адам не был бы побежден, если бы был бодр, поэтому, когда изливаются на Него все виды злобы диавольской, Он терпит, чтобы мы впоследствии мужались, зная, что природа наша во Христе победила, и не робели ни перед чем, по-видимому, обидным и горьким.

Поэтому Он переносит насмешки и биения и, будучи Владыкой пророков, осмеивается как лжепророк. Ибо слова: «прореки» нам, «кто ударил Тебя», к тому относятся, чтобы осмеять Его как обманщика, а между тем присвояющего Себе дар пророчества. «И как настал день».

Пьяные слуги ночью осмеивали и злословили Иисуса Христа. А днем старейшины и почетные люди спрашивают: Он ли Христос? Зная их мысли и то, что, не поверив делам, сильнее могущим убедить, подавно не поверят словам, Он говорит: если Я и скажу вам, вы не поверите. Ибо если бы вы верили Моим словам, то какая была бы нужда в настоящем собрании? Если же и спрошу, вы не будете отвечать. Ибо они часто отмалчивались при вопросах, например, о крещении Иоанновом (Мк. 11, 33), о словах: «сказал Господь Господу моему» (Мф. 22, 44), о женщине скорченной (Лк. 13, 11). Когда вы послушали Меня и уверовали? Когда вы не смолчали на данный вам вопрос? Поэтому скажу только, что отныне не время говорить вам и объяснять, кто Я (ибо если бы вы желали, вы познали бы Меня из совершенных Мной знамений), а отныне время осуждения. Вы увидите Меня, Сына Человеческого, сидящим «одесную силы Божией».

При сем нужно бы устрашиться, а они после таких слов еще более рассвирепели и в неистовстве спрашивают: итак, Ты Сын Божий? Он же с умеренностью и с указанием на несообразность их вопроса отвечает им: вы это говорите, что Я, ибо Он презирал их ярость, говорил с ними неустрашимо. Отсюда же явно, что упорные не получают никакой пользы от того, что им открываются тайны, но принимают гораздо большее осуждение. Поэтому и должно скрывать оныя от таковых, ибо это дело больше человеколюбивое.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион  и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;  если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;  отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.  И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.  Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его. 

«Как настал день»: настало утро (Мф.27:1), немедленно поутру (Мк.15:1).
– «Собрались старейшины» и пр.: это – второе собрание Синедриона, о котором кратко лишь упоминают Матфей и Марк в указанных стихах, Лука же говорит несколько подробнее.
– «Ты ли Христос»: тот же вопрос, о котором евангелисты Матфей и Марк говорят, что предложен был в первом заседании (Мф.26:63. Мк.61и прим.). Ответ Господа на этот вопрос представлен более полно, чем у евангелистов Матфея и Марка. Прежде чем прямо отвечать на вопрос, Господь предлагает обличение их, показывающее, что Ему, как Сердцеведцу, известны помышления их. Суд был собственно ради формы; участь Господа уже была решена, и что бы ни говорил Господь, все равно Он был бы осужден. Потому Господь отвечал: «если скажу вам» (что Я Христос), то «вы не поверите», что тут же и оправдалось (ст. 70–71); если спрошу вас о том, что могло бы вести к разъяснению дела о Моем мессианском достоинстве и к рассеянию ослепления вашего, вы не будете отвечать Мне, так как отчет обличал бы вашу неправду и ваше злодейство. Остается сказать вам одно, что отныне Я не буду уже предстоять перед вами как подсудимый, а буду в славе; ср. прим. к Мф.26:64. Мк.14:62.
– «Ты Сын Божий»: в собственном, исключительном смысле слова, как Мессия. Господь прямо отвечал, что это Он.
– «Какое еще нужно свидетельство»: см. прим. к Мф.26:65. Мк.14:64.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

Согласно Евангелию от Луки, только после наступления утра собирается синедрион, туда приводят и Христа. Где синедрион собрался – евангелист Лука не говорит.

«Старейшины народа» (τὸ πρεσβυτέριον), «первосвященники и книжники» – это три составные части синедриона, представляемые, впрочем, как одно целое (артикль, поставленный при слове πρεσβυτέριον, относится и к обоим следующим существительным, объединяя их в одно целое). Обстоятельство, что это – существительные различных родов и поставлены в разных числах, не служит препятствием для такого объединения ввиду имеющихся у классических писателей параллелей.

«Ввели» – правильнее: «возвели» (ἀνήγαγον). Синедрион, очевидно, собрался в помещении, которое находилось на втором этаже.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible