Скрыть
и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя

После семи седмин лет, то есть, в год пятидесятый, провозглашена будет свобода находящимся в рабстве, и возвращение каждому того, чего он был лишен за грехи свои.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Левит

Василий Великий, свт. (†379)

и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя

Семь седмиц лет составляли знаменитый в древности юбилей, в который и земля субботствовала, и было прощение долгов, освобождение от рабства, и как бы восстанавливалась новая жизнь в новом порядке, а прежняя благодаря седмеричному числу получала некий вид окончания. И это образы сего века, который протекает у нас в семидневном круговращении и в который за грехи менее тяжкие по человеколюбивой попечительности благого Владыки возлагаются наказания, чтобы не предавать нас мучению в нескончаемый век.

Послания

Иероним Стридонский, блж. (†420)

если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром

Каждый еврей равно творит Пасху и на седьмой год становится свободным, а в год юбилея, то есть пятидесятый, всякое владение возвращается к владельцам. Это говорится не о настоящем, но о будущем. Ибо шесть дней века сего пробыв в рабстве, в день седьмой, или в вечную субботу, мы будем свободны, если, однако, хотим быть свободными, пока еще пребываем в рабстве, в веке сем. Если же не хотим, то ухо наше будет проколото во свидетельство непослушания, и с женой и детьми нашими, которых мы предпочли свободе, то есть с плотью и делами ее, мы окажемся в вечном рабстве.

Против Иовиниана

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя

Поскольку пятидесятый год в Законе юбилейный, который велено называть отпускным или сменным, когда народ отдыхает от всяких трудов и освобождается от всех долгов и рабы становятся свободными, то этот год выделяется особыми почестями и божественным прославлением по сравнению с другими. Поэтому этим числом обозначается сам покой высшего мира, когда, как говорит апостол, при трубящей последней трубе мертвые восстанут и мы изменимся в славу: тогда прекратятся труды этого века и тяжкие долги за все грехи будут отменены. Тогда весь народ избранный в едином созерцании Божественного посещения возрадуется, исполняя это вожделенное повеление Господа и Спасителя нашего: Остановитесь и познайте, что Я — Бог (Пс 45:11).

Гомилии на Евангелия


Мы читаем в Законе, что пятидесятый год - юбилейный, то есть отпускной или сменный, и что в этот год предписано отзывать весь народ, чтобы отдыхал он от всякой работы на земле и освобождался от всех долгов. И в Новом Завете мы знаем о благодати Святого Духа в день Пятидесятницы, то есть в пятидесятый день по Воскресении Господа, когда Он сошел на апостолов и Своим схождением освятил начало рождающейся Церкви. Стало быть, это число обозначает либо благодать Святого Духа, либо радость будущего блаженства, к которой можно приступить через дар того же Духа, лишь в причастии Которого можно истинно упокоиться и ликовать, насколько это можно себе представить.

О скинии

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя

Не случайно и это число [50], поскольку оно соответствует юбилейному году, который у евреев отменял прежние сделки и обязательства и который в Книге Левит всем обитателям земли Господь заповедует называть годом отпущения. Это число имеет отношение и к Пятидесятнице, когда после вознесения Господа на апостолов снизошел Дух Святой, совершающий чудеса и раздающий дары благодати. Так и этот псалом, поставленный под пятидесятым числом, если его чистым сердцем произносить, отпускает грехи, рукописание долга нашего уничтожает и нас от греховных долгов, как год отпущения, с помощью Божией соделывает свободными.

Изъяснения Псалмов

Георгий Константинович Властов (†1899)

И освятите пятьдесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.

Существует разногласие относительно того, который год – сорок девятый или пятидесятый – признавался юбилейным. Седьмая Седмица, по Еврейскому выражению, должна бы была совпадать с субботним годом, и это объяснение признается за более правильное, иначе было бы сряду два года пустования земли, что едва ли было в мысли законодателя. Мы говорили выше, что мы не имеем исторических следов празднования юбилейного года, хотя некоторые принимают выражение Иеремии пророка, «год посещения», за указание юбилейного года. Но мы, по смыслу слов Иеремии пророка, на которые указывает Кларк (Иер. 11:23; 23:12; 48:44), не можем согласится с этим мнением. Неправильное развитие и беспрерывные уклонения Израиля от закона, ему данного, были причиной того, что многие из великих законов, ему предписанных, не получили исполнения. Для нас здесь важна глубокая и обширная мысль, предвидящая все последствия пауперизма и регулирующая переделы земель до вступления в Палестину и до нарезки семейных участков и могущие обеспечить навсегда правильную жизнь народа Израильского. Мы повторяем, если бы все законы Господни были приведены в исполнение, то Израиль представил бы в истории пример образцового устройства народа, обладающего всеми гражданскими правами, равноправного во всех слоях общества, подчиняющегося лишь власти Господней и притом сильного и держащего в своих руках как главный путь торговых и военных сношений между Азией и Африкой, так и посредством средиземных портов своих влияние на Средиземном море, а посредством Ецион Габера ключ к торговле с Индией и Цейлоном.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-19 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое. Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продает тебе. Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш. Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней

Как после 7 недель от Пасхи следовал 50-й день — праздник Пятидесятницы, так после 7 субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год, евр. schat-hajobel или просто jobel (также schnat-deror, ст. 10, см. Иез XLVI:17; Ис LXI); LXX: ἐνιαυτὸς ἀφέσεως, год отпущения, слав.: оставления. По И. Флав. (Древн. III:12, 3) awbhl (греч. транскрипция евр. jobel) означает eleuqeria. Арабск. перев.: dimissio, Vulg.: remissio. Но это не есть точная передача собственного значения имени jobel. Последнее скорее (согласно с мнением Розенмюллера, Бэра, Кейля, Рима, Штаде-Зигфрида и др.) может обозначать (по соотношению с Исх XIX:13 и Нав VI:5–6) звуки труб (из бараньего рога сделанных), протяжные и разливающиеся во все стороны (гл. jabal — разливаться), звуки, какими по всей Палестине возвещалось народу наступление юбилейного года (название schnat-jobel, юбилейный год, посему вполне аналогично по смыслу с именем праздника 7-го новолуния, jom teruah, день трубного звука). Объявлялся юбилей в 10-й день месяца тисри оканчивающегося субботнего (49-го, ст. 8) года, т. е. в день очищения. Что юбилейный год был именно 50-м, а не 49-м, как полагали многие иудейские и христианские толкователи (из русских ученых — м. м. Филарет и Г. Властов), видно из прямого свидетельства текста ст. 10 и 11, где юбилейный год прямо называется 50-м, и из ст. 8, где 49-й год или 7-й субботний отличается от года юбилейного; то возражение сторонников противоположного взгляда, что при принимаемом нами счислении «были бы 2 года сряду пустования земли» (Властов), устраняется уже упомянутым указанием законодателя (ст. 21) на особое благословение Божие на урожай года предсубботнего.

Постановления об юбилейном годе, изложенные в 8–55 ст. данной главы, с дополнением Лев ХXVII:17–24 и Чис ХXXVI:4, сводятся в сущности к 3 привилегиям: 1) покой земли, как в год субботний (ст. 11–13); 2) возвращение недвижимых собственностей к их первоначальным владельцам (14–34), см. Лев XXVII:17–24; Чис ХХXVI:4); 3) возвращение свободы рабам-евреям (ст. 35–55). Как бы эпиграфом к этим законам, выражающим сущность их, служат слова ст. 10б: (да будет это у вас юбилей) «возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратится в племя свое».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible