Скрыть
И сози́ждутъ пусты́ни вѣ́чныя, запустѣ́в­шыя пре́жде воз­дви́гнутъ: и обновя́тъ гра́ды пусты́я, опустоше́н­ныя въ ро́ды.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И нарекутся родове правды, насаждение Господне во славу: и созиждут пустыни вечныя, запустевшия прежде воздвигнут, и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды

«И застроят пустыни вековые». Поистине, пустынны были города, не потому, что были разрушены стены, и не потому, что были пустыми дома, но потому, что они были лишены людей, которые должны были знать Господа и однако не знали Его. Теперь же восстановлены города, в которых действительно обретаются люди, ведящие Господа. Итак, хорошо сказано: «пустыни вековые».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-5 Тогда они будут называться в нем сильными в правде, насаждением Господа для прославления. И застроят пустыни вековые, и воздвигнут древние развалины и возобновят города опустошенные в род и род. И предстанут чуждые и будут пасти стада (pecora) ваши, и сыновья иноземцев будут земледельцами и виноградарями вашими

После того как и апостолы и мужи апостольские вместо пепла и духа скорби получат елей радости и паллиум (греческий плащ или покрывало) или, по Семидесяти, столу (длинная верхняя одежда которую преимущественно носили знатные женщины) славы и хвалы; тогда они будут называться поколениями правды, славным насаждением Господним, или по еврейскому еlе, чрез растяженные оба слога, сильными и в Божией правде или насаждением Господним для прославления, чтобы, когда будут прославлены или когда сами прославят Господа, они построили города, бывшие вечно в запустении, и восстановили древние развалины как народа иудейского, так всех народов, которые не только будут обладать знанием строить и возобновлять города, но и будут наилучшими пастырями, чтобы, по отвержении прежних пастырей, которым Бог сказал чрез Иезекииля: оле пастыри Исраилевы! Еда пасут пастыри самих себе? Не овец ли более (Иез. 34:3)? могли внимать с апостолом Петром: паси овцы Моя (Ин. 21:17). И чудесным образом каменщики и пастыри сделаются земледельцами, то есть оратаями и виноградарями, чтобы могли сказать с апостолом: „мы Божия нива, Божие строение« (1Кор. 3). Поэтому Спаситель вопрошает книжников и Фарисеев, виноградарей и земледельцев иудейских: что сделает Он с худыми виноградарями и земледельцами? И когда они ответили: злых зле погубит и виноград предаст иным делателем, то Он присовокупил: отнимется от вас царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его (Мф. 21:41-43). Это не нуждается в объяснении. Ибо много ли предстоятелей церквей из иудеев, а не из иноплеменников и людей из иноземных народов, которые прежде служили демонам и были далекими от завета Божия и чуждыми обетований Его и были без Бога в мире, а теперь управляют церквами и плугом веры смиряют грубые сердца язычников, бывшие прежде неукротимыми, для принесения плодов, чтобы умножали посев учения Христова обилием добрых дел?

См. также Толкование на Ис. 61:1

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И нарекутся родове правды, насаждение Господне во славу: и созиждут пустыни вечныя, запустевшия прежде воздвигнут, и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды

Сущие во Христе называются род избран, язык свят, люди обновления (1Пет. 2:9) ради красоты свойственной им правды, говорю не о правде законной, но о той, которую они приобрели через учение Спасителя. Правда же Христова несравненно лучше правды законной. Поэтому Он сказал святым апостолам: аминь глаголю вам, яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное (Мф. 5:20). Итак, нарекутся, говорит, родове правды и, сверх того, насаждение Господне; ибо мы – истинно нива Божия и о нас божественный Давид говорит: насаждены в дому Господни во дворех Бога нашего процветут (Пс. 91:14). И премудрый Павел призванных через веру во Христе называет нивою Божией (1Кор. 3:9). Также и в другом месте сказал: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1Кор. 3:6); ибо Спаситель возделывает нас как ниву через святых тайноводителей. Посему они справедливо называют самих себя соработниками Божиими (1Кор. 3:9). И премудрый Давид воспевает: праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс. 91:13). Итак, мы – насаждение Господа и во славу Его. И созиждут, говорит, города пустыя вечныя и обновят грады пустыя. Вероятно, желает этим указать или на число имеющих быть призванными, которое будет так велико, что кроме существующих станут искать других городов и даже возобновлять некогда опустошенные города или, может быть, на следующее: чувствуя тесноту от множества, они будут поступать с церквами, некогда пустыми, как обыкновенно поступают те, которые желают восстановлять опустошенные города и стараются воздвигнуть как бы лежащие на земле (города). Посему сказано церкви: расшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади. Еще на десно и на лево простри (Ис. 54:2-3). Что пророчество об этом истинно, это весьма легко можно доказать из самых событий.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями

С 4-9 ст. говорится о росте мессианской церкви, ее универсальном характере, вечном веселии и всеобщем прославлении.

И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины… и придут иноземцы… и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами… В этих картинных образах, хорошо знакомых нам и из раннейших повествований того же пророка (Ис. 44:26; 49:8, 19; 58:1, 12; 60:10), очевидно, раскрывается мысль о широком росте и процветании новооснованного мессианского царства. В интересах единства кн. пророка Исаии важно отметить, что текст 5-го стиха имеет почти дословную параллель в следующих словах 14 гл. : «дом Израилев усвоит их (иноземцев) себе на земле Господней рабами и рабынями и возьмет в плен пленивших его» (14 гл., 2 ст.). Подобные указания имеют двоякий смысл: с одной стороны, они говорят о возвеличении духовного Израиля, который из предмета ненависти и поругания у языческих народов превратится в предмет их почтительного внимания и даже служения; с другой стороны, они как бы пророчески намекают и на тот дивный образ, который так художественно раскрыта Апостолом Павлом в его сравнении язычников с дикой маслиной, привитой к стволу еврейского дерева (Рим. 11:17-21).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.4–7. И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них.
Ст.4-7. И созиждут пустыни вечныя, запустевшыя прежде воздвигнут: и обновят грады пустые, опустошенные в роды. И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы оратели и виноградари ваши: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога вашего, речется вам: крепость язык снесте и в богатства их чудни будете. Сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их.

     Освобожденные из рабства и утешенные, оправданные и обрадованные, наследники земли обетованной, возвратясь в свое отечество, застроят пустыни вековые, восстановят древние развилины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов (т.е. во время плена Вавилонского). И приидут иноземцы; и будут пасти стада их, и сыновья иноплеменников (вообще чужестранцев) будут орателями - земледельцами и виноградарями. А свободные, избавленные и праведные сыны Израиля, как преимущественно близко к Богу стоящие, просвещенные Им и просвещающие других и получающие от них дары благодарности, будут называться священниками Господа, служителями Его. О них будут говорить: «питайтесь богатым достоянием народов», «пользуйтесь дивным их богатством во славу!». Так, именно, с полным довольством и с великой славой, будущие поколения Израиля снова наследуют свою землю, принадлежавшую их праотцам. И над их головой, на которой прежде были прах и пепел (Ис.61:3), будет венец – образ радости; и эта радость будет вечная!

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible