Скрыть
Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-12 Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы

Тать не приходит, разве да украдет, и убиет, и погубит (10, 10). Так и было тогда, потому что все были умерщвлены и погибли. Аз приидох, да живот имут и лишше имут. Что же, скажи мне, больше жизни? Царство Небесное. Но Он еще не называет его, а употребляет известное им название жизни. Аз есмь пастырь добрый (10, 11). Здесь говорит уже о страданиях и показывает, что подъемлет их для спасения мира и подвергается им не поневоле. Затем снова указывает признаки пастыря и наемника. Пастырь душу свою полагает. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает, и волк приходит и расхитит их (10, 11-12). Здесь Он представляет Себя таким же Владыкою, как и Отец, потому что Он Сам пастырь и у него есть Свои овцы. Видишь ли, как в притчах Он говорит возвышеннее, как здесь речь прикровенна, и не подает слушателям явного повода (к нападению). Что же делает наемник? Видит волка грядуща, и оставляет овцы, и волк приходит и расхитит их. Так поступили те, но Он – напротив. Даже в то время, как был схвачен, Он говорил: оставите сих ити, да сбудется слово, что никто из них не погиб (18, 9). Но можно здесь разуметь и волка мысленного, потому что и ему Он не попустил расхищать овец. Но это не только волк, а и лев: супостат ваш диавол, говорит Писание, яко лев рыкая, ходит (1Пет. 5, 8). Это змей и дракон: наступайте на змию и скорпию (Лк. 10, 19).

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Аз приидох, да живот имут и лишше имут

<…> Но при этом необходимо возникает вопрос: ужели неверующие, скажи мне, останутся мертвыми и не восстанут вместе с другими? Каково в этом отношении преимущество уверовавших во Христа, это показал нам сам Спаситель, так говоря: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут, и лишше имут. Итак воскреснут все, как злые, так и добрые, но не все имеют это «лишше». Те, которые не суть Христовы, вследствие того, что окажутся уличенными в грехе неверия — будут иметь в конце концов жизнь гораздо худшую смерти; ибо они подвергнутся суду за свои преступления и за неверие. А те, которые Его суть и получили духовное общение с Богом, люди доброго образа жизни, кроме общего воскресения и возвращения к жизни, всеконечно будут иметь и следующее за сим, то есть, дары, почести, венцы, награды, славу. Это засвидетельствует Павел, говоря: се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся (1Кор. 15, 51-52).

Толкование на пророка Осию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-13 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах

Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил: вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить, называя ворами их и подобных им. А Я, говорит, пришел для того, чтобы имели жизнь. Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное. Потом ведет речь и о страданиях и говорит: Я жизнь (душу) Мою полагаю за овец, – выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее. Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. Они, говорит, не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники. А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: если Меня ищете, то оставьте сих, пусть идут, чтобы исполнилось слово, что никто из них не погиб (Ин. 18, 8; 17, 12) и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. Ибо пришли, сказано, с мечами и кольями, чтобы взять Его (Лк. 22, 52). Под волком здесь можно разуметь и мысленного врага, которого Писание называет и львом (1Пет. 5, 8), и скорпионом (Лк. 10, 19), и змием (Быт. 3, 1; Пс. 90, 13). Говорится, что он «похищает» овцу, когда пожирает кого-нибудь чрез худое дело; «разгоняет» когда посредством злых помыслов смущает душу. Справедливо можно назвать его и вором, который «обкрадывает» чрез лукавые помыслы, «убивает» чрез соглашение с ними, «погубляет» чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова: вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить. – Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком

Верим, Божественный Спасителю: иначе зачем бы Тебе терпеть от людей все пакости над Собою до крестной смерти? Ты душу Свою положил за живот наш: как же нам не верить, что Ты пришел к нам для того, чтобы мы имели живот?

Господи Жизнодавче! Мы видим каждый день исполнение этих словес Твоих. Тать – диавол – приходит к нам каждый день для того только, чтобы окрасть веру нашей души, ее благие мысли и чувства и самые добрые дела, убить и погубить ее по нашей неосторожности, недостаточной твердости [воли] и маловнимательности к себе. А Ты приходишь к нам, недостойным, всегда с жизнию и с преизбытком жизни, только бы мы отворили для Тебя верою сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда примем с верою внутрь себя животворящие Тайны Тела и Крови Твоей: спокойствие чудное, радость неземная, благость сердец наших, для нас, по природе злых, вовсе необыкновенная, обнимающая собою всех людей, вера живая, упование паче упования на милосердие Твое – наполняет тогда сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда молимся Тебе с верою непостыдною, надеждою известною и любовию нелицемерною. Чувствуем преизбыток жизни, или душевного мира, благосостояния и после молитвы – до тех пор, когда мы не запятнали души своей каким-либо грехом, который всегда как будто подсекает жизнь нашу.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит

Вор приходит не для блага овец, но разве только для того, чтобы украсть, убить или погубить их. И действительно, те, которые были украдены Февдой и Иудой, были убиты: они тотчас же погибли (Дьявол крадет, когда овладевает душой человека настолько, что направляет ее к самому себе и подчиняет ее своей воле, – он убивает, когда отнимает у человека волю и уничтожает добродетельную жизнь, – он губит, когда помрачает в человеке память о Боге, чтобы он уже не мог вспоминать о будущем суде).

Аз приидох, да живот имут и лишше имут

Я, говорит Иисус Христос, пришел для того, чтобы овцы имели жизнь, т.е. здесь, на земле, – жизнь по воле Божией, избыток (περισσοτερον) которой есть Царствие Небесное, – а там, на небе, – жизнь блаженную, избыток которой будет состоять в том, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2, 9), т. е. в совершенном познании Пресвятой Троицы.

Журнал «Странник» (†1864)

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

 

В притчах о пастыре изображается неизреченная любовь Божия к людям, и внушается верующим взаимная любовь и покорность доброму их пастырю. Кто разумеется под именем доброго пастыря? – Иисус Христос.
А под именем овец? – Все члены Церкви Христовой.
Что означает погибшая овца? – Падший род человеческий, для спасения которого пришел Господь на землю, оставив бесчисленное множество святых Ангелов.
В притче говорится, что пастырь, нашедши заблудшую овцу, взял ее на плечи, и радовался: что это значит? – Это значит, что Иисус Христос, Сын Божий, взял на Себя естество человеческое, и принес Себя в жертву за грехи всего мира, чтобы спасти человека, – и это спасение человека доставило и доставляет радость не только Ему, но и всем небожителям.
А пасение стада добрым пастырем что означает? – Означает то, что добрый пастырь, Иисус Христос, невидимо управляет верующими, при видимом управлении пастырей Церкви, законно избранных и поставленных на свое служение Духом Святым.
Кто воры и разбойники? – Это лжепророки и лжеучители.
Как они входят во двор овчий? – Они перелезают через стену.
Что же это значит? – Это значит то, что лжеучители незаконным образом принимают на себя звание учительства, и учат не тому, чему учат истинные, законные пастыри Церкви.
Кого изображает волк? – Сатану и его служителей, которые стараются обольщать верующих.
Что делают наемники когда представляется какая-нибудь опасность? – Они со страхом бегут, и оставляют свое стадо на расхищение.
Что означают слова доброго пастыря: жизнь Мою полагаю за овец? – То, что Иисус Христос пострадал и умер за нас на кресте.
Что значат слова: будет одно стадо и один пастырь? – Они значат то, что некогда соединятся в одно люди всех вообще вероисповеданий, стран и племен.
Чему это нас учит? – Учит тому, чтобы мы любили не только тех, которые исповедуют одну с нами веру, но и разноверцев, – чтобы молились Богу о присоединении их к православной Церкви, и сами содействовали тому, сколько от нас это зависит; учит наконец тому, чтобы мы во всем были послушны доброму пастырю.

Притчи Христовы

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком

– Вор приходит, – Я пришёл и пр.: первое иносказательное изображение, в котором Господь изображает Себя под образом двери во двор овчий, окончено, и Господь, продолжая в общем ту же образную речь, переменяет для большего уяснения Своей мысли частные образы речи и представляет Себя под образом уже не двери, а истинного доброго пастыря, не истинных же пастырей (см. прим. к следующему стиху) – под образом наёмников. Переход к этой перемене частных образов речи составляет прямое противопоставление Господом Себя как истинного руководителя народа ложным, означенным выше под именем воров. Вор, перелезающий инуде во двор овчий, имеет своекорыстные цели, и притом гибельные для овец, – он крадёт, убивает и губит; так и ложные пастыри и руководители народа, не Христом посланные и не во имя Его действующие, например фарисеи, руководятся лишь своекорыстными целями, и их деятельность соединена с погибелью овец; они их убивают духовно, ибо превратным учением и деятельностью отторгают их от истинной жизни в Боге и Христе, в единении с которыми только и есть истинная жизнь духа (1 и парал.). В противоположность сему истинный пастырь Христос дарует жизнь, а не смерть, жизнь с избытком; Он и пришёл для того, чтобы те, кто хочет быть овцами Его двора, имели жизнь и имели с избытком. Жизнь разумеется духовная в единении с Христом в Царстве как и в других параллельных местах многочисленных, где обещается жизнь членам Царства Христова.
– С избытком: образ речи взят от обилия пажити, заключающей в себе более, нежели сколько нужно для удовлетворения потребностей питания. Мысль та же, какая выражена в словах: и от полноты Его мы прияли и благодать на благодать (Ин.1:17; см. прим.), т. е. преизобильное удовлетворение в Царстве Христовом всех истинных потребностей духа человеческого.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 7-10 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
 

С точки зрении христианской притча сия с последующим развитием знаменует церковь Христову, в которой пастыри, входящие не иначе как Дверью, т. е. Господом, пасут стадо не для себя, и не от себя, а лишь как доверенные Господа, который есть единый Пастырь. Сии пастыри при поставлении в звание «домоправителей Господа» освящаются Духом Святым в таинстве священства и, говоря именем Господа, представляют на земле «глас Господа, его же слышат овцы» (ст. 3): «Подобно тому, как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать» (Мк.13:34) так Господь, отходя с земли, видимым Своим образом приуготовляет тех слуг пастырей, кои будут пасти стадо Его. Посему Господь и сказал трижды в лице Петра всем Апостолам и рукоположенным ими епископам, и получившим от них священство (и диаконат, как особое служение), – «паси агнцев Моих, паси овец Моих» (Ин.21:15-17). При этом Господь многознаменательно спрашивал в лице Петра всю преемственную рукоположением линию пастырей – «любишь ли ты Меня?» Это необходимое условие, равносильное вполне выражению: «Я есмь Дверь» и «а входящий дверью есть пастырь овцам» (Ин.10:2). Не может быть пастырем тот, кто не любит Господа; если он не любит Господа, он конечно суть вор разбойник, перелазяй инуде, ибо он не может войти дверью, которая есть Сам Господь. Поэтому чудовищное явление представляли собою книжники и фарисея, руководившие народом, «не имея в себе любви к Богу», и таковое же явление, когда оно по несчастью случалось в христианском мире, было причиною ересей и несчастий церкви. Сохрани Боже, да не увидит когда-либо церковь Христова пастыря, лицемерящего атеиста, или пастыря думающего, будто благочестие служит для прибытка. «Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею», говорил Апостол Павел, прощаясь с мало-азийскими епископами. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей», ибо, говорит и в другом месте Апостол, "таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых» (1Тим.4:1-2). Все сии предсказаны Господом в читаемой нами притче под именем суть воров и разбойников, перелазящих инуде и не входящих Дверью, которая есть Христос.

Мы должны сказать несколько слов о слове παροιμὶα (притча), которое употреблено в сем месте Евангелия св. Иоанна. Слово сие в Вульгате proverbium, в Biblia Sacra similitudo не то слово παραβολὴ, которое употребляется в Синоптических Евангелиях и которое в латинских переводах передается словом parabola. Со словом παροιμὶα соединяется понятие о более таинственном речении, чем со словом παραβολὴ. Сопоставление двух этих слов мы встречаем в 17 стихе 47 главы греческого текста кн. прем. Иис. сына Сирахова. В стихе этом читаем: «Имя твое (Соломона) пронеслось»... «за песни и изречения (παροιμὶαις); за притчи (παραβολαῖς) и изъяснения тебе удивлялись страны». Пароимиа по-видимому отличается от притчи тем, что она содержит в себе учение высшее о действиях Божиих, а парабола, притча, есть учение Божие о действиях человеческих. В настоящем отделе Евангелия Иоанна Господь, как мы видели, указует на Себя, как на Дверь и как на Пастыря, и о действиях человеческих упоминает лишь для того, чтобы уберечь стадо Свое от вредных деятелей, «влазящих инуде».

В первой части притчи (ст. 1–6) Господь глаголет о Себе как о Двери и о Пастыре совокупно. Далее Господь разъясняет особенно и то и другое значение. В начале (ст. 7–10) Он глаголет о значении Двери: «Я есмь Дверь»; ниже (со ст. 11–16) о значении Пастыря: «Я есмь Пастырь добрый» (Ин.10:11). В отношении всего христианского мира Он есть Дверь, в отношении каждого члена Христовой общины Он есть Пастырь добрый. «Я Сам отыщу овец Моих» (Иез.34:11) глаголет Господь устами Иезекииля, и Сам во образе Пастыря глаголал о том, как Он отыскивает заблудшую овцу в горах, а Апостолам в начале приказывал идти «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.15:24).

Останавливаясь теперь исключительно на стихах 7–10, мы разумеваем, что слово Господне «Я есмь Дверь» обнимает собою всю совокупность мыслей и деяний, соединяющих мир духовный с миром земным, материальным. Господь есть Дверь не только во двор овчий, т. е. в общение со стадом Христовым, но еще Дверь вообще в мир духовный для каждой овцы в отдельности, разумея под именем овец и самых пастырей, Господом поставленных. Нельзя человеку проникнуть в мир духовный иначе, как чрез Дверь, т. е. через веру в Господа и любовь в Нему.

В стихе 8 Господь опять указывает на воров и разбойников, приходивших прежде. По этому поводу мы заметим, что Господь не раз упоминал о пророках, как о глаголавших словеса Божии. Не о них и глаголет Он, говоря: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники», а Он глаголет о тех, кои «сели на Моисеовом седалище» (Мф.23:2). Иоанн Златоуст говорит так об этом месте: «Здесь Господь говорит не о пророках, как утверждают еретики, ибо их послушали и чрез них уверовали все, кто только уверовал во Христа, но говорит о Февде и Иуде и других возмутителях».

Мы полагаем, что следует еще шире рассматривать слова Господа, «Все, сколько их ни приходило предо Мною». С пророком Малахией, – жившим около 420 г. до Р. Хр. во времена Неемии (наместник Иудеи в период персид. владычества) и пророчествовавшего после второго его прибытия в Иудею и позже 32 г. царств. Артаксеркса Лонгимана (царь Персии из династии Ахеменидов), – кончается проявление пророческого Духа Божия во Израиле. Четыреста лет народ не имеет пророков и как бы поставляется Господом в пример другим народам, до чего может пасть ум человеческий, предоставленный себе и своим измышлениям. Надо помнить, что после пленения вавилонского нет уже случая в Иудее идолопоклонства; народ помнит закон ему данный, старается держать его и исполнять его, но его ученые танаимы (Еврейские Посвященные, очень ученые каббалисты древних времен), не руководимые Духом Божиим, не в силах подняться на высоту, требуемую Богом, не в силах развивать народ духовно и нравственно, и погрязают совершенно в бесплодной казуистике и обрядности в Иудее, между тем, как Иудейская колония в Александрии подпадает под влияние языческих философских школ.

Но эти люди, утратившие всякое духовное понимание закона, «сели на Моисеовом седалище»(Мф.23:2) и начали управлять народом со своекорыстною целью, извращая его духовное и нравственное чувство. Господь Иисус их обличал постоянно в погублении душ, говоря им: «Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23:15). О них-то именно, кои управляли мыслию народа от последнего пророка Малахии до явления Иоанна Крестителя, предвестника Господа, – и глаголет Господь: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». За сим Господь присовокупляет: «но овцы не послушали их», ибо влияние учителей Иудейских, хотя тяжелое для народа, – не могло по самой бессодержательности своей наложить тот вечный отпечаток, который кладет Дух Божий, проявлявшийся в пророческих речениях, а в последок дний глаголавший в Сыне. Посему Господь и глаголал им в другом месте: «горе вам книжники и фарисеи лицемеры, что затворяете царство небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:15). Господь не глаголет, что народ стал весь неспособным войти в царствие Божие, Господь указует, что они, суть воры и разбойники, фарисеи и книжники не допускают желающих войти. Они хотели сделаться сами единственными вратами, сквозь которые должны были проходить Иудеи, но это были врата обмана, ибо ими – вратами фарисеев – достигались слава земная и лесть толпы и председания на пиршествах и хвала лицемерию, – а не царствие Божие. Взяв на себя «ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк.11:52), они восхищали у других царствие Божие. Толкуя закон по букве и не хотя разуметь его Духа, они лишали людей высшего счастия и мешали нравственному и духовному развитию человека, совершая преступление, уподобляемое воровству и разбою, ибо оно отнимало у людей лучшую драгоценность жизни их.

«Я есмь Дверь», глаголет Господь; «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет».

Что есть пажить (пастбище) души как не Слово Божие, о котором Господь сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Но чтобы обрести эту пажить, надо войти Дверью, которая есть Сам Господь; входящий верою и любовию в сию Дверь получает спокойствие и безопасность (войдёт) и свободу (выйдет) ибо «где Дух Господень – там свобода» (2Кор.3:17). И входящий через Дверь сию спасется. Таково обетование, данное Господом верующим. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», глаголет Господь (ст. 10), обещая в сих словах не только жизнь вечную нескончаемую, но жизнь света и радости, ибо: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Противопоставляя Себе учителей Израиля, Господь указует, что учение их есть смерть и тьма; «вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить».

«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец

Тогда как вор или правитель-узурпатор, которого здесь Христос имеет в виду под вором, преследует в деле управления только свои личные выгоды и часто отнимает у своих подданных имущество и жизнь, Христос, напротив, Сам дает жизнь Своим подданным, и притом в изобилии. Мало того, как «пастырь добрый» или, точнее, прекрасный, выдающийся – καλός, Христос отдает за Своих овец жизнь.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Предостережение уклоняющимся в заблуждения.

Ин.10:9-10. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божими: Ин.11:52. Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9; люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17. Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23,26; и предсказание апостолов: 2Петр.2:1-2; 1Тим.4:1; 2Тим.3:1-2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible