Скрыть
Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Се, Господь поможет ми: кто озлобит мя? Се, вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы

«Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их». Акила говорит: «ржавчина»; Симмах: «плесень». Этим обозначается или гнев Божий, или же свойство тела. Бог вечен, и потому мы не будем бояться. Человеческие мучения преходят, как вода, и никогда не бывают твердыми.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-9 Близок оправдывающий меня. Кто препирается (вульгата: будет препираться) со Мною? станем вместе. Кто противник Мой? Пусть подойдет ко Мне. Вот Господь Бог помощник Мой: кто осудит Меня? Вот все, как одежда, истлеют; моль поест их

Если кто считает Меня справедливо присужденным к кресту, говорит Он, совершившим какой либо грех, тот пусть противостанет Мне. Кто будет судиться со Мною, чтобы быть побежденным не могуществом Моего величия, но разумом? Судится же кто либо с Господом не властию царскою, но сравнением добродетелей, как и апостолы судят двенадцать колен израилевых, и ниневитяне и царица савская — народ Иудейский. В этом смысле и к Иерусалиму говорится: «оправдана Содома тобою» (Иез. 16). Итак, поелику никто не может оправдаться пред Господом, то все как одежда обветшают (Пс. 101). А что ветшает, то близко к погибели.

И, говорит, как моль поест их, то есть сознание грехов и зависть к спасенным язычникам, о чем в конце этой книги говорится: червь их не скончается (Ис. 66:24), и у Михея против развращенных князей: отъиму благая их, яко моль поядаяй и ходяй по привилам в день стражбы (Мих. 7:4). И в Притчах: моль костем сердце чувственно (Притч. 14:30). Вместо моли Симмах в настоящем месте перевел: ржавчина, Акила: червь.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Се, Господь поможет ми: кто озлобит мя? Се, вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы

Сим Он хочет научить нечестивых и зараженных несправедливою ненавистью против Него двум полезным и необходимым предметам: во-первых тому, что их замысел против Него и смертоубийственное предприятие оказались совершенно безуспешными; во вторых тому, что великие и тяжкие наказания достигнут согрешивших против Него, так как они думали, что могут подвергнуть смерти Начальника жизни Господа, но как говорит Псалмопевец, «помыслиша советы, ихже не возмогут составити» (Пс. 20:12). Да и невозможно было, чтоб смерть возобладала на Тем, Кто есть жизнь. Итак Он воста силою Бога и Отца, как написано (1Кор. 15:5 ср. Рим. 10:9). Но и Сам Он, поколику мыслится Словом и Богом, не был бессилен избежать, говорю, тления плоти Своей. Поелику же Он соделался человеком, то и приял cиe (пο человечеству) от Отца; ибо все человеку подастся от Бога. А что Бог и Отец чрез Него упразднил державу смерти (Евр. 9:14), то есть чрез воскресение Его из мертвых, сие явствует из слов Его к сонмищу иудеев: «разорит церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Ин. 2:19). Но так как все, что превышает силу и природу человеческую, Он усвояет обыкновенно лицу Отца, то потому и здесь говорит по человечеству: се Господь поможет ми: кто озлобит ми! Если, говорит, Бог и Отец помогает (Мне) и уничтожает всякое превозношение ваше и утверждает славу мою, то кто будет между вами таким, чтоб мог противостать неизменному Его совету и причинить зло Вспомоществуемому от Него? Итак если бы книжники и фарисеи были разумны, они удержались бы от козней и злоумышлений против него, наперед узнав чрез святых пророков, что они (книжники) не в силах нанести вред Христу, который есть Бог и Господь и истинный Сын Отца; но что, напротив, сами навлекают на себя страшное и наитягчайшее наказание. И сему он научает, присовокупляя: се вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы, то есть вы дойдете до обветшания, тления и исчезновения, снедаемые многими и неотвратимыми страданиями, когда ужасные бедствия, на подобие моли будут истреблять вас. Об этом и в другом месте также говорит пророк Исаия: «что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль: от ног даже до главы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания. Земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают, и опусте низвращена от людий чуждих» (Ис. 1:5-7). Этого предсказания о столь страшных бедствиях было вполне достаточно для убеждения Иудеев смириться и отнюдь не восставать против Бога, если, как я сказал, должны были оказаться безуспешными их козни, а сами они за свои суетные замыслы-потерпеть наказание и подвергнуться погибели и всецелому истреблению.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их

Близок оправдывающий Меня… Вот, Господь Бог помогает Мне… В этих словах пророк как бы сопоставляет беззаконный приговор неправедных судей с вечным приговором Божественной Правды, пред лицем Которой это временное уничижение явилось источником вечной славы, как Самого Господа Иисуса Христа, так и всех уверовавших в него (Рим. 1:4; 1Тим. 3:16; Деян. 3:14 и др.). Самый драматизм в картине этого суда также весьма характерен для обеих частей кн. пророка Исаии (Ис. 1:18; 3:13-14; 5:3; 34:5; 41:1 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 6-9 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их.
Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплевании, и Господь Господь помощник Ми бысть: сею ради не усрамихся, но положих лице Свое аки твердый камень и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый Мя. Кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно. И кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне. Се, Господь Господь поможет ми: кто озлобить Мя? Се, вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы.


Отрок Божий самоотверженно предан своему служению, – проповедованию Божественного Слова о спасении грешного мира, хотя оно в высшей степени трудно и неизбежно соединяется с уничижением Его лица. Из любви к славе Божией, Он предает Себя бичеванию, так что враги Его наносят Ему раны на плечах; Он подвергается заушению и еще более позорному оскорблению – оплеванию в лицо. Но Господь Бог поможет Ему терпеть эти оскорбления и совершать Свое дело, которое единственно достославно (гл.42:6–8); поэтому Он не погибнет, как жертва позора, а мужественно перенесет, позор: Его сердце пребудет неизменно кротким, а лицо неизменно твердым, как твердый камень (точнее – кремень) не изменяется от ударов и грязных потоков. Среди Своего позора, Божественный Страдалец поймет, что не погибнет в позоре, ибо близок будет к Нему Господь, Избавитель Его, пославший Его на такой подвиг спасения грешного мира. А если Господь будет Помощником Его, то кто сможет преодолеть Его в споре или озлобить Его – сделать Его действительно и совершенно несчастным? – разумеется, никто. Напротив, все Его враги – гонители яко риза обетшают – истлеют как ветхий плащ; и как одежда истребляется молью, так и они будут истреблены червями в сыром и мрачном подземелье.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible