Скрыть
И сведе́ лю́ди на во́ду, и рече́ Госпо́дь къ гедео́ну: вся́къ и́же поло́четъ язы́комъ сво­и́мъ от­ воды́, я́коже ло́четъ пе́съ, да поста́виши его́ осо́бь: и вся́къ и́же на колѣ́ну паде́тъ пи́ти, от­лучи́ его́ осо́бь.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить

Псы суть [твари], достойные одобрения, не презрения. Они верно служат своему хозяину и уже лаем своим охраняют дом его от врагов. И сказано в шестьдесят седьмом псалме о «псах твоих», которые погрузили язык свой в крови врагов (Пс. 67:24). И не случайно не зубы их восхваляются, а язык. И было не без цели, но в знак великого таинства то, что сказал Господь Гедеону взять с собою только тех триста лакавших воду, как лакает пес. И таковых, лакавших ртом своим с руки, было числом триста человек из всего народа. И в этом есть знамение креста, поскольку буквой Т («тау») в греческой записи обозначается число «триста».

Толкования на Псалмы


Не всегда упоминание псов должно восприниматься в дурном смысле. В противном случае пророк не стал бы винить псов: Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать (Ис. 56:10). Вне сомнения, названные псы были бы достойны похвалы, когда бы умели лаять и были бдительны. И, разумеется, триста лакавших с руки человек - число священное, согласно букве креста. Иначе оно не было бы выбрано для победы лакающих воду, когда бы только оно не отсылало к великому таинству. Хорошие псы сторожат и лают, чтобы охранить свой дом и своего хозяина, его стадо и пастуха. И наконец, даже здесь в славословиях церковных, включающих извлечение из пророчества, упоминается язык псов, а не их зубы.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить

Почему Бог повелел ополчиться на брань тем одним, которые, подобно псу, локали воду? Причину сему открыл Сам Владыка Бог. Ибо говорит: «мнози людие, иже с тобою, сего ради не предам Мадиама в руку их, да не когда похвалится Израиль на Мя, глаголя: рука моя спасе мя» (Суд. 7:2), Посему, когда большая часть людей были отпущены, оставшихся повелел Бог привести к реке; потом, когда и из сих весьма многие припали на колена и тотчас напились, триста же человек не сделали сего по лености, но горстью подносили к устам воду, сих одних, как недеятельных и нерадивых, повелел Бог вести на сопротивников, чтобы для всех соделалась явною Божия помощь. Так чрез двенадцать рыбарей и мытарей и чрез одного скинотворца сокрушил Господь полчище демонов, и спас человеческий род. Посему-то Пророк Исаия сравнивал одно с другим, и говорил: «жезл бо непокаряющихся рассыпа Господь, якоже в день, иже на Мадиама» (Ис. 9:4). Как здесь употребил безоружных воинов, которые в левой руке несли свещи, сокрытые в сосудах, а в правой – трубы; так и священных Апостолов послал во вселенную безоружными с свещею чудес и с трубою проповеди.

Толкование на книгу Судей

Максим Исповедник, прп. (†662)

Что означает история о самом Гедеоне, и руно, и война с мадианитянами и прочее?

Агарь, служанка Сарры, понимается по отношению к чувственному восприятию; она, зачав через естественное созерцание, рождает естественный закон. Если же [чувство] восстает против ума, как та [Агарь] против Сарры — Сарра ведь толкуется [как] «начальствующая» — то прогоняется чувственное восприятие и ум зачинает Исаака — духовный закон, от которого [происходит] Израиль, то есть ум, видящий Бога. Он-то, после того как деспотически управляется мадианитянами, то есть блудом, предается по попущению [Божию на] семь лет, то есть на страсти, [порождаемые] временным и преходящим. И сделали, — говорит Писание, — сыны Израилевы в горах дыры и пещеры (Суд. 6:2); кажется, что воинствующий ум замышляет [понести] озлобления и труды, но делая это без ведения, трудится бесполезно.

Ибо сказано, что сеял муж израильский и приходили мадианитяне и Амалик и сыны Востока и истребляли плоды земли. Ведь Амалик, [то есть] чревобесие, и Мадиам, [то есть] блудодеяние и сыны Востока, [то есть] тщеславие, истребляют весь урожай сердца, над которым, как кажется, без [должного] ведения трудится [Израиль]. И не оставляли ничего [необходимого] для жизни в Израиле, — говорит Писание, — ни овцы, ни вола, ни осла (Суд. 6:4). То есть [ничего] из разумной и гневной и пожелательной способности.

Взошли же [мадианитяне] с имуществом своим, и шатрами, и с верблюдами их, которым не было числа (Суд. 6:5), то есть множеством образов страстей и воспоминаний их и фантазий. И обнищал Израиль, — говорит Писание, — от лица мадианитян, и возопили сыны Израилевы ко Господу, и послал Господь пророка к сынам Израилевым (Суд. 6:6-8); ведь в то время как нищает ум всякой добродетелью, помышления его в раскаянии вопиют ко Господу, и посылает Господь слово, напоминающее об исходе из Египта (Суд. 6:8), то есть об освобождении из мрака греховного.

И пришел, — говорит Писание, — ангел Господень и сел под теревинфом (дубом) (Суд. 6:11), — намеком указывая на таинство креста и, — говорит Писание, — Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, то есть сочетал делание с ведением, это ведь значит точило винное. - И явился ему ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, (муж) сильный крепостью! (Суд. 6:12); ведь подчинившего и поработившего страсти и имеющего власть над собой благодаря ведению и деланию по [отличительным] свойствам его называет: Господь с тобою (Суд. 6:12). Выказывается и смирение этого ума из ответа, сказал ведь [Гедеон]: если Господь с нами, то отчего постигло нас все это?

И сказал ему ангел: иди в этой силе твоей и ею спаси Израиля (Суд. 6:14), то есть в силе делания и ведения. И сказал ангелу: если я обрел благодать пред очами Твоими,… не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе (Суд. 6:18).

И Гедеон вошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал (Суд. 6:19-20).

Когда мысль духовная послана уму, и ум находит способ укрепиться в этом ведении через приращение надлежащего делания, не покидает [уже его это] ведение. А принесение мяса и опресноков и похлебки означает делание со скромностью, вокруг политое ведением, это ведь означает похлебка. Он повелел пролить ее на камень; то есть нужно ведение и делание приложить к вере во Христа.

Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу; и вышел огонь из Камня и поел мясо и опресноки; и ангел Господень скрылся от глаз его (Суд. 6:21).

В самом деле, когда такие делание и ведение верою доводятся до совершенства, тогда огонь Духа делает их светлыми, и логос начала ведения удаляется; ведь, как прежде, напоминая, он уже не следит [за умом]; и ум, всецело растворенный в свете Духа, более не остается в начальном состоянии.

Руно же овечье означает иудейское поклонение; ведь на нем появилась роса, поскольку имело оно оправдание [тогда в качестве] поклонения. На всей земле сушь (Суд. 6:37); ведь все языки были сухи в отношении ведения Бога. Выжимание из шерсти воды в лохань означало благодать будущего крещения; в древности было много образов святого крещения; вот и эти, выжатые в лохань [воды], указали на само таинство нашего крещения. То же, что было во второй раз и в обратном порядке: шерсть была сухой, на всей же земле роса, — означало благодать Евангелия; ведь вся земля наполнилась евангельской росою; был же оставлен сухим от всякой веры народ иудейский.

[Если рассмотреть символы] в отдельности, то руно - это нравственная философия, выжимаемая в лохань ведения; то, что по всей земле была роса, означает, что после исправления делания нравственной философии вся земля сердца исполняется божественного ведения. Если же кто-то хвалится одними нравственным деяниями без приобретенного ведения, таковой имеет землю своего сердца сухой и, чванясь, показывает внешнюю скинию, словно [это] руно.

То, что Гедеон отпустил из войска, чтобы они возвратились, десять тысяч, то эти [вернувшиеся] означают убегающих от трудностей добродетели из-за трусости, предающихся чувствам и их действиям.

Двадцать же тысяч легших на живот и пивших тогда воду — суть предающиеся чувственному посредством чувств; ибо четыре стихии, помноженные на пять чувств, образуют двадцать.

Они и были валявшимися на земле, то есть подчинились земным пристрастиям, когда пытались пить воду ведения; их-то Логос как негодных для духовного воинства прогоняет.

Избираются же только триста блистающих [добродетелью]. Это те, кто распял себя и посредством сотни совершенства сохранил здоровыми три силы души; ведь сотня есть удесятерение десяти заповедей; ибо каждая заповедь объемлет другую и, яснее говоря, приравнивается к десяти, почему и Сарре преуспевшей приставляется [к имени] «р», когда Слово являет ее совершенство по добродетели.

Эти сияющие [добродетелью] пьют воду руками, ведь воду ведения они черпают посредством трудов делания.

Призывает же их военачальник духовного воинства держать в левой руке водоносы, имеющие внутри светильники, в правой же руке — рог, и таким вот [образом вооруженными] вступить в бой с врагами, обозначая этим [следующее]: намеревающийся вступить в бой против врагов невидимых должен посредством делания — это ведь и есть левая рука — держать плоть [так, чтобы она] отбросила посредством аскезы влажность всякой страсти, стала сухим глиняным черепком, а внутри имела свет ведения, в правой же руке, то есть в созерцании, [он должен] держать логос учения, это ведь и означает рог.

Разбиение [глиняных] водоносов означает, что совершенное умерщвление плоти и презрение к ней открывает нам свет ведения.

А то, что они говорили: меч Господа и Гедеона (Суд. 7:14), означает, что прилагающий острое [как клинок] слово Господа и присовокупляющий собственное старание умерщвляет страсти.

Сон же, который видели мадианитяне, указывает, что в то время как ум начинает через аскезу предавать и мучить свою плоть, блудные бесы заключают, будто из сна, что «если ум будет в состоянии простереться до такой аскезы, он умертвит нас», ведь хлеб ячменный катящийся — то есть аскеза, шествующая [вперед], разрушает скинии иноплеменников, то есть то, что составляет [само] существо бесовских страстей.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить

Мы говорим о трехстах, поскольку это число обозначается в греческом письме буквой Т (тау), которая пишется в форме креста и наиболее подобающим образом обозначает образ тех, кто не ищет себе иной славы и гордости как разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). Поэтому судья Гедеон по воле и с помощью Господа с тремястами мужами разбил бесчисленное войско мадианитян, наставляя нас в образе, что с верой в крест Господень мы победим наших противников в войне, ведомой против нас этим миром и нашими собственными пороками.

Комментарии на начальные главы Бытия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-8 И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»; итак провозгласи вслух народа и скажи: «кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада». И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось. И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: «пусть идет с тобою», тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: «не должен идти с тобою», тот пусть и не идет. Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место. И взяли они съестной запас у народа себе и трубы их, и отпустил Гедеон всех Израильтян по шатрам и удержал у себя триста человек; стан же Мадиамский был у него внизу в долине

Для того, чтобы израильтяне яснее видели спасительную помощь Господа, спасение Которого соединяется не с количеством, а качеством исполнителей его, Господь повелел Гедеону произвести особый выбор воинов, имеющих идти с ним против неприятеля. После такого выбора из всего отряда 32 000 воинов с Гедеоном остались только 300 воинов, прочие же были отпущены по своим домам. При столь небольшом отряде Гедеон мог решиться на битву с многочисленным неприятелем только благодаря твердой вере в помощь Божию, почему св. ап. Павел и называет его победившим верою своею (Евр. 11:32-33).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible