Скрыть
И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-8 Иисус же ведый вся грядущая Нань, изшед рече им: кого ищете; Отвещаша Ему: Иисуса Назореа. Глагола им Иисус: Аз есмь. Стояше же и Иуда, иже предаяше Его, с ними. Егда же рече им: Аз есмь, идоша вспять и падоша на земли. Паки убо вопроси их (Иисус): кого ищете; Они же реша: Иисуса Назореа. Отвеща Иисус: рех вам, яко Аз есмь: аще убо Мене ищете, оставите сих ити

Иисус же, ведый вся грядущая нань, изшед рече им: кого ищете? (ст. 4). То есть не теперь только и не из того, что они пришли, Он узнал об этом, но уже наперед знал все это и потому без смущения говорил и действовал. Почему же они приходят с оружием, намереваясь схватить Его? Они боялись Его последователей. По этой же причине они и напали на него поздно ночью. Изшед рече им: кого ищете? Отвещаша Ему: Иисуса Назореа (ст. 4–5). Видишь ли непреоборимую силу, – как Он, находясь среди их, ослепил глаза их? А что не темнота была причиною – это показал евангелист, сказавши, что они имели и светильники. Да если бы и не было светильников, все же они должны были бы узнать Его по голосу. Если же они и не знали Его, то как мог не узнать Иуда, который неразлучно находился с Ним? Ведь и он стоял вместе с ними и, однако ж, не только, подобно им, не узнал Его, но и повергся вместе с ними на землю. Это сделал Иисус для того, чтобы показать, что без Его соизволения они не только не могли бы взять Его, но и увидеть Его, хотя Он находился среди них. Паки вопроси их: кого ищете? (ст. 7). О, безумие! Слово Его повергло их на землю; а они и после того, как испытали столь великую силу, не обратились, но опять устремляются на то же. Потому, исполнив со Своей стороны все, Он, наконец, предает Себя и говорит им: рех вам, яко Аз есть (ст. 8). Стояще же и Иуда, иже предаяше Его (ст. 5). Заметь незлобие евангелиста: он не поносит предателя, но рассказывает событие, стараясь одно лишь показать, что все произошло по Его соизволению. А чтобы кто-нибудь не сказал, что Он Сам расположил их к тому, – так как Сам Себя отдал им и объявил Себя пред ними, – Христос сначала сделал все, что могло отклонить их от предприятия, и уже тогда, как они остались упорными в злобе и не имели никакого оправдания, предал им Себя, говоря: аще убо Мене ищете, оставите сих ити (ст. 8). Так до последней минуты выказывает Свою любовь к ученикам! Если, говорит, вы во Мне имеете нужду, то не трогайте их. Вот Я Сам Себя предаю вам.

Стояли перед Ним и близко – и не видели Его; но Сам искомый помогает им найти себя, чтобы они знали, что Он добровольно идет на страдание, что, если бы Он не восхотел им попустить, они не овладели бы Им. Как же бы они, в самом деле, овладели Им, когда не могли и найти Его? Что говорю: не могли найти Его? Они не могли даже видеть Его, тогда как Он был перед ними; и не только не могли видеть Его, когда Он был перед ними, но и тогда, когда отвечали на вопрос Его, не знали, кто был перед ними: так Он чрез­мерно ослепил глаза их! И не только ослепил, но даже по­верг их Своим голосом на землю. Когда Он сказал: «кого ищете?» – они все «отступили назад» от этих слов. Что, в самом деле, бесчувственнее, что неблагодарнее их? Упали на­зад, и опять встали, и опять напали! Не бесчувственнее ли кам­ней были они? И чтобы они знали, что Он точно тот, кто ска­зал им: «кого ищете?» – и поверг их назад, (Иисус) опять, как они встали, говорит им: «кого ищете?» Они отвечают: «Иисуса Назорея»; и говорит им: «Я сказал вам, что это Я» (Ин.18:7,8). Как бы так говорит Он: узнайте, что Я тот же самый, который ска­зал раньше: «кого ищете?» и который поверг вас. Но из этого не вышло никакой пользы; нет, они остались в том же ослеп­лении.

Беседа к упрекавшим за обширность вступлений

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-6 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали; Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю

Уговаривают на помощь себе отряд воинов за деньги; ибо воины таковы, что золотом их можно подкупить. Приходит их много, потому что боятся последователей Иисуса, привязанных к Нему ради Его учения и чудес. Несут с собою фонари и светильники, чтобы Иисус, скрывшись во тьме, не бежал от них. А Он настолько нуждался в бегстве, что Сам выходит к ним и выдает Себя, Господь спрашивает их не потому, будто имел нужду знать; евангелист говорит, что Он знал все, что с Ним будет. А как Он знал, что с Ним будет, то спрашивает не по нужде знать, но с целью показать, что и тогда, как Он налицо, они не видели Его и не узнавали. Он спрашивает, как другое лицо, и Его не узнают по голосу ни прочие, ни сам Иуда. А что не узнали Его не по причине темноты, это видно из того, что, по сказанию евангелиста, они пришли с фонарями. Если допустим, что не узнали Его и по причине темноты, то по голосу должны были узнать Его. Итак, Господь спрашивает для того, как мы сказали, чтобы показать, что ни по виду, ни по голосу не узнали Его. Так, значит, сила Его была неизреченна, что не могли бы и распять Его, если бы Он Сам не предался добровольно. Господь не только ослепил глаза их, но и поверг их на землю одним только вопросом Своим. То, что пришедшие на Иисуса пали, было знаком всеобщего ниспадения этого народа, которое и постигло его впоследствии, после смерти Христовой, как и Иеремия предсказал: «дом Израиля пал, и нет восстановляющего». И так падают все те, которые противятся слову Божию. Сад, в котором спасение наше получило начало, может быть сравнен с раем. Ибо в саду мы ниспали из рая; в саду, видим, начинается и спасительное страдание Христово и исправляет все прежние бедствия.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю

Предатель Иуда и прочие единомышленники его гласом Христовым так устрашились, что пали на землю. От этого можно было им познать, как велик и силен Тот, Который их гласом Своим, как громом, поразил. Однако же не усомнились приступить, и беззаконные свои руки на Иисуса возложить, и взять и связать Всесильного. Видишь, как злоба и всякий грех ослепляет человека!

Сокровище духовное, от мира собираемое

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю

Аз есмь, - отвечал Иисус. Услышав слова эти, стража, словно от необыкновенного удара громового, вся пришла в величайшее смущение; большая часть невольно отступила назад, многие от страха припали к земле. В кратком слове, вышедшем из уст Иисуса, казалось, заключалась некая тайная сила, непреодолимая, всемогущая. Откуда она? Хотя с именем Иисуса в уме стражей соединялось все поразительное, чудесное, так что мысль - быть отправленным для взятия Чудотворца, может быть, даже Мессии, - сама собой смущала ум, связывала руки, отнимала дух и лишала сил (ибо всякому было известно, что древние пророки иногда в подобных случаях призывали в защиту огнь небесный или другие сверхъестественные средства - 4Цар. 1, 19); но все это, кажется, не могло бы заставить стражу отступить, тем более упасть на землю без особенной таинственной силы слов, сказанных Иисусом, ведь все делалось по приказу синедриона, а римские воины не разделяли образа мыслей евреев о Мессии и даже не были знакомы с Ним. С другой стороны, поскольку Богочеловек, вступая на крестное поприще, отрекся от всех - и естественных и сверхъестественных - средств защиты, то поражение стражи ужасом и повержение ее на землю не могло быть преднамеренным действием силы чудотворения, а произошло вследствие необыкновенной силы духа, с которой была выражена святая решимость идти на крест, неким непосредственным, так сказать, отблеском Божества, обитающего в Иисусе Христе «телесне».

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю

Такова сила в словах Божественного Иисуса! О, вольного снисхождения Твоего, Иисусе! До чего Ты смирил Себя, Бог всемогущий! Ты бы мог истребить одним словом Своим всех врагов Твоих, но Ты вся терпиши нас ради, да мы, неблагодарные и злонравные, не будем осуждены на вечные муки.

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О причащении
 

Сектанты говорят: почему Тело и Кровь имеют вид и вкус хлеба и вина?

Православный ответ: Потому что и Господь, будучи Богом, не терял вида человека: Флп.2:7, испытывал голод: Лк.4:2; сон: Мф.8:24-25 и подобное.
Если же иногда, например, в Преображение (Мф.17:2) и в Гефсимании (Ин.18:6) проявлялся вид Божества Его, то и со Святыми Тайнами было много таких же случаев.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Иисус же ведый вся грядущая Нань, изшед рече им: кого ищете; Отвещаша Ему: Иисуса Назореа. Глагола им Иисус: Аз есмь. Стояше же и Иуда, иже предаяше Его, с ними. Егда же рече им: Аз есмь, идоша вспять и падоша на земли

Ст. 4-6: Зная, как Бог, все, что с Ним будет, Иисус Христос вышел и спокойно спросил их, как Человек. Тут же стоял вместе с пришедшими и предатель, но и он не мог узнать Иисуса Христа ни по виду, ни по голосу. Этим Иисус Христос показал, что против Его воли не только не могли бы взять Его, но и увидеть. В вышеупомянутой главе говорится и об этом.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 4-9. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого

Ср. Мф.26:48-50 и парал. Событие, о котором повествует один только ев. Иоанн.
– Зная всё, что с Ним будет: зная о предстоящих страданиях и смерти Своей (Ин.13:1,3); следовательно, отдавал Себя в руки врагов вполне добровольно и с ясным сознанием Своего дела, а не в страхе или замешательстве.
– Вышел: из глубины сада, где молился (ср. Мф.26 и далее и парал.), к тому месту, где оставил Своих учеников и куда вошли предводимые Иудою.
– И сказал им: кого ищете? По снесению со сказаниями первых евангелистов надобно полагать, что в то время как Он вышел и отделился от учеников, Он увидел Иуду, обратился к нему с последним предостережением, – зачем он здесь, и когда Иуда, исполняя условие, облобызал Его, Господь ещё раз сказал ему: целованием ли предаёт он Его. Затем, уже обратясь к пришедшим, спросил: кого ищете. Господь хотел показать Иуде и отряду, что Он совершенно добровольно отдаёт им Себя, что если бы Он восхотел, ничего они не сделали бы с Ним, не исполнили бы повеления пославших их. Вместе с тем, как видно из последующего, Он хотел охранить учеников от опасности – быть взятыми, подобно Ему, а потому Сам вышел навстречу искавшим Его и Сам указал Себя словами
– это Я. – Стоял же с ними и Иуда: вероятно, по облобызанию Господа, Иуда снова присоединился к приведённой им толпе, и Иоанн замечает об этом ужасном положении ученика среди приведённой им с враждебной целью толпы.
– Отступили назад и пали на землю: такое действие слов Господа есть чудесное действие явления Им божественной силы и власти, ибо иначе такое падение, особенно римских воинов, от одного слова необъяснимо. – Показав всесильную власть Свою, Господь отдаёт им Себя с теми же словами, которые повергли на землю, толькоотдаётся под условием, чтобы ученики Его были свободны, не подверглись тому же, чему Он, не были взяты и представлены на суд. Он один должен был пострадать, а ученикам Его предстояла широкая деятельность после Него. Из ответа посланных на вопрос кого ищете видно, что они были посланы взять только Господа, и вследствие сего (итак) Он требует, чтобы они не брали Его учеников.
– Да сбудется слово и пр.: слово, сказанное Господом в Его первосвященнической молитве об учениках (Ин.17:12).
– Я не погубил никого: ученикам, если бы они были взяты с Господом, грозила великая опасность отпасть от Него и погибнуть, по крайней мере, кому-нибудь из них. Если самый твёрдый из них, Пётр, трижды отрёкся от Него в эту ночь, то не могло ли быть нечто более тяжкое с кем-либо из них не столь твёрдым? Вот почему Иоанн указывает особенно на эту черту, что Господь требовал, чтобы не брали учеников Его, и указывает сие, как исполнение недавно произнесённого Им слова (ср. Злат., и Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-9 И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого

Kогда находившиеся по близости к Христу солдаты и служители синедриона услыхали из Его собственных уст, что пред ними стоит Иисус Назорей, то они испугались, отпрянули назад и повалились на землю. Вероятно, более всего испугались и произвели род паники служители – иудеи, которым, конечно, припомнились рассказы о чудесах Христа и которые могли опасаться, что Христос поступит с ними, как некогда пророк Илия поступил с воинами, пришедшими схватить его (4Цар.1:10). Иоанн отмечает при этом, что Христос требует, чтобы воины не трогали Его учеников: так исполнилось слово Его, высказанное в первосвященнической молитве (Ин.17:12; ср. Ин.6:39). Причина, почему Христос не хотел, чтобы вместе с Ним взяли и учеников, была, конечно, в том, что они должны были продолжать Его дело после Него, да они еще и не были готовы к перенесению страданий.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible