Скрыть
Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 33-36 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и всё тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием

Поскольку завистливые иудеи, смотря на чудеса, по злобе ума превратно толковали их, то Господь и говорит следующее: люди, получившие «светильник» от Бога, то есть дар ума, которым мы смотрим, как бы светом нам данным, сокрыли рассудительность и, омрачив себя завистью, не видят чудес и благодеяний, хотя мы для того получили ум, чтобы поставлять на подсвечник, чтобы и другие видели свет. По моему мнению, Он говорит так: фарисей! ты имеешь знание - это светильник. Тебе следовало воспользоваться сим знанием к тому, чтобы самому признать чудеса и другим объявить и объяснить, что они суть дела Сына Божия, а не веельзевула. Таким образом и «входящие», то есть вновь вводимые и начинающие, увидели бы свет. Ибо кто мудр, тот уже вошел; а кто еще учится, тот лишь входит. Но вы, фарисеи, не захотели сделать сего, а око души, то есть ум, доселе прямой, искривили и затемнили. Ибо как око тела, каково само, таковым делает и тело, например, если оно чисто, то и тело светло, а если оно темно, то и тело мрачно, так же точно и душа располагается по состоянию ума. Если око и свет, полученные ей от Бога, начинают омрачаться завистью или любостяжанием, вообще сказать, любовью к вещественному, то и она омрачается.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-36 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием

Здесь Господь показывает, как напрасно предъявляемое Ему фарисеями требование чудесных знамений. Зачем эти знамения, когда во Христе явился свет божественного откровения, который может быть видим всеми? Нужно только иметь здоровые очи души, чтобы воспринять этот свет. Под «свечою» можно понимать Самого Христа как Свет мира.

Комментарии к отдельным изречениям см. Мф.5:15, 6:22–23.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 34-36 Светилник телу есть око: егда убо око твое просто будет, все тело твое светло будет: егда же лукаво будет, и тело твое темно: блюди убо, еда свет, иже в тебе, тма есть. Аще бо тело твое все светло, не имый некия части темны, будет светло все, якоже егда светилник блистанием прсвещает тя

Приточное изречение о светильнике, подобно как и о свече (Лк.11:33), по Матфею, произнесено Господом во время нагорной проповеди (Мф. 6:22-23). Несомненно, что И. Христос, подобно изречению о свече и другим изречениям, здесь в беседе с фарисеями повторил его. Общий смысл сего изречения следующий: глаза у нас служат светильником для всего нашего тела. Если они у нас здоровы, то ясно видят предметы, и тогда все тело наше, осматриваемое ими, будет чисто, – заметив нечистое, мы смоем, сотрем, – и безопасно, – ходя, мы не спотыкаемся. Если же глаза наши нездоровы и видят слабо, то и тело наше не будет все чисто и безопасно.

Подобным образом светильником для души бывает ум (Злат, и Феоф.). Посему, если ум наш светел, т. е. правильно понимает истины веры и правила закона, то будет просвещать и всю душу со всеми ее действиями, будет направлять их к соблюдению веры и исполнению закона для спасения. Если он темен, т. е. неправильно понимает истину и закон, то ослепит и всю душу, со всеми ее действиями: тогда станет считать и ложное истинным и порочное добродетельным и будет водиться не законом Евангелия, а своими желаниями и страстями. Опытно подтверждают эти слова Христовы язычники, которые, в помрачении ума, вместо истинного Бога, кланялись идолам: пороки, например, мщение, пьянство, распутство, считали добродетелями.

Под светильником души можно разуметь и совесть. Если совесть наша чиста, то и вся деятельность наша бывает чистою; а если совесть наша помрачилась, то и вся деятельность наша будет нечистою. Пример на это – люди, имеющие добрую совесть, и люди, как говорится, потерявшие совесть (Толк, воскр. и праздн. Еванг. Б-ва). По отношению же к фарисеям и законникам, в беседе с которыми Господь высказал это изречение и которые имели превратные и богохульные суждения о Нем, оно имеет тот же смысл, что и изречение о свече (Лк. 11:33), – т. е. что они помрачили свой ум и потому имеют неправильное понятие о Господе и Его учении. В дальнейших словах: Если же (аще бо) тело твое светло и пр. Господь только поясняет вышесказанное Свое изречение: светильник телу и др.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible