Скрыть
Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки

«Ибо, как земля производит растения свои». Этими словами показывается многочисленный плод добродетели. «Так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами». Справедливо сказано: «пред всеми народами», чтобы видели, свидетельствовали и подражали ей.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10-11 Радостию буду радоваться о Господе, и возвеселилась (вульг. возвеселится) душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждами правды одел меня, как жениха, украшенного венцом, и как невесту, украшенную ожерельем своим. Ибо как земля производит зелень свою и сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог возрастит правду и хвалу пред всеми народами

Начало отдела по Семидесяти, которые сказали: радостию возрадуются о Господе, связано с концом предшествующего отдела. По еврейскому это—начало другого отдела, в котором выводится Церковь, отвечающая на слова Христа: радостию возрадуюсь о Господе и возвеселится душа моя о Боге моем,—не об отцах, как хвалились иудеи, говоря: семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже (Ин. 8:33), но о Боге, согласно с словами Писания: народу же веровавшему бе сердце едино и душа едина (Деян. 4:32).

Далее указывает причины радости: Ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою или хитоном правды и веселия, которая по еврейски называется таит, украсил и одел. Ибо все мы, крестившиеся во Христа, во Христа облекаемся (Гал. 3) и имеем Его одеждою правды, который сделался для нас святостию, правдою и искуплением (1Кор. 1). Он представляет также сравнение двух стад в Церкви: совершенных и начинающих. Совершенных он сравнивает с красотою жениха, начинающих уподобляет украшению невесты. Совершенным был Павел, который, как жених, украшенный венцом и долженствовший быть увенчанным, или, как перевел Акила: ίερατευμένοζ οτεφράφ; Что на нашем языке называется носящий священнический венец, говорил по авторитету вещавшего в нем Христа подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды (2Тим. 4:7-8), и в другом месте: елицы убо совершенни, сие да мудрствуем (Флп. 3:15). Начинающим же он был сравнительно с исполнением, когда от лица начинающих говорил: егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях (1Кор. 13:11), и еще: отчасти видим и от части уразумеваем, пока не приидет совершенное (1Кор. 13:8-10). Поэтому уподобляется украшению невесты, украшаемой женским нарядом или, как прочие перевели, убранствами (vasis) или ожерельями своими. И представляет примеры другого сравнения, из которых первый относится к жениху, второй к невесте. Как земля производит зелень свою и орошается небесными дождями, и подобно тому как сад, нуждающийся в водах источников и рек, произращает семя свое: так, говорит он, Господь возрастит правду и радость пред всеми народами,—не пред Израилем,чтобы поразить высокомерие иудеев, а пред всеми народами, которые собираются в Церкви.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 10-11 Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки

Распростерши к ним щедрую руку и возвестив, что увенчает их многочисленными и драгоценными дарованиями (ибо говорит: всяк видяй я, познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога) и потом присовокупив, что возрадуются о Господе, Он прямо сообщает им радость. Посему-то, и притом весьма уместно, вводится здесь лицо церкви, от восторга восклицающей: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия. Одеждою вeceлия называет Господа нашего Иисуса Христа, как и премудрый Павел пишет уверовавшим в Него: облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похотех (Рим. 13:14). Те, которые имеют в Нем как бы одеяние, сверх спасения приобретают счастье и пребывают в нескончаемой радости. Посему Сам Спаситель сказал: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут (Ин. 10:10); ибо Он, как я сказал, не только спасает, но и доставляет нескончаемую радость; это и есть то лишшее, что должно прибавиться - жизнь святым. Итак, Христос есть небесная и превышняя риза и одежда нетления; кто получит ее, тот будет увенчан всякою красотою, очевидно, духовною, и отличиями добродетели. Он будет как жених, украшенный венцом, и как невеста, блистающая всеми украшениями; ибо сyщие во Христе - сильны и весьма мужественны в духовных подвигах и в изобилии обладают украшениями добродетели во всех видах. Они подобны и невестам по плодородию и по разнообразной красоте блестящих добродетелей. Посему некто из святых пророков, называя плодоносными проводящих святую жизнь, сказал: страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, его же сотворихом на земли (Ис. 26:18). Итак, святых надобно уподобить жениху и невесте по причине их мужества и, сверх того, плодородия. Но обрати внимание на то, что им всегда присуще как бы сияние красотою; и это сохраняется у них как при совершении великих подвигов добра, так и в мужественной борьбе со страстями. А что радость, как бы некое цветущее растение, увенчавает вселенную, после того как Христос воссиял народам правду, на это указал в словах: яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки. Кажется, вырастающим и восходящим пред народами семенем и цветом называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа, как сказал в Песни Песней: Аз цвет польный, и крин удольный (Песн. 2:1); или же евангельскую и спасительную проповедь и оправдание через нее, которое превосходнее правды законной и всегда сопровождается радостно, то есть веселием. Тем, которые вполне достигли его (оправдания), даровано будет Богом пребывание в постоянной радости; ибо они услышат от Спасителя всех нас Христа: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21). Как радость спасительная проповедь может быть понимаема и другим способом: между тем как закон был карателем и возбуждал (в душах) великий страх, ибо отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает (Евр. 10:28), напротив, евангельское откровение приносит нам жизнь и oбетованиe наград и истинную надежду на непостижимые блага.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами

Сравнив новозаветную церковь с землей и садом, Господь, по словам блаженного Феодорита, «показал всю вселенную, ставшею единым садом правды».

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.10–11. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. 
Ст.10-11. Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежд его веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И Яко земля растящая цвет свой, и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки.

     
Всецело уверенный в истинности обетований и проникнутый глубокой радостью предстоящих времен нового завета, Пророк отдается священному восторгу и полноту чувств своих изливает в кратком, но сильном и выразительном гимне.
     «Да возрадуется душа моя о Господе!»- восклицает Пророк. Его душа всецело отдается чувству радости, которую вселяет в него Господь Своим отраднейшим обетованием о спасении.
     «Облече бо мя Господь,- говорит Пророк,- в ризу спасения и одеждею веселия одеямя»: как обыкновенно спасшийся от предстоявшей гибели на войне или освободившийся из рабства, или изменивший свой порочный образ жизни на честный и добродетельный, с благодарностью к Богу торжественно празднует свое спасение, надевает чистую белую одежду (хитон, сорочку) и покрывается ризой – дорогим и красивым плащом; так живо, полно и торжественно радуется и Пророк о спасении своем и Израиля. Как радуется жених, вступающий в брачный союз с невестой, на которого возлагают красивый венец, и как радуется невеста, которую выдают замуж и украшают красотою, т.е. разного рода предметами убранства (мониста, цепочки, серьги, запястья и т.п.); так радуется и Пророк о народе, который имеет вступить в вечный завет или вечный союз любви с Богом. И как земля взращивает цветы свои, а вертоград или сад из семян производит свои плоды; так, т.е. животворно и непременно, Господь Бог произведет и проявит правду, а с нею спасение и радость праведных между всеми народами, пред их взорами (Ис.45:8, 17-18, 23-25, Ис.44:3-4, Ис.55:10-13).

     Действительно, как земля, орошенная дождем, при благотворном воздействии на нее света и теплоты солнца, взращивает в своих долинах роскошные цветы, а в садах, на склонах гор, тучные плоды; так и Церковь Христова, при содействии благодати Святого Духа, озаряемая и согреваемая Евангелием правды и любви, проявила в обилии и проявляет до сих пор прекрасные качества истинных детей своих, в превосходных добродетелях их духовной, иногда равно ангельской жизни. Таков вертоград Христов, такова земля святых Его!

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible