Скрыть
сегѡ̀ ра́ди роди́тєлѧ є҆гѡ̀ реко́ста, ꙗ҆́кѡ во́зрастъ и҆́мать, самого̀ вопроси́те.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-26 Сия рекоста родителя его, яко боястася жидов: уже бо бяху сложилися жидове, да, аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет: сего ради родителя его рекоста, яко возраст имать, самого вопросите. Возгласиша же вторицею человека, иже бе слеп, и реша ему: даждь славу Богу: мы вемы, яко Человек Сей грешен есть. Отвеща убо он и рече: аще грешен Есть, не вем: едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу. Реша же ему паки: что сотвори тебе; како отверзе очи твои

Сия рекоста родителя его, яко боястася жидов (ст. 22). Заметь, как и здесь евангелист выставляет на вид их мысли и намерения. Говорю это по поводу того замечания, которое они сделали прежде, сказав: равен ся творя Богу (5, 18). Если бы и это было мнение только иудеев, а не учение Христово, то евангелист прибавил бы и сказал, что таково было мнение иудейское. Итак, когда родители отослали их к самому исцеленному, они снова позвали его – во второй раз. Тут не говорят ему прямо и бесстыдно: откажись от того, что Христос исцелил тебя, но хотят устроить это под видом благочестия. Даждь, говорят, славу Богу (ст. 24). Сказать родителям: скажите, что это не сын ваш и что он не родился слеп, – казалось крайне смешным; а сказать то же ему самому – было бы явным бесстыдством. Потому и не говорят этого, но избирают другой путь: даждь, говорят, славу Богу, то есть сознайся, что Он ничего не сделал. Мы вемы, яко Человек Сей грешен есть. Зачем же вы не обличили Его, когда Он говорил: кто от вас обличает Мя о гресе? И откуда вы знаете, что Он грешен? Слепой ничего не отвечал на эти слова их: даждь славу Богу, и Христос, встретившись с ним, похвалил его, а не осудил; не сказал: зачем ты не воздал славы Богу? – а что? Веруеши ли в Сына Божия? (ст. 35) – чтобы ты знал, что это и значит воздавать славу Богу.

Если бы Он не был равночестен Отцу, то это не было бы славою; но так как, кто чтит Сына, чтит и Отца, то (Христос), по справедливости, не порицает слепого. Итак, пока ожидали, что родители примут их сторону и отрекутся, ничего не говорили ему самому; но когда увидели, что с этой стороны им нечего более надеяться, то снова обращаются к нему и говорят: Человек Сей грешен есть. Отвеща он и рече: аще грешен есть, не вем; едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу (ст. 24–25). Не испугался ли слепой? Нимало. Как же, сказав прежде, яко пророк есть, теперь говорит: аще грешен есть, не вем. Говорит не от страха и не потому, чтобы так думал, но чтобы свидетельством самого дела, а не своими словами оправдать от обвинений и чтобы сделать это оправдание несомненным, так как благоприятное свидетельство посрамляло их. Уже после многих слов сказал он, что если бы этот человек не был чтителем Бога, то не мог бы творить таких знамений; и тут они так вознегодовали на него, что сказали: во гресех ты родился еси весь, и ты ли ны учиши? (ст. 34). Чего же бы ни сделали они и чего бы ни сказали, если бы он сказал это вначале? Аще грешен есть, не вем. Как бы так говорил он: об этом теперь ничего не говорю и не даю пока моего мнения; но то хорошо знаю и готов утверждать, что, будучи грешником, Он не мог бы творить таких дел. Этим он устранил от себя всякое подозрение и свое свидетельство сделал беспристрастным, потому что не говорил, как человек расположенный, но свидетельствовался самим делом. Не успевши, таким образом, отвергнуть и уничтожить события, они снова обращаются к прежнему, разбирают способ исцеления, подобно людям, которые, отыскивая повсюду зверя, в безопасном месте лежащего, бегают то туда, то сюда. Возвращаются к прежним словам, но опять для того, чтобы чрез частые вопросы выказать всю их ничтожность. Что, говорят, сотвори тебе? Како отверзе очи твои? (ст. 26).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-23 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем; сам в совершенных летах, самого спросите: пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучат от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите

Фарисеи родителям слепого предложили три вопроса: 1) сын ли это их? 2) слепым ли он родился? и 3) как он стал зрячим? На первые два вопроса они отвечают утвердительно, что это сын их и он был слеп, а о способе исцеления не отвечают за незнанием. Так случилось, без сомнения, для того, чтобы истина была признана тверже, чтобы ее засвидетельствовал сам получивший благодеяние и потому свидетель достовернейший, как и родители его говорят: сам в совершенных летах, он не дитя или недоросль, чтобы не понимал, как исцелился. Так отвечали родители его потому, что боялись фарисеев. Они были нетверды и малодушнее сына своего. А он становился неустрашимым свидетелем истины; он стал хорошо видеть и мысленными очами.

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 18-23 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему -то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите

Когда иудеи получили от слепорожденного такой неожиданный и нежелательный ответ, им, в их сердитой немощи, не оставалось ничего иного, как только отрицать чудо и заявлять, будто они не верят, что этот человек вообще был слеп и прозрел. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел. То есть они не могли не верить столь очевидной вещи, но притворились, что не верят, дабы не придать событию сему значения и дабы хоть сколько-нибудь умалить распространение славы Христа Чудотворца. А что они лишь лицемерно и расчетливо прикинулись, будто не верят, видно из того, что они призвали родителей прозревшего, чтобы спросить их. Однако и родителей его они позвали не с намерением разобраться в вопросе и докопаться до несомненной истины, а с надеждою, что те как-нибудь опровергнут чудо, или поставят его под сомнение, или умалят его значение. Но родители, хотя и весьма осторожно, потому что боялись старейшин иудейских, подтвердили, что это сын их и что он родился слепым. А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Еще одно разочарование для иудейских старейшин-богоборцев! Что теперь делать? Что может сделать ходящий во тьме подземной и не желающий выйти на солнце, если не перебежать из одного темного коридора в другой?

Евфимий Зигабен (†1118)

Сего ради родителя его рекоста, яко возраст имать, самого вопросите

Опять евангелист повторяет то же самое, подтверждая этим, что родители из робости и боязни быть отлученными от синагоги сказали, что не знают, и таким образом всю тяжесть этой борьбы возложили на сына.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

20. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, 
21. а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
22. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. 
23. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те. 


 Родители его сказали и пр.: расчёт фарисеев, однако же, не удался; родители слепого исцелевшего отвечали так хитро, уразумев, вероятно, хитрость самих фарисеев, что они ничего из ответа их не вынесли благоприятного для себя и годного для их целей. На первые два вопроса – это ли сын их и правда ли, что он слеп родился, – они ответили прямо и решительно: да, правда. Но на третий, самый главный и для них могший быть опасным, вопрос – как он стал зрячим – они ответили незнанием, хотя исцелевший, рассказывавший другим о своём исцелении, конечно, рассказал о том подробно своим родителям. Правда, они, может быть, сами не были очевидцами чуда исцеления их сына и могли сказать – не знаем в том смысле, что сами не видели. Во всяком случае, впрочем, кроме хитрости, в ответе видны запуганность и малодушие (ср. Злат.); это видно из самой напряжённости ответа: их спрашивали – как сын их теперь видит; они отвечают незнанием на этот вопрос и потом разъясняют его,
– или кто отверз ему очи мы не знаем, очевидно, не желая высказать своего благоприятного мнения о чудотворце, о котором, несомненно, во всяком случае, знали от самого исцелевшего сына своего.
 Сам в совершенных летах и пр.: у евреев свидетелю должно было быть не менее 30 лет, чтобы свидетельство его имело силу на суде; значит, исцелевшему было не менее этого числа лет. «А как ныне видит, – говорят, – не знаем, боясь иудеев... Поставляя себя вне опасности, отсылают вопрос к исцелевшему, как более их достоверному при таком исследовании» (Евф. Зиг.).
– Сговорились: это слово показывает, что состоялось уже таковое решение или определение, а не в намерении только было. Официально ли Синедрионом принято было такое решение или частным образом – указаний нет: но так как отлучение от синагоги было делом судебно-официальным и публичным, то, вероятно, и решение так наказывать мнимо виновных было принято официально и как таковое было известно другим, в том числе и родителям исцелевшего и, конечно, самому исцелевшему.
– Кто признает Его за Христа, т. е. за Мессию, того отлучать от синагоги: Из разных степеней отлучения от синагоги, постановленных впоследствии раввинами, в то время, вероятно, известна была только одна: отлучение состояло в формальном объявлении в синагоге, что такой-то не допускается в синагогальные общественные собрания в продолжение 30 дней. Причём не дозволялось с таковым иметь никакого общения ни домашним, ни посторонним; срок мог быть и продлён. Это было одним из тяжких наказаний, так как кроме тяжёлого одиночества и отчуждённости от общества отлучённый как бы переставал на время быть членом избранного народа Божия.
– Посему-то родители и сказали и пр.: уклонившись сами, они поставили под ответственность только сына своего, – черта не благовидная и не добрая – подвергать опасности сына, отклоняя её от себя. Но они, вероятно, думали, что возвративший зрение слепорождённому сыну их силен отклонить от него опасность за исповедание Его пророком и чудотворцем, и не полагали, что сын их может подвергнуться той опасности, какой они страшились для себя.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 20-23 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

Ст. 20-23 Отвеща́ста [же] и́м роди́теля его́ и реста: вемы, я́ко се́й е́сть сы́н на́ю и я́ко слеп роди́ся: ка́ко же ны́не ви́дит, не вемы: или́ кто́ отве́рзе ему́ о́чи, мы́ не вемы: са́м во́зраст и́мать, самого́ вопроси́те, са́м о себе да глаго́лет. Сия́ реко́ста роди́теля его́, я́ко боя́стася жидо́в: уже́ бо бя́ху сложи́лися жи́дове, да, а́ще кто́ Его́ исповесть Христа́, отлуче́н от со́нмища бу́дет: сего́ ра́ди роди́теля его́ реко́ста, я́ко во́зраст и́мать, самого́ вопроси́те.

Родители слепорожденного не отрекаются от сына, как по-видимому надеялись Иудеи, и не колеблясь, признают его своим, но не входят ни в какия объяснения по поводу чуда, чтобы не подвергнуться изгнанию из синагоги и отлучению от общества, центром которого была синагога. Евангелист прямо указывает на соглашение, последовавшее в среде Иудеев, чтобы отлучать от «сонмища», т. е. от синагоги и всякого общественного собрания с прекращением всяких сношений с отлученным (Еписк. Михаил, стр. 336 Ев. от Иоанна.), – всякого, кто «исповесть Христа», т. е. заявит даже в форме вопроса – не Христос ли Иисус? Соглашение о котором говорит Евангелист, произошло несомненно между двумя враждующими одна с другой партиями книжников (т. е. ученых) Иудейского мира, т. е. между фарисеями и саддукеями. Мы не раз уже говорили о них; здесь же прибавим только, что не смотря на резкий антогонизм мнений этих двух партий в религиозных и философских вопросах, они, т. е. эти партии, хотя из разных видов, но обе поддерживали всею силою своею обрядность среди народа, как средство управлять им деспотически, и по-видимому всегда действовали дружно в тех случаях, когда нужно было установить и подержать принцип власти ученых над «презренным народом», как они называли его (ср. Ин. 7:49).

Возраст, о котором говорят родители слепорожденного, вероятно определялся теми годами жизни, при наступлении которых дозволялось и даже требовалось вступать в брак. Это было по указанию Талмуда 20 лет. В тракт. Киддушин fol. 29 col. 2 сказано: «начиная от двадцати лет, человек, пребывая не женатым, пребывает в состоянии незаконном», и в другом месте: «Иудей, не имеющий жены, не есть челокев, ибо сказано: (в Быт. 5:2) Бог сотворил мужчину и женщину... и нарек им имя человек»; (Выписки эти взяты из Hershon’s Genesis with a Talmndical Comment. Lond. 1883, pp. 123, 124, №№ 27 и 39). Мы нигде не встречали в Библии ограничения права показывать перед судом лиц молодых, менее 30-ти лет; это последнее мнение основывается кажется на главе 4-ой Числ, в которой постановлено, чтобы на службу Господню в Скинии брали левитов от тридцати до пятидесяти лет. Но мы заметим, что люди младшие и старшие оставлялись дома для своих хозяйственных работ. Посему мы не считаем возможным сказать, что слепорожденному было не менее тридцати лет когда он был приведен пред собрание (Так Епископ Михаил стр. 335.). И Иоанн Златоуст поясняет, что родители, говоря о возрасте их сына имеют в виду только сказать: Он не дитя, не малолетний, и может сам о себе свидетельствовать (Бес. 58 на Иоан. ч. 2 стр. 138. Так и Феофилакт на это место Иоанна.).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-23 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите

На вопрос фарисеев, действительно ли, что бывший слепец их сын, родители слепца отвечают, что он действительно родной их сын и что он родился слепым. Kак совершилось его исцеление, они не знают, потому что не были при этом. Они ничего не говорят о Христе как виновнике исцеления их сына, потому что, по замечанию евангелиста, они боялись иудеев, т. е. членов синедриона (ср. Ин. 7:48), которые постановили верующих во Христа отлучать от синагоги или от израильского общества. Отлученный же лишался некоторых важных преимуществ, например, в его доме нельзя было совершать обрезания, плакать по умершим и, наконец, к нему никто, кроме жены или детей его, не мог приближаться ближе, чем на расстояние четырех локтей.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible