Скрыть
и воз­глаго́лю къ ни́мъ съ судо́мъ о вся́цѣй зло́бѣ и́хъ, ка́ко оста́виша мя́ и пожро́ша бого́мъ чужди́мъ и поклони́шася дѣло́мъ ру́къ сво­и́хъ.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-16 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих

Ибо вот я созову все племена царств северных, говорит Господь, и приидут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и над всеми стенами его вокруг него, и над всеми городами Иудейскими. И произнесу суды мои с ними за всякое беззаконие их, которые оставили меня и воскурили фимиам богам чуждым и поклонялись делу рук своих. Нет сомнения, что царю Вавилонскому были подчинены многие народы и цари отдельных народов, которые осадив Иерусалим поставили вокруг него и особенно при выходах из ворот престол свой и шатры, чтобы никто из осажденных не мог выйти, и подобной осадой были окружены не только Иерусалим, но и все города Иудейские. И когда, говорит, город будет взят, тогда скажу им, что правы были суды мои и что каждый получил по заслугам, – не за другие пороки, коим подвержена природа человеческая, но преимущественно за идолопоклонство, по которому, оставив Меня, они покланялись делам рук своих. Некоторые это место принимают в хорошую сторону, то есть – что те, кои помучатся в медном котле, прежде очистившись чрез эти мучения, затем становятся князьями в Иерусалиме, и после того, как Господь умилосердится над ними, Он упрекает их за то, что оставив Его, они стали почитать идолов. Но это – толкование натянутое и неправильное; говорю это, чтобы не клеветал на меня невежественный читатель.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Потом Бог яснее выражает Пророку сказанное приточно (Иер.1:13-14); ибо говорит:

1:15 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских.

И показывая справедливость совершающегося, присовокупляет:

1:16 И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих.

Что бессмысленнее сего нечестия? Что справедливее сего наказания? Иудеи, оставив Творца своего, обоготворили собственные произведения; и Бог, после долговременного терпения, лишил их Своей благодати, и лишившись ее, стали они рабами людей нечестивых.

1:17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их.
1:18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей.

Повелевает же Бог Пророку препоясать чресла, т.е. вести себя бодро и мужественно; и напоминая об исполнившихся уже обетованиях, уничтожает в Пророке страх, и говорит, что сделает его подобным «укрепленному городу и железному столбу и медной стене» так что будет непреодолимым, не только для священников и князей иудейских, но и для самых царей и всего множества подданных. Обещает же ему, не мир и тишину, но подвиги и победу: (Иер.1:19)

Толкование на пророка Иеремию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 15-16 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих. 

Ст. 15-16 зане́ се́, А́з созову́ вся́ ца́р­ст­ва земна́я от­ се́вера, рече́ Госпо́дь: и прии́дут и поста́вят ки́йждо престо́л сво́й в преддве́риих вра́т Иерусали́мских и на все́х стена́х о́крест его́ и на все́х граде́х Иу́диных: и воз­глаго́лю к ни́м с судо́м о вся́цей зло́бе и́х, ка́ко оста́виша Мя́ и пожро́ша бого́м чужди́м и поклони́шася дело́м ру́к сво­и́х.

Иер. 1:15-16 поясняют, в чем будет состоять бедствие, грядущее с севера. Племена и царства сделают нашествие на Иудею и в воротах города Иерусалима поставят свои престолы. В воротах городов, или собственно на площадях около ворот, где собиралось обыкновенно много народа для торговли и суда, цари или вообще управители открывали свои заседания. Ср. Нав. 20:43Цар. 22:10. «Поставить престол в воротах города» значит вступить в управление этим городом, взять власть над ним. Итак, племена северных царств овладеют Иерусалимом и всеми городами иудиными. Какие это племена? Здесь не сказано; но в Иер. 25:9 мы читаем о нашествии на Иерусалим тех же северных племен, с указанием их общего вождя «Навуходоносора, царя вавилонскаго». Нашествие, о котором речь в Иер. 25 главе, очевидно, тождественно с нашествием, предсказанным в главе Иер. 1. Следовательно, Иерусалимом и всеми городами Иудиными овладеет Навуходоносор, имеющий явиться в Иудею во главе северных племен. Почему племена эти называются северными? Почему Господь созывает их от севера? Правда, Вавилон, в царство которого входили эти племена, лежал к востоку от Иудеи и Палестины вообще. Но между Палестиной и Вавилоном по прямой линии лежала пустыня, по которой невозможно было пройти войску. Военные походы свои на запад цари Вавилонские направляли обыкновенно сначала к северу из собственной Вавилонии, с низовьев Тигра и Ефрата, по Месопотамии до сирийского плоскогорья, на котором делали поворот на запад в Сирию, и отсюда шли к югу в Палестину. В Палестине, таким образом, могли ждать вавилонское войско не иначе, как с севера, и вот почему это войско называется «племенами, грядущими с севера». Так как северные племена и царства сзываются Господом («се аз созову̀»), то они и делают дело Господа. Если они овладеют Иудеею, то в этом выразится суд Самого Господа. Вот почему Господь говорит, что Он Сам произнесет суд над Иерусалимом и городами иудейскими, в то время как северные племена овладеют этими городами. Северные племена не по собственному праву наложат свое иго на Иудею; они явятся представителями права божественнаго. Право Господа на поклонение со стороны народа, Им избранного, было нарушено этим народом. Господа оставили и стали поклоняться другим богам. Ср. Иер. 2:5, 11 и мн. др. Создателя вселенной променяли на изделие рук своих. Такое нарушение права Господня должно быть наказано, и орудием наказания избираются племена, идущие с севера.

«Пожроша» – это слово слав.-греч. перевода выражает ту же мысль, что и русско-евр. воскуряли фимиам. Курение фимиама было одним из жертвоприношений, и словами: воскуряли фимиам указывается на жертвоприношения вообще.

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих

Разные народы, служившие в войске Навуходоносора (Иер. 25:9), называются северными потому, что войска Навуходоносора спускались в Палестину с севера, через Сирию. — Поставят престол свой, т. е. обложат осадою Иерусалим и другие города (ср. Иер. 15:7). — Воскуряли фимиам. Стоящий здесь глагол kitter означает сожжение тука или муки в жертву, а не курение фимиама.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 1:4

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible