Скрыть
И҆ мимоиды́й ви́дѣ человѣ́ка слѣ́па ѿ рождества̀.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 И мимоидый виде человека слепа от рождества. И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися

И мимоидый виде человека слепа от рождества. Будучи весьма человеколюбив и заботясь о нашем спасении, а притом желая заградить уста нечестивым, Господь не опускает ничего, что только Ему подобало, хотя бы никто Ему не внимал. Это знал и Пророк, и потому говорил: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити ти (Пс. 50, 6). Поэтому-то и теперь, – когда не приняли Его высокого учения и даже назвали Его беснующимся и покушались убить, – Он, выйдя из храма, исцеляет слепого. Таким образом, Своим отсутствием Он укрощает их ярость, а совершением чуда смягчает их жестокосердие и упорство и удостоверяет в словах Своих. И совершает Он чудо не обыкновенное, но такое, которое теперь только в первый раз последовало: от века бо несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену (9, 32). Слепому, быть может, кто-нибудь и отверзал очи, но слепорожденному – еще никто. А что Спаситель, выйдя из храма, пошел нарочно для этого дела, видно из того, что Сам Он увидел слепого, а не слепой подошел к Нему, – и так пристально посмотрел на него, что обратил внимание и учеников. Вот это и подало им повод к вопросу; видя, как Он пристально смотрит, они спросили Его, говоря: кто согреши, сей ли, или родителя его? Странный вопрос! Как он мог согрешить до рождения? Или как мог быть наказан за грехи родителей? Каким же образом они пришли к такому вопросу? Прежде того, исцелив расслабленного, (Христос) сказал: се, здрав еси, ктому не согрешай (5, 14). Итак, вспомнив, что тот расслаблен был за грехи, они говорят: пусть тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать, потому что он слеп от рождения. Или родители его? Но нельзя и этого, потому что сын не наказывается за отца. Таким образом, как мы, когда видим страдающее дитя и говорим: что сказать о нем, что сделало это дитя? – этим не спрашиваем, а выражаем недоумение, так точно и ученики, когда говорили это, не столько спрашивали, сколько недоумевали.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения

«И проходя виде человека слепа от рождества». Когда иудеи неистовствовали на Него и уже пытались побить Его камнями, Он тотчас же выходит из их храма и удаляет Себя от нечестия Своих гонителей. Но проходя, Он тотчас усматривает «слепца от рождения» и этим дает ясное указание на то, что Он удалится от мерзости иудеев и оставит сонмище богоборов, но призрит язычников и на них обратит изобилие Своей любви, которые и уподобляются слепцу от рождения тем, что пребывали в заблуждении, с раннего как бы возраста были лишены истинного Богопознания и не имели света от Бога, то есть просвещения посредством Духа. Следует еще обратить внимание на то, что может означать это призрение Христом слепца именно мимоходом. Можно, по-моему, думать, что Христос пришел собственно не к язычникам, но для одного только Израиля, как и Сам однажды сказал: «Послан Я только к овцам погибшим дома Израилева» (Мф. 15:24). Зрение же у язычников исправлено как бы в мимохождении Христа, перенесшего на них Свою милость, по причине неверия Израиля. Об этом именно и чрез Моисея также воспето в словах: «Я возбужу ревность в них из-за не народа, из-за народа неразумного прогневлю их» (Втор. 32:21). Неразумный народ то был, служивший твари вместо Творца, наподобие скотов бессловесных дошедший до всякого вообще невежества и приверженный к одной только земле. Поскольку же прогневал (Бога) Израиль, мудрый благодаря закону и разумный благодаря пророкам, то и сам был за это прогневлен от Бога, как скоро на подобавшее ему (Израилю) место были восприняты прежние безумцы, которым чрез веру и «премудростию стал Христос и освящением и искуплением», по написанному (1Кор. 1:30), очевидно – светом и прозрением.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-2 И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым

Господь уходит из храма, чтобы укротить сколько-нибудь гнев иудеев. Приступает к исцелению слепого, чтобы этим знамением смягчить их жестокосердие и упорство, хотя они и не воспользовались сим, и вместе показать им, что Он не напрасно и по самохвальству сказал: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 58). Прилично Сам подошел к слепому, а не сей к Нему. Ученики, приметив внимание Его к слепому, спрашивают: «кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» Вопрос сей кажется странным. Ибо как он мог согрешить прежде рождения своего? Апостолы, вероятно, не разделяли языческого суеверия о том, будто душа прежде соединения с телом живет в ином мире и за грех, как бы в наказание, нисходит в тело. Будучи рыболовами, они ничего такого не могли слышать, ибо подобные мысли принадлежали мудрецам. Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай. Апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: вот, ты выздоровел, не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают. Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают. Господь в разрешение недоумения их говорит: «не согрешил ни он (ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его». Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что «родился слеп». Хотя родители его и согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо. Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18, 1, 2). А чрез Моисея постановил законом: да не умрет отец за сына (Втор. 24, 16). Но как же, скажешь, написано: отдаяй грехи родителей на чада до третьего и четвертого рода (Исх. 34, 7)? На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: нет, не так; грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие. Если видим, что нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе. А мы простремся далее.

Феолипт Филадельфийский, свт. (†1325)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения

Прозрение телесных очей стало и прозрением очей души. У евангельского слепца было двойное увечье, ибо известно, что телесная слепота подразумевает отсутствие видения чувственного света, а душевное увечье состоит в неведении Божественного Света. Поэтому слепец и чувственного света не видел, поскольку его телесные очи были повреждены, и в Солнце правды (Мал 4:2), Иисуса Христа, Сына Божия не верил, не ведая Его. Но Спаситель наш и чувственные очи его отверз, даровав ему способность видеть свет нынешних дней, и просветил очи души его, удостоив его познать Божество Исцелившего как Творца и Владыки душ и телес.

Оглашения. Оглашение 5

Николай Сербский, свт. (†1956)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения

Велик Бог наш, и творит Он чудеса; и нет конца рассказу о чудесах Его. Нет очей, что увидели бы все чудеса Его; нет языка, который перечислил бы их; нет ума, который уразумел бы их.

Смотрели очи, смотрели – и уснули сном смертным. Перечислял язык, перечислял – и онемел. Углублялся ум, углублялся – и поблек. Кто может познать чудеса, не познав сперва Чудотворца? А кто, увидев Чудотворца, останется жив?

Весь огонь на земле произошел и происходит от солнца, как говорят те, кто занимается исследованием подобных вещей. Почему солнце само не сошло на землю, но своеобразно воплотилось: частично в земле, частично в воде, частично в животных? Почему в каждом таком своем частичном воплощении солнце прикрылось толстою и холодною завесой? Почему все оно не спустилось на землю, чтобы сделать то же самое, что делают его огонь и его свет, облеченные в тела, в телах уравновешенные? Потому что если бы оно подошло к земле совсем близко, вся земля бы расплавилась, обратилась в пар и исчезла.

Кто из смертных мог бы оказаться вблизи солнца – и остаться жив? А солнце является всего-навсего одним из творений Божиих; оно есть мрак в сравнении со светом Божиим. Так кто мог бы узреть Бога Чудотворца и остаться жив?

Не ясно ли вам, почему Господь наш Иисус Христос должен был скрывать Свое Божественное сияние под толстым и темным чехлом человеческой плоти? Ибо иначе кто из людей остался бы жив в присутствии Его?

И более того. Если бы Он не ограничивал проявления Своего Божества, кто из людей был бы спасен по своей собственной воле, а не по могуществу Его Божества? Воистину, если Господу нашему Иисусу Христу что-то и было трудно, несомненно, Ему было труднее сдерживать и умерять проявление Своего Божества, чем проявлять Его.

Именно потому, что Он премудро ограничивал проявление Своей Божественной силы, Его жизнь на земле была полною гармонией Бога и Человека.

О братия! Христос как Человек есть не меньшее чудо, чем Христос как Бог. И одно – чудо, и другое – чудо, но оба вместе – чудо из чудес. Однако чудо сие не есть чудо магии, или волхвования, или ярмарочной ловкости рук; сие есть чудо Божией премудрости, Божией силы и Божия человеколюбия.

Господь творил чудеса не для славы человеческой. Идет ли кто-нибудь из нас в больницу к безумным, глухонемым и прокаженным, чтобы стяжать от них славу? Лечит ли пастырь овец своих, чтобы овцы прославляли его своим блеянием? Господь творил чудеса лишь для того, чтобы милосердно помочь беспомощным страдальцам и в то же время чрез то показать людям, что к ним, из милосердия и любви, пришел Бог.

И сегодняшнее Евангельское чтение описывает одно из многочисленных чудес Божиих, чрез кои открывается любовь Христова к страждущим людям и еще раз проявляется Его Божество.

Во время оно Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. До этого рассказывается о том, как иудеи взяли каменья, чтобы бросить на Господа в самом храме за то, что Он говорил им истину. Но в то время как злобные иудеи думали только о том, как бы навредить Господу, Сам Он думал лишь о том, как сделать людям добро. У храма сидел человек, слепой от рождения, и просил милостыни. Никто из сих злобных гонителей Христа, жалких вождей и старейшин народных, не желал даже взглянуть на этого несчастного. И если кто-либо из них и бросал ему на колени какую-нибудь мелкую монету, то скорее напоказ людям, чем из человеколюбия и милосердия. Еще во времена Моисея изрек Бог о людях сих: «они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор. 32:20). Милосердный же Господь остановился рядом с этим человеком, дабы по-настоящему помочь ему.

Евфимий Зигабен (†1118)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

Подтверждая то, что прежде сказал, и укрепляя веру в то, что Он Бог, Иисус Христос тотчас переходит к величайшему и до того времени еще небывалому чуду. Другие слепые получали зрение, но слепой от рождения еще никогда. Поэтому, исцелившись, этот слепой говорил: от века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену (Ин. 9, 32).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения

– Проходя, увидел человека и пр.: ни о времени, ни о месте исцеления слепорождённого нельзя из евангельского рассказа вывести ничего решительного и определённого. Рассказ, по-видимому, идёт непрерывно, и исцеление случилось, по-видимому, вслед за выходом Господа из храма (Ин.8:59). Но, как известно, евангелисты вообще и в частности Иоанн – употребляют иногда подобные переходные обороты речи (и пошёл, и случилось и пр. ср. Ин.9:6 и прим.) и в тех случаях, когда повествуют о событиях, случившихся не тотчас после впереди описанного. Вопрос учеников Господу о причине слепоты слепорождённого предполагает спокойствие духа и учеников и Господа, едва ли возможное тотчас по выходе из храма, где иудеи хотели побить их Учителя камнями (Ин.8:59). Потом, Господа и на этот раз окружали фарисеи (ст. Ин.9:40) – злейшие враги Его, что также едва ли удобно предположить тотчас по выходе Его из храма, где хотели побить Его камнями, при чём, конечно, фарисеи играли первую роль. Впрочем, и нет нужды допытываться, когда, где это случилось; от неизвестности времени и места действия нисколько не зависит верное толкование рассказа и можно держаться о сем не одинаковых предположений. Довольно заметить, что текст речи не требует необходимо предположения, что исцеление случилось вслед за выходом Господа из храма, но и не даёт права предполагать, чтобы прошло значительное время между сими событиями. Если событие, описанное в предшествующей главе,было в храме утром (Ин.8:2), то исцеление могло произойти перед вечером в тот же день, или на другой – на третий день, во всяком случае, между последним днём праздника кущей (Ин.7:37) и праздником обновления храма (Ин.10:22 ср. прим.).
– Слепого от рождения: ученикам, вероятно, известно было ранее, что этот слепой не со временем ослеп, а родился слепым (ст. Ин.9:2), или, может быть, сам слепой, прося милостыню (ст. Ин.9:8), для подкрепления своей просьбы, чтобы возбудить к себе более внимания и сострадания подателей милостыни, упоминал о том, что он слеп от рождения. Вероятно, этот слепой сидел где-либо близ храма, может быть, при вратах храма, где сидели больные, просящие милостыню от проходящих в храм на молитву (ср. Деян.3:2).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

Св. Иоанн Златоуст связует это исцеление с окончанием спора главы восьмой, когда Иудеи берутся за каменья и Господь проходит посреди их. При этом Златоуст указует на милосердие Господа, который исцеляет слепорожденного немедленно после того, как Его хотели убить. Может быть, что таково и было это событие, но надо помнить, что в таком случае и события главы восьмой должны были происходить в субботу. Мы напомним читателю, что в последний великий день празднества кущей Господь возгласил в храме (Ин. 7:37,38): «Кто жаждет иди ко мне и пей»; и в этот день посланы были за ним служители, не осмелившиеся взять Его. Затем Господь удаляется на гору Елеонскую и утром опять приходит в храм (Ин. 8:1,2). Здесь происходит ожесточенный спор фарисеев, кончающийся тем, что они берут каменья. Посему, если вслед за спором Господь исцеляет слепорожденного именно в субботу (Ин. 9:14), то тогда надо разуметь, что последний великий день праздника кущей приходился в пятницу, а и спор, и исцеление слепорожденного на следующий день в субботу.

Может быть нет особой надобности связывать события восьмой главы с событиями девятой. Западные комментаторы видят в последней главе отдельный эпизод, имевший место в одну из суббот после окончания праздника кущей. И мы склоняемся к этой мысли. В числе многих чудес Господних Богослов избирает по повелению Духа Божия одно, в котором ясно очерчивается последовательное развитие злобы Иудеев, все более и более усиливающееся их ослепление, и те пути, коими Господь взыскивал овец Своих и приготовлял духовное развитие человека, освобождение его от уз фарисейства и свободу церкви Христовой.

В печальной повести развития злобы Иудеев это новый фазис ее. Ничего не упоминается уже о буйстве их и о намерении убить Господа каменьями; книжники и фарисеи опять окружают себя в отношении слепорожденного призраком законности (Ин. 9:13,14) и говорят с Господом, спрашивая Его: «неужели и мы слепы?» (Ин. 9:41) Стало быть надо полагать, что между последним взрывом бешенства и той субботой, в которую произошло исцеление слепого, протекло некоторое время, ясно не определенное, и весьма трудно допустить, чтобы это имело место немедленно после попытки убийства.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения

Христос, проходя по дороге из храма, увидел человека, слепого от рождения, который, вероятно, сидел у ворот храма вместе с другими нищими слепыми (ср. Деян. 3:2). На то, что встреча со слепорожденным имела место после удаления Христа из храма (Ин. 8:59), указывает стоящая в начале первого стиха соединительная частица «и» и отсутствие таких выражений как, например, «после сего» или «опять», которые ставятся там, где имеется в виду некоторый промежуток между событиями (ср. Ин. 2:12, 5:1, 8:12).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible