Скрыть
кому́ при­­лѣжи́ши, или́ кому́ хо́щеши помога́ти? не сему́ ли, ему́же мно́га крѣ́пость и ему́же мы́шца крѣпка́ е́сть?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 И отвечал Иов и сказал: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя

Отвечал же Иов и сказал: кому ты привержен или кому хочешь помогать? Не Тому ли, у кого многая крепость и сильная мышца? Кому ты дал совет? Не Тому ли, у кого вся премудрость? Кому ты повинуешься? Не Тому ли, у кого величайшая сила? Кому ты возвестил глаголы? Чье дыхание исходит из тебя? То есть, «я не порицаю тебя за то, что ты взял на себя роль Бога. Ибо так и надо было [поступить]. Однако не следовало осуждать меня». В самом деле, можно было говорить в защиту Бога, но и не выдвигать обвинений против Иова.

Комментарий на Книгу Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 1-4 И отвечал Иов и сказал: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя

«Кому ты дал совет? Может, тому, в ком нет мудрости?» Дать совет глупому – дело милосердия, мудрому – показное проявление, а давать его Самой Истине – извращенность. И поскольку те, которые, как мы уже сказали, являются прообразом еретиков, своими речами более следовали показному проявлению, чем пользе, то против Вилдада верно сказано далее: как во всей полноте объяснил дело. Всякий, кто истинно мудр, не бывает слишком мудр, потому что, согласно слову Павла, [такой человек] «не пытается быть мудрее той меры, в которой он должен быть мудрым». А в ком слишком много мудрости, тот не мудр, потому что, когда мудрость превышает необходимую меру, она уклонится в какую-нибудь сторону греха. Неуместную мудрость показывают те [люди], которые пытаются казаться мудрее других. Оттого большей частью и случается, что не умеющие быть смиренномудрыми говорят глупости.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Ст. 1-4 И отвечал Иов и сказал: Как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?
     
     И отвечал Иов и сказал   Отселе Иов говорит один, и друзья его не отваживаются более отвечать ему. Изобразивши несравненно величественнее силу и величие Божие, он опять в Иов.27 говорит о своей невинности, которой он противопоставляет картину судьбы грешника, начертанную в духе его противников. В Иов.28 говорит он о неисследимой премудрости Божией в разделении счастия и несчастия, и об обязанности человека покоряться Богу при незаслуженных страданиях и оставаться верным добродетели. Потом в Иов.29 бросает взор на своё прежнее благоденствие, сравнивает с ним в Иов.30 своё настоящее бедствие и заключает в Иов.31 свои речи клятвою в своей невинности, которую снова защищает, опровергая вымышляемые на него преступления.
     Как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Бессильный и слабый, которого должна укрепить и утешить в бедствии эта речь, есть сам Иов.
    Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Какой совет и какое правило мудрости должен почерпнуть из твоей речи я (Иов), на которого ты смотришь, как на глупого!   
     Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?  Неужели ты хочешь учить меня, как неведущего, и указывать мне пути Божественного провидения, которые, как ты мечтаешь, будто известны тебе. Какой это высший дух вдохнул тебе с неба истины и мысли, которые ты, в тоне вдохновенного, сообщил мне?

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного

Так как речь Вилдада ничего не дает для разрешения волнующего, «расслабляющего» сердце Иова (Иов. 23:16) вопроса о причине страданий праведника, неправосудном отношении к нему Бога (Иов. 23) и благоденствии грешников (Иов. 24:25), то она и вызывает с его стороны справедливое ироническое замечание: «как ты помог бессильному!» Своими рассуждениями Вилдад не помог Иову, бессильному разрешить загадку своего бытия, и потому нисколько не утешил его («поддержал мышцу немощного»).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible