Скрыть
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-6 Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает

Аз есмь лоза, вы же рождие (15, 5). Что Он хочет сказать этою притчею? То, что не внимающему Его словам невозможно жить и что будущие знамения совершатся силою Христовою. Отец Мой делатель есть. Что же? Значит, Сын нуждается в помощи? Нет; указание на Отца не означает этого. В самом деле, смотри, с какою точностию Он излагает притчу. Только о ветвях говорит, что они пользуются попечением делателя, а не о корне. О корне здесь упомянуто только для того, чтобы показать ученикам, что без Его силы они ничего не могут делать и что им должно так соединиться с Ним верою, как ветви с лозою. Всяку розгу о Мне, не творящую плода, измет ю Отец (ст. 2). Здесь Он намекает на жизнь, показывая, что без дел невозможно быть в Нем. И всяку, творящую плод, отребит ю (ст. 2), то есть сделает ее предметом великого попечения. Хотя о корне нужно бывает больше заботиться, чем о ветвях, – нужно его окапывать, очищать, однако ж Он ничего не говорит здесь о корне, но все о ветвях, показывая тем, что Он Сам Себе довлеет, а ученики, хотя бы были и весьма добродетельны, имеют нужду в великой помощи делателя. Потому-то Он и говорит: творящую плод, отребит ю. Когда ветвь бесплодна и может быть на лозе, (делатель) отсекает ее, а когда приносит плод – очищает ее и чрез то делает еще более плодоносною. Это, впрочем, можно разуметь и о бедствиях, которые в то время угрожали ученикам. Выражение: отребит ю значит – обрежет, отчего ветвь делается более плодоносною. Этим показывается, что искушения сделают учеников особенно сильными. А чтобы они не стали спрашивать, о ком это сказано, и чтобы опять не привести их в беспокойство, Он говорит: уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам (ст. 3). Видишь, как Он представляет Самого Себя заботящимся о ветвях? Я, говорит, очистил вас. Хотя выше показывает, что это делает Отец, но между Отцом и Сыном нет никакого различия. Теперь нужно, чтобы и вы, со своей стороны, делали то, что следует. Затем, чтобы показать, что Он сделал это не потому, что имел нужду в их служении, а для их преуспеяния, Он присовокупляет: якоже розга не может плода сотворити о себе (ст. 4), так и тот, кто во Мне не пребудет. А чтобы они не отделились от Него из страха, Он укрепляет ослабевшую от боязни их душу, тесно соединяет с Собою и уже подает благие надежды, так как корень всегда остается, а отделяться и отпадать свойственно ветвям. Потом, побудив их с обеих сторон – и со стороны пользы, и со стороны вреда, Он требует того, что составляет нашу первую обязанность. Иже будет во Мне, и Аз в нем (ст. 5). Видишь, что и Сын участвует в попечении об учениках не меньше Отца? Если Отец очищает, зато Сын содержит в Себе; а от пребывания на корне и зависит плодоношение ветвей. Пусть ветвь и не очищается, но все же, оставаясь на корне, она приносит плод, хотя и не в таком количестве, в каком бы следовало; если же не остается, – и совсем не приносит плода. Впрочем, уже показано, что и Сыну свойственно очищать, равно как быть корнем – Отцу, родившему и корень.

Видишь ли, как у них все общее – и очищать, и иметь силу корня? Конечно, велик вред (для ветви) и в том, когда она не может ничего производить; но (Христос) не в этом только поставляет наказание, а ведет речь далее. Извержется, говорит, вон, – не будет уже пользоваться попечением делателя; и изсышет, то есть потеряет все, что имела от корня; если имела какую-либо благодать, лишится ее и останется без помощи и жизни, сообщаемой от корня. И что же наконец? В огнь влагается (ст. 6). Но не таков удел человека, пребывающего во Христе.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-6 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают

Я, говорит, очистил вас чрез Свое слово и учение, и с Моей стороны не осталось ничего неисполненным. Теперь должно начаться уже ваше дело. «Пребудьте во Мне». Чтобы они из страха не отделились от Него, Он укрепляет ослабевшую душу их, прилепляет к Самому Себе и уже подает добрую надежду: чего ни попросите, то получите, если пребудете во Мне (ст. 7). Примером ветви ясно представляет нам, что от Него подаются сила и жизнь тем, кои благоугождают Ему. Ибо как плод приносит та ветвь, которая пребывает на лозе и от нее получает содействие к жизни: так и вы, если пребудете во Мне чрез соблюдение заповедей, принесете больше плода. А кто не пребывает, тот «засохнет», то есть теряет то, что имел от корня, и если получал какую-нибудь духовную благодать, лишается ее и сообщаемой от нее помощи и жизни. И что же наконец? «бросают в огонь, и они сгорают». Сими же словами подает им и немалое утешение, показывая, что злоумышляющие против Него, например Иуда, будут сожжены, а они, пребывающие в Нем, принесут плод. Ибо без силы и оживления, кои подаются от Него, не смогут ничего сделать.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 1-6 Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает

Отец Мой делатель есть, сказал Господь: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю (очищает искушениями и скорбями), да множайший плод принесет. Заметьте: плод, взыскуемый и приемлемый Богом от каждой виноградной лозы, которою изображается душа человеческая, есть деятельность ее о Христе, то есть исполнение ею евангельских заповедей, а отнюдь не естественная, то есть отнюдь не исполнение на деле добра естественного, оскверненного смешением со злом. Розга, сказал Господь, не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе; тако и вы, аще во Мне не пребудете. Только ту душу, которая приносит плод о Христе, Отец Небесный очищает; душа, не приносящая плода о Христе, пребывающая в падшем естестве своем, приносящая бесплодный плод естественного добра и довольствующаяся им, не привлекает Божественного попечения о себе: она, в свое время, отсекается смертию, извергается ею из виноградника — из недра Церкви и из земной жизни, данной для спасения в недре Церкви, влагается в вечный огнь ада, где сгорает, горя и не сгорая вечно.

Приношение современному монашеству. Глава 2

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете

Какое самое ясное, удобовразумительное учение! Как очевидна необходимость веры в Иисуса Христа и следования по стопам Его!

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Будите во Мне, и Аз в вас

Пребудьте во Мне, крепко соединенные со Мною посредством твердой веры и неразрывной связи, и Я пребуду в вас, вселившись в вас силой Своей, буду обнимать и поддерживать вас, как виноградная лоза ветви, и буду помогать вам приносить плоды.

Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете

так и вы не будете в состоянии принести плода, если отторгнетесь от связи со Мною.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.4-6. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.  Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 

– Пребудьте во Мне и пр.; для поддержания, сохранения и усовершения этой духовной чистоты, составляющей необходимое условие духовного плодоношения, необходимое условие есть постоянное пребывание во Христе, – в духовном общении с Ним, как плодоносящая ветвь – с виноградной лозой.
– И Я в вас, т. е. пребуду, под условием, если вы во Мне пребудете.
 Как ветвь не может и пр.: дальнейшая речь есть подробное разъяснение, посредством того же образа, слов – пребудьте во Мне.
– Без Меня,
т. е. отделившись от Меня, не имея духовного общения со Мною, не можете делать ничего, т. е. такого, что обещало бы плоды духа, т. е. истинное христианское нравственное совершенство.
– Извержен будет вон: отсечён будет или внешне или внутренне от общества Христова и от общения со Христом, как отрезанная ветвь выкидывается вон из виноградника.
– Засохнет: окончательно утратит жизненную силу и, следовательно, всякую способность приносить плод. Так и не пребывающий в общении со Христом, и не удержавшийся в таковом общении утратит и не будет иметь даже способности к истинному христианскому нравственному самоусовершенствованию, умрёт духовно.
– Собирают и бросают в огонь: время, в которое говорил это Господь, было в Палестине временем очистки виноградных садов и, может быть, пред глазами Господа и учеников были огни, на которых горели сухие ветви виноградных лоз. Это был выразительный образ засохших духовно вне общения с Христом людей, которым готовится огонь геенны в День суда. Господь представляет как бы в настоящем то, что будет с таковыми засохшими ветвями в будущем – на последнем суде или после последнего суда Христова.
 Собирают: т. е. служители, приставленные господином к винограднику, под которыми, в приложении к людям, не могущим быть в блаженном общении с Богом в Царстве Небесном, разумеются Ангелы, по словам Иисуса Христа, имеющие собрать и ввергнуть в огнь вечный плевелы (Мф.13 и прим.).
– Огонь: разумеется геенна (Мф.13:42,25:41,3:10,7:19,5 и др.).
– И горят: наглядно и выразительно при краткости; не – сгорят, а горят, т. е. вечно (настоящее время в смысле вечности; Ин.8:58).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 4-6. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 


Ст. 4-6. Будите во мне, и аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие. И иже будет во мне, и аз в нем, той сотворит плод мног: яко без мене не можете творити ничесоже. Аще кто во мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают: и сгорает.

Что может прибавить мысль человеческая к этим великим словам Господа, определяющим то значение, какое имеет работа человеческая на земле, оставаясь верною Господу и не оставаясь верною Господу? Стало быть главнейшая забота человека, желающего спастись, получить жизнь вечную и принести пользу братьям своим, должна быть обращена на то, чтобы не лишиться общения с Господом: в этом вся и единственная сила человека сделать какое-либо добро независимо от своего собственного спасения. Что может в самом деле бессильный, обуреваемый страстями и сомнениями человек, зависящий от среды, от обстоятельств, от людей, с коими он приходит в соприкосновение, от предрассудков, от воспитания, от предвзятых мыслей и теорий, что может сделать доброго этот человек, если у него нет путеводной нити, нет ясно сознанной цели? Только как ветвь, привитая к лозе и крепко её держащаяся, чувствует он силу в себе и опору свыше. Тогда только все становится ему ясным в жизни его: и общее её направление, и цель его, и в частности образ действования во всякое время и при всяких обстоятельствах. Так и создалась на основании слов Господа этика всего христианского общества, с его честностью, благородством, боязнью осквернения страстью или преступлением. Создалась эта этика, потому что ей предстоял идеал, дарованный Господом человеку по образу небесного, как воздвигалась скиния по «образу, какой показан Моисею на горе» (Исх.25:40). Что Конты, Спенсеры, Ренаны и другие создают нравственный кодекс, гласно отрицаясь той вечной Лозы, к которой были и суть привиты члены христианской семьи, в этом нет ничего удивительного; это только есть исполнение слов Господа о ветвях, не пребывающих на лозе, отпадающих и теории которых сгорят, не имея под собой никакой почвы. Кто же пребывает в Господе, то хотя бы по слабости человеческой и пал он, но если он не отвергся Господа, то «силен Бог восставить его» (Римл.14:4). А церковь Господа вечна как скала, о которую разбиваются волны атеистических теорий: «врата адовы не одолеют ее» (Матф.16:18). Верные сыны Господа при всех грехах своих и слабостях, одни только, однако, имеют ясное сознание о путях и промыслах Божиих, одни разумеют руку Божию в судьбах народов и отдельных личностей и знают, что Господь сказал: «Аз с вами есмь до скончания века. Аминь» (Матф.28:20).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Kак ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего

Апостолы должны сохранять такую чистоту и пребывать только во Христе как в истинной благородной лозе. Если они думают, что могут сделать что-нибудь, не получая живительных соков из этой лозы, то они ошибаются: ничего доброго без Христа они не сделают.

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церкви.

Мф.18:19-20. Что Церковь составляется не из 2 или 3 человек, это видно из: Мф.18:16-18, 1Кор.12:28-29; Еф.4:11-12. Чтобы составить Церковь, недостаточно только «собраться» 2 или 3, но должно исполнять слова Господа: Ин.15:4-7; внутреннее единение со Христом Церкви достигается: Еф.1:22-23;2:19-20; чтобы быть добрым членом истинной Церкви, нужно соблюдать учения предстоятелей её: Мф.28:20, Деян.16:4-5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О возрождении.

Ин.15:3. Слышание слов Христа очищает душу человека, но еще не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судию: Ин.12:48; чрез одно слышание можно уподобиться дому, пометенному и украшенному, но пустому: Мф.12:44; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4-5; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56; Мф.18:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Церкви Христовой.

Ин.15:4-5. Пребывание во Христе достигается чрез таинство святого Причащения Тела и Крови Христовых: Ин.6:56; Христос не только есть Лоза, но и глава Церкви: Кол.1:18; Церковь же Христова, как тело Его, составляется не из 2 или 3 собравшихся хотя бы и во имя Христа, но из пастырей и пасомых: 1Кор.12:27-29; кто не в Церкви, тот и не на Лозе, тот даже и не христианин, а язычник: Мф.18:17-18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О сущности сектантства.
 

Мф.6:22-24. Здесь разумеется око духовное, могущее светить тогда, когда оно пребывает в Боге: Ин.15:4, и творит мир, а не религиозное разделение: Мф.5:9; Рим.16:17; Ис.6:10.

Лк.12:32. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лк.12:1; могут составлять «малое стадо» и люди отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19, но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Петр.2:1-3.

Лк.21:14-15. Эти слова сказаны истинным последователям Христа и Его учения: Ин.15:4-5, пребывающим в Церкви: Мф.16:18, а не тем, кто «учит иному»: 1Тим.6:3-4; к последним более всего подходящи слова апостола: 2Тим.3:7; 1Кор.8:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible