Скрыть
Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми

Веруйте, яко Аз во Отце, и Отец во Мне (14, 11). Вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следовало бы искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Но если вам недостаточно этого для доказательства Их равночестия и единосущия, то познайте это хотя от дел. Значит, слова: видевый Мене виде Отца Моего сказаны были не о делах; иначе Он не сказал бы после: аще ли же ни, за дела веру имите Ми (ст. 11). Потом, показывая, что может совершать не только эти дела, но и другие, гораздо большие, Он говорит об этом с чрезвычайною силою. Не говорит: Я могу совершить дела и больше этих, но, что гораздо удивительнее, могу, говорит, и другим дать власть совершать дела, больше этих дел.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-11 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам

Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо «слова, которые говорю Я, говорю не от Себя», то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные. Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела - Божии, а Отец и Я - Бог: следовательно, дела - одного Существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю. «Верьте, что Я в Отце, и Отец во Мне», то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне: ибо дела - Божии.

Евфимий Зигабен (†1118)

Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне

Верьте Моим словам, что Отец созерцается во Мне и Я в Отце.

Аще ли же ни, за та дела веру имите Ми

А если вы не верите Мне ради одних только слов Моих, то верьте по крайней мере ради дел Моих, так как они сверхъестественны и свойственны только Богу. Подобным же образом Иисус Христос и прежде сказал: аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте (Ин. 10, 38).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.8-11. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.  Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?  Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.  Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам
 

– Филипп сказал Ему и пр.: один из учеников Господа, несколько сходный по характеру с Фомой (ср. Ин.6:5-7), Филипп, или не точно уразумев последние слова Его о знании и видении учениками Отца Небесного (в лице Христа), или даже недоумевая, о каком ви́дении Он говорит, возымел мысль просить Господа – показать ученикам Бога Отца, представляя, что им более ничего и не нужно будет в этом отношении; богоявление, богови́дение, подобно тому, как случалось это с пророками, с Моисеем, с Илиею, представляется ему таким средством утверждения веры учеников в Господа, кроме которого никакого другого средства и не нужно (довольно для нас).
– Столько времени Я с вами и пр.: выражение удивления и вместе как бы сожаления о такой непонятливости Филиппа.
 Не знаешь: т. е. неправильно понимаешь, Кто такой Я по существу Своему и по отношению к Богу Отцу.
– Видевший Меня, т. е. смотревший правильно на Меня, как на Сына Божия воплотившегося, видел и Отца, так как во Христе обитает вся полнота божества телесно (Кол. 2:7).
«Видел не отпечатление, не образ, потому что естество Божие не допускает в себе сложности, но – благость воли, которая созерцается в Отце и в Сыне как нечто сопутственное сущности, подобное и равное ей, лучше же сказать, тождественное с нею» (Вас. В. 3, 263).
– Как же ты после сего говоришь, покажи нам Отца? Знающий Меня должен знать, что во Мне видит он и Отца Моего. 
Разве ты не веришь: упрёк Филиппу, который, по-видимому, отрицал, что Отец – в Иисусе, но упрёк, выражающий или показывающий, что тут дело не в неверии собственно, а в недоразумении.
 Я в Отце и Отец во Мне (ср. Ин.10:38; 17:21): не нравственное только единение и общение Господа Иисуса с Богом Отцом разумеется здесь, а единство по существу (Ин.10:38), вследствие которого знающий и видящий Господа в Его богочеловеческом образе знает и видит Бога (ср. Злат., и Феофил.). Об одном только нравственном единении или общении их решительно нельзя понимать это место: даже самый совершеннейший христианин, стоящий в нравственном общении и единении со Христом, не может сказать, что видевший его видел Христа; самый совершеннейший еврей никогда не мог сказать, что видевший его видел Бога Иегову. Господь указывает далее Филиппу на две черты, в которых он может и должен познавать в нём Отца: во-первых, – учение Христово есть учение Бога Отца; во-вторых, – дела, совершаемые Христом, суть дела Бога Отца чрез Него.
– Слова, которые говорю: речь идёт не о тех только словах, которые Господь говорил им теперь, но вообще обо всём учении Господа.
– Говорю не от Себя, а изрекаю учение Отца (ср. прим. к Ин.7:15-16 и парал.).
– Отец, во Мне пребывающий: не действием только, но существом; иначе слова – во Мне пребывающий не имели бы значения, так как и всякий человек – посланник Божий – совершает необыкновенные дела силою и действием Бога.
– Творит дела: т. е. необыкновенные, и в особенности чудеса, как видно из дальнейшего. – Сила этого указания Господа Филиппу очевидна. Отрицание: учение Моё не есть Моё только человеческое – предполагает положение: Моё учение есть учение Бога Отца Моего, и соответствует изречению
– Я в Отце. Положение: Отец, во Мне пребывающий, творит дела необычайные чрез Меня – предполагает отрицание: Я не Сам по Себе только как человек творю дела необычайные, и соответствует изречению
– Отец во Мне. – Верьте же Мне, заключает Господь, обращаясь от Филиппа ко всем ученикам, что Я в Отце и Отец во Мне (см. выше).
– А если не так, если недостаточно для вас Моё словесное уверение (на что, по-видимому, указывал Филипп), то верьте Мне по самым делам, ибо дела сии суть фактические доказательства этого единства Моего с Отцом (ср. прим. к 5 и далее; 10 и далее и парал.). Итак, первый путь к познанию Отца в Сыне и СынаПятидесятниц в Отце есть путь самосвидетельства Господа о Себе и Отце; второй – Его необыкновенные дела или чудеса. Последние суть доказательства для тех, которые не веруют слову, а потому имеют второстепенное значение, каковое повсюду и даёт им Сам Господь.

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

    Ст. 11-12 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

    
Это заключительное слово части речи, обращенной сначала к Филиппу, обращает теперь Господь ко всем ученикам, дабы они ведали, что в лице Филиппа Он глаголал всем. Господь и теперь видит относительную слабость веры Апостолов, слабость, зависящую не от злой воли, а от естественной слабости разума человеческого, посему Господь и присовокупляет: «а если не так, то верьте Мне по самым делам».
    Но далее Господь говорит, что Он уходит. Ученики в страхе, ибо они сознают и свою слабость и свое неразумие (относительное). И что же обещает им Господь? Он обещает им, что они будут творить дела больше Его дел. 
    Какое величие дает Он им! Не сказал Господь, что ученики будут проповедовать высшее учение, или что они будут выше учителя своего (Мф.10:24), это и не было возможно, как невозможно, чтобы посланник, говорящий слова Пославшего его, был выше Его (Ин.13:16). Единый источник всякой мудрости есть Господь, дела же Его были доказательством Божественности Существа и глаголов Его; и других глаголов кроме глаголов Божиих не могли произнести уста посланников Божиих. Но чтобы дать словесам Божиим в устах учеников силу покорить мир, Господь дарует им во свидетельство народам дела, имеющие свидетельствовать, что посланные облечены силою свыше. Посему и тень проходящего Петра (Деян.5.15), и убрусы с тела Павла (Деян.19.12)  исцеляли больных, поэтому они воскрешали мертвых и возложением рук сподобились низводить на крещаемых дары Духа Святого. Господь и указывает: «больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду», а несколько позже в тот же вечер Он говорит ученикам (Ин.14:16;26 Ин.16:7), что Он пошлет Утешителя от Отца, Духа Святого, и с этим пришествием связывает мудрость и силу, имеющую проявиться в учениках, ибо высшее развитие очищенного Господом человека совершилось лишь великой жертвой искупления и славным воскресением Господа (Ин.7:39).
     Но на какие же дела указывает Господь, «больше» тех, которые творил Господь на земле? Господь говорит об обращении мира: Сам Он в бедности и смирении сеял словеса, жать плоды которых Он послал учеников. Дела были Господни, но Он отдал их ученикам: и что же все исцеления пред тем потрясением мира, совершенным учениками проповедью Креста? Жертву с страшными страданиями принес Он, Бог любви, но победа над миром поручена была во имя сей Жертвы ученикам, а потому Господь и глаголет: «больше сих сотворит». Ученики именем Господа вносят исцеление в гниющий разлагающийся языческий мир и овладевают им проповедью Христа Распятого, которая «для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие, но для призванных Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:23-24).
      Велико милосердие Твое, Господи! Ты пришел страдать и быть оскорбленным, а славу и радость обращения язычников и Иудеев отдал ученикам Твоим. Но слава эта Твоя Господи!

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам

K вере в действительность такого отношения Христа к Отцу призывает теперь Христос и всех учеников – уже не одного Филиппа.

«Если не так», т. е. если считаете недостаточным Мое учение о Себе, то верьте Моим чудесам, которые свидетельствуют о Моем пребывании в Отце. Господь таким образом признает необходимость чудес при известной слабости веры слушателей Его учения, но это, конечно, необходимо только на первой степени существования Церкви, потом таких удостоверений не потребуется.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible