Скрыть
Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне

Подверженный стольким и таковым бесчестиям и наказаниям, что Он говорит? «И Господь Бог помогает Мне». Вот иное знамение того, что эти слова происходят от Бога, и эти повеления даны с неба. Когда устремилось на Него столько нечестивых людей, которые, ударяя рукою, постоянно плевали в Его лицо, прилагали язвы к язвам, и не желали быстро убить Его, для того, чтобы Он испытывал большие и большие мучения, тогда Он переносил терпеливо, приводил себе на память слова и говорил: «и Господь Бог помогает Мне». Подобно этому, во время апостолов не только было показано то, что они преданы мучениям Богом, но также и то, что они получили от Него помощь, так как они говорили: «жизнью ли то, или смертью» (Флп.1:20); когда говорили «смертью», то показывали свое терпение, «жизнью» – помощь Христову. «Да возвеличится, – говорит, – в нас Бог» (ср. Флп.1:20); а во втором послании к Коринфянам он пишет: «смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2Кор.4:12): хотя, говорит, мы подвергаемся мучениям, но вы должны помогать нам.

«Я не стыжусь, – говорит, – Господь Бог помогает Мне». Смотри, эти слова подобны словам апостола: «отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор.4:8–9). «Я держу лице Мое, как кремень». Ясно, что это происходило свободно, а не по необходимости. Смотри, каким образом слово Божие украшает помощью и своим благоволением. «Близок, – говорит, – оправдывающий Меня». Вместе с тем Он уверен относительно будущего: если Я, который подвергаюсь стольким мучениям, не посрамился, то тем более не должно оставлять надежды вам, хотя бы вас и удерживали от возвращения из плена; если Я невинно подвергаюсь мучениям ради вас, то тем более вам должно переносить таковые скорби.

«Не останусь в стыде»: Он имеет уверенность относительно будущих событий. «Близок оправдывающий Меня», – Он даже находится во Мне. Этим Он обозначает не то, что Он пребывает в тебе, но это значит то, что Он (оправдавый) пребывает во Мне. Так, дозволяя Мне подвергаться мучениям, и вместе с тем не дозволяя постыдиться, Он указывает на то, что Он пребывает во Мне. То же самое совершалось во времена апостолов. Если кто не верит воскресению, то он должен верить, что есть воскресение и разрешение от смерти, от мучений, перенесенных апостолами, не только потому, что Бог всегда освобождал их от мучений, но лучше потому, что они никогда не были посрамлены.

«Кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне». Кто, говорит, не верит, пусть придет, покажется; если кто хочет исследовать, пусть придет сюда и, если может, обличить Меня во лжи; кто хочет приготовить себе победу, пусть придет, воспротивится Мне. Я же готов для произнесения решения.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-9 Близок оправдывающий меня. Кто препирается (вульгата: будет препираться) со Мною? станем вместе. Кто противник Мой? Пусть подойдет ко Мне. Вот Господь Бог помощник Мой: кто осудит Меня? Вот все, как одежда, истлеют; моль поест их

Если кто считает Меня справедливо присужденным к кресту, говорит Он, совершившим какой либо грех, тот пусть противостанет Мне. Кто будет судиться со Мною, чтобы быть побежденным не могуществом Моего величия, но разумом? Судится же кто либо с Господом не властию царскою, но сравнением добродетелей, как и апостолы судят двенадцать колен израилевых, и ниневитяне и царица савская — народ Иудейский. В этом смысле и к Иерусалиму говорится: «оправдана Содома тобою» (Иез. 16). Итак, поелику никто не может оправдаться пред Господом, то все как одежда обветшают (Пс. 101). А что ветшает, то близко к погибели.

И, говорит, как моль поест их, то есть сознание грехов и зависть к спасенным язычникам, о чем в конце этой книги говорится: червь их не скончается (Ис. 66:24), и у Михея против развращенных князей: отъиму благая их, яко моль поядаяй и ходяй по привилам в день стражбы (Мих. 7:4). И в Притчах: моль костем сердце чувственно (Притч. 14:30). Вместо моли Симмах в настоящем месте перевел: ржавчина, Акила: червь.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4–8 Господь (Господь) дает Мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово: положи Мя утро утро, приложи Ми ухо, еже слышати, и наказание Господне отверзает уши Мои. Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний, и Господь помощник Ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый Мя. Кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно. И кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне

Не невероятно будет, а напротив согласно с правильными рассуждениями, применить данные изречения к лику святых Апостолов или ко всем уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа, умудренным чрез Духа и в изобилии получившим от него просвещение ума и сердца, которые соделались причастниками божественных дарований и получили силу чистыми очами ума постигать глубину боговдохновенного Писания, а также усвоили себе благоустроение Евангельского жития и подобающего святым разумения. Они-то, воссылая благодарственные песнопения, и говорят, что дан им язык научения, то есть способность говорить назидательно и изъяснять безукоризненно божественные тайны, егда и как подобает пользоваться словами (рещи слово) утешения. Это и действительно совершали божественные ученики, обильно исполняя ум и сердце здравым и не укоризненным знанием веры во Христа и каждому из приступающих к Евангельскому учению предлагая соответственное и приличное ему слово. Так сущим еще младенцам, как бы в качестве млека, они благостроительно предлагали слово простого оглашения (1Кор. 8:1-2; 1Сол. 2:7); достигшим же в мужа совершенна и пришедшим в меру возраста исполнения Христова (Гал. 4:18)-твердое, и наиболее питательнейшее. Это и есть «язык научения» и дар познания, егда подобает рещи слово. И они положены, как говорят о себе, «утро утро», то есть дано им в ум и сердце сияние дня, освещение божественным и мысленным светом, восход денницы, что опять узнаем от блаженного Павла, написавшего так: «благодарящее Бога и Отца», «иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве Своея» во свете (Кол. 1:12-13). И подлинно, «бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы» (2Кор. 4:40); но для нас взошло Солнце правды, осиявающее наш ум божественным светом, так что мы становимся и называемся «сынове света и» «дне» (1Сол. 5:5). Потом говорит: «приложи ми ухо, еже слышати, и наказание Господне отверзает уши мои». Восприяв веру во Христа и обогатившись просвещением от Него, мы получили приложение уха, то есть способность необычайного слуха сравнительно о прежним: так как иудеи, читая закон, не идут далее сени, но остаются при бездейственных образах, и только при них одних; напротив мы, почитая закон детоводителем, когда приемлем в ухо то, что открыто чрез Моисея, разумеваем сие иным слухом, переводя образы в истину и обращая сень в предмет духовного созерцания. Так получили мы приложение слуха, ибо наказание (научение) чрез Христа, то есть евангельская проповедь, и тайноводство Им учит разумевать закон духовно; Он как бы расширяет слух уверовавших в Него, между тем как этого не имеют Израильтяне. Посему Господь наш Иисус Христос сказал к ним: «испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне. И не хощете приити ко Мне, да живот имате» (Ин. 5:39-40). Написал также о них премудрый и божественный Павел, что «внегда чтется Моисей покрывало на сердце их» лежит «не откровено, зане престает о Христе» Иисусе Господе нашем и Искупителе (2Кор. 3:14-15).

Посредством прежде уже прочитанного и изъясненного (нами), Он делает весьма сильный упрек Иудеям за их упорство; ибо сказал, «что яко приидох, и не бяше человека», призвах, «и не бе послушающего» (Ис. 50:2)? И после того, как введено было лице принявших веру и говоривших: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово и следующее за сим, и воссылающих благодарственные песни, опять появляется лицо Самого Христа, противопоставляющего свое собственное послушание дерзости Иудеев, дабы всецело изобличить их за то, что они враждуют против Бога, поднимая упорную и жестокую выю против Того, Кто призывает (их) ко спасению; ибо звах, говорит, и не бе послушающаго. Они соделались косными и медлительными к благопослушанию и совершенно неспособными к уразумению того, что служит им на пользу и чрез что по истине они могли избежать, и очень легко, как тирании греха, так и козней диавольской жестокости. Но между тем как они оказались непослушными, Аз же не противлюся; ибо когда Бог и Отец восхотел «возглавити» во Мне «всяческия», «яже на небесех и яже на земле» (Еф. 1:10), то Я довел Себя до уничижения и снизошел до крайних пределов человеческой нищеты, соделавшись человеком, дабы быть послушливым «даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил. 2:8). И «плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего неотвратих от студа заплеваний»: ибо это все привелось Ему претерпеть, когда неистовствовало против Него невежество Иудеев, и Пилат подвергал Его бичеванию, когда один из нечестивых слуг нагло поступал с ним и бил его по ланитам, а другие плевали на него. Но у Страждущего была одна цель-привести в исполнение благую волю Отца. Так и Христос негде сказал: «яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца. Се же есть воля пославшаго Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день» (Ин. 6:38, 39). Итак ради того, чтоб даровать жизнь верующим в Него, Он не отвратился ни от оскорблений, ни от бичеваний, ни от испытания заплевании, хотя Он есть Бог по естеству и истинный Господь. За тем Он говорит как человек: и Господь помощник ми быть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень, и разумех, яко непостыждуся: зане приближается оправдавый мя. Здесь Он ведет речь, как я сказал, по-человечески и совершенно сообразно с крайним уничижением Своим. Впрочем, сими словами, кажется, указывает таинственно на то наказание, какое поразило их за нечестия против Него: так как, сказано, бысть Господь помощник ми. Говорит как бы так: после того как Я вдах «плещи мои на раны и ланите Мои на заушения», когда Я претерпел даже страдания на кресте, тогда помощником Мне стал Отец: ибо Он помог и не допустил Собственному Сыну быть совершенно опозорену и постыжену,-и дерзнувшие восстать против Бога были наказаны и подверглись праведному суду за преступления против Меня. Присоединив потом: «приближается оправдавый Мя», опять таинственно указал на то, что возмездие неистовствовавшим против Него не далеко и не будет отложено, но близко и наступит в след за их деяниями. Сын же, полагаем, как бы оправдан был («оправдавый мя») таким образом: когда они дерзнули убить Праведного и совершенно неповинного в преступлениях; то, как я сказал, были наказаны за это, и наказание тех, которые подверглись ему, вполне засвидетельствовало о невинности Того, Кто ими нечестиво был оскорблен. Нечто подобное сказал Бог и Отец: «и дам лукавыя вместо погребения Его, и богатыя вместо смерти Его» (Ис. 53:9). Богатыми же и лукавыми называет вождей Иудейских; ибо, страдая крайним сребролюбием, они доведены были им (сребролюбием) до злобы против Него, так что, хотя и узнали Его, но говорили: «Сей есть наследник: приидите убием его, и удержим достояние его» (Мф. 21:38).

Что Он праведен и совершенно невинен, ибо не сотворил грехов, которые предполагали в Нем Иудеи по своей дерзости-в этом удостоверит и сам божественный Пророк, говорящий о Нем: «видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем» ((Ис. 57:1); и опять от лица Иудеев говорит о Нем: «свяжем праведнаго, яко непотребен есть нам» (Ис. 3:10). И самое дело громко говорило об этом: ибо божественной и чистой природе слова как возможно было погрешить против подобающего и свойственного ей и подпасть скверне греха? Посему о Спасителе всех нас Христе сказано, что Он «греха не сотвори», ниже «обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2:22). Но поелику Он говорит о Себе, что, будучи невинным и праведным, подвергся наветам со стороны синагоги Иудейской: то тем, кои не ведали о всецелой невинности Его или может быть даже думали, что Им совершено что-нибудь постыдное и что Он претерпел крестные страдания по справедливости, таковым необходимый дает ответ и говорит: «кто пряйся со мною? да сопротивостанет мне купно». Сему подобно то, что ясно сказано самим Христом книжникам и фарисеям: «кто от вас обличает Мя о гресе? аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне» (Ин. 8:46)? Хотя Единородное Слово Божие соделалось таким же, как мы, и облеклось во всякое подобие нам, но уже по этому только самому не подлежит сомнению, что Оно имеет природу превысшую нашей; ибо между тем как всякий человек подвержен падениям, и прегрешениям и никто вообще не ведет жизни всецело беспорочной, – Он один сохранил в себе боголепное достоинство даже и тогда, когда соделался человеком: Божеское естество по справедливости должно быть мыслимо превыше возможности грешить. Посему-то и сказал, что «грядет» «князь мира сего», «и во Мне не имать ничесоже» (Ин. 14:30). И подлинно,– Тот, Кто соделался подобным нам, дабы изъять нас от сетей греха, как Сам вместе с нами мог бы быть уловлен ими? или каким образом мог бы оказаться под укоризною и обвинением Тот, Кто освобождает всех верующих в Него от обвинения и укоризны? Бог оправдаяй, кто осуждаяй?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их

Близок оправдывающий Меня… Вот, Господь Бог помогает Мне… В этих словах пророк как бы сопоставляет беззаконный приговор неправедных судей с вечным приговором Божественной Правды, пред лицем Которой это временное уничижение явилось источником вечной славы, как Самого Господа Иисуса Христа, так и всех уверовавших в него (Рим. 1:4; 1Тим. 3:16; Деян. 3:14 и др.). Самый драматизм в картине этого суда также весьма характерен для обеих частей кн. пророка Исаии (Ис. 1:18; 3:13-14; 5:3; 34:5; 41:1 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 6-9 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их.
Плещи Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплевании, и Господь Господь помощник Ми бысть: сею ради не усрамихся, но положих лице Свое аки твердый камень и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый Мя. Кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно. И кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне. Се, Господь Господь поможет ми: кто озлобить Мя? Се, вси вы яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы.


Отрок Божий самоотверженно предан своему служению, – проповедованию Божественного Слова о спасении грешного мира, хотя оно в высшей степени трудно и неизбежно соединяется с уничижением Его лица. Из любви к славе Божией, Он предает Себя бичеванию, так что враги Его наносят Ему раны на плечах; Он подвергается заушению и еще более позорному оскорблению – оплеванию в лицо. Но Господь Бог поможет Ему терпеть эти оскорбления и совершать Свое дело, которое единственно достославно (гл.42:6–8); поэтому Он не погибнет, как жертва позора, а мужественно перенесет, позор: Его сердце пребудет неизменно кротким, а лицо неизменно твердым, как твердый камень (точнее – кремень) не изменяется от ударов и грязных потоков. Среди Своего позора, Божественный Страдалец поймет, что не погибнет в позоре, ибо близок будет к Нему Господь, Избавитель Его, пославший Его на такой подвиг спасения грешного мира. А если Господь будет Помощником Его, то кто сможет преодолеть Его в споре или озлобить Его – сделать Его действительно и совершенно несчастным? – разумеется, никто. Напротив, все Его враги – гонители яко риза обетшают – истлеют как ветхий плащ; и как одежда истребляется молью, так и они будут истреблены червями в сыром и мрачном подземелье.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible