Скрыть
А́ще же оубо́жаетъ бра́тъ тво́й у тебе́, и прода́ст­ся тебѣ́, да не порабо́таетъ тебѣ́ рабо́ты ра́бскiя:

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

39. Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской:
40. он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя,

Ср. Исх. 21:2-4; 22:3. Здесь сказано: «до юбилейнаго года пусть работает тебе», По-видимому выражение это допущено здесь потому, что говорится об юбилейном годе, но основный закон был, что более шести лет Израильтянин не мог быть рабом, как ясно высказано во Втор. 15:12 и в Исх. 21:2. «Пусть будет у тебя, как наемник или поселенец, не налагай на него работы рабской (т. е. непрерывной, не знающей праздника и отдыхов может быть унизительной), не господствуй над ним с жестокостью», вот правила, преподанные для рабов Израильтян, попавших в рабство или вследствие долгов, или вследствие невозможности уплатить судебный штраф за воровство. Постановление о юбилейном годе, по-видимому, дополняло постановления Исх. 21, т. е. в то время, когда обедневший Израильтянин получать назад участок земли, он освобождался безусловно с целым семейством от рабства.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 39-43 Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего

Освобождение рабов-евреев в юбилейный год вполне аналогично возвращению в этот год участков земли и домов первоначальным их владельцам (ст. 14–17, 24–28, 31–34), составляя вместе с ним restitutio in integrum богоустановленного (при вступлении Израиля в обетованную землю) порядка. Попавший по бедности в рабство к своему единоплеменнику еврей должен был быть для хозяина своего не рабом, а лишь временным наемником и поселенцем, которого нельзя было обременять тяжкою работою (ст. 39–41). Мотивом законоположения служит указание на исторический факт изведения евреев из Египта, в силу чего все они, одинаково, богатые и бедные, сделались рабами Иеговы, а не кого-либо из людей (ст. 42–43). Так как всякий раб-еврей в 7-й год своей службы (независимо от субботнего и юбилейного годов) делался свободным (Исх XXI:1; Втор XV:12), то закон юбилейного года был в пользу лишь тем рабам-евреям, которые к началу юбилейного года не отслужили полных 6 лет, более всего сделавшимся рабами за самый короткий срок, да кроме того напоминанием о страхе Божием (ст. 43), о взаимном братстве всех евреев между собою (ст. 39, 47) закон юбилейный, без сомнения, имел в виду облегчить положение рабов-евреев.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible