Скрыть
Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я Тот же, Я первый и Я последний.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-12 Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний

«Ради Себя, ради Себя Самого делаю это», чтобы они пришли к покаянию не только от наказаний, но и от чудес, ради чего Я не посылаю ни бедствий, ни благ без чудес. А если угодно, то я опять покажу тебе, что в каждом бедствии и благе заключаются чудеса, так что дары благодати обнаруживаются из того и другого.

«Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному». Здесь Он называет Своею славою народ. «Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12-16 Послушай Меня, Иаков и Израиль, которого Я призываю. Я тот же, Я первый и Я последний Моя рука основала также землю и Моя десница размерила небеса: Я призвал (вульгата: призову) их и предстанут вместе. Соберитесь все вы и слушайте: кто из них возвестил это. Господь возлюбил его: он исполнит волю Его над Вавилоном и [явит] мышцу Его над халдеями. Я, Я сказал и призвал его; Я привел его, и путь его прям. Приступите ко Мне и слушайте это: Я говорил не тайно от начала: с того времени, прежде нежели стало совершаться это, Я был там, И ныне Господь Бог послал Меня и Дух Его

Коим прежде сказал: Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и произшедшие от вод Иудиных, тем же самым теперь говорит: послушай Меня, Иаков и Израиль, которого Я призываю. Ибо, мнози суть звани, мало же избранных (Мф. 22:14). Потому называет званными, а не избранными, что они еще не приняли Спасителя. Аз есмь, говорит, алфа и омега, первый и последній, и живый и бых мертв (Откр. 22:14; Откр. 1:18), чтобы ты относил жизнь к началу, а последнее к тому, кто был умершим, иже себе умалил, зрак раба приим, послушлив быв Отцу, смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:7).

Рука Моя основала землю. Поэтому и в Притчах говорит: «Бог премудростию своею основал землю, и десница Его размеряла» (Притч. 8) или утвердила небеса или небо, как перевели LXX. Призывает же небеса для того, чтобы повиновались Его повелению и поведали славу Его. Если же небеса повинуются воле Господа и движутся своим порядком; то почто гордится земля и пепел (Сир. 10:9) и не хочет знать о своей бренности?

Соберитесь все вы и слушайте: или небеса, или вся тварь, или весь народ Израильский. Что же повелевается слушать? Что Господь возлюбил его,— без сомнения указывает на Кира и Дария, который исполнил волю Господа против Вавилона и явил мышцу Его над халдеями. И Он Сам сказал, и назвал его именем его и привел его, и прям путь его, чтобы никто не осмелился противустать силам его. Поэтому Он призывает их, чтобы они приступили и слушали и из предвещания Господня узнали, что прийдет царь персидский и индийский, который разрушит Вавилон и истребит халдеев. И для возвещения этого, говорит пророк, он был послан Господом и Духом Его. Это применительно к евреям и их мнению. Но по Симмаху, переведшему: кто возвестил ему это? Тот, кого Господь возлюбил, кто исполняет волю Его в Вавилоне, и по Семидесяти: чтобы уничтожить семя халдеев, это относится к лицу Господа, который истинно возлюблен Отцем, и исполнил всю волю Отца и истребил в Вавилоне, то есть в смешении мира сего, все семя халдеев, которые означают демонов.

Он сам говорил и слушал Сына и привел того, который говорит верующим: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11:28), и слушайте то, что с начала Я говорил тайно, то есть чрез гадания и таинства пророков, и что было неизвестным для всех прежде бывших поколений. Когда все это совершалось Отцом, Он был с Ним, который сорадовался, который и теперь говорит: Я, всегда бывший с Отцом и в Отце, и никогда не бывший без Отца, также и теперь вещаю (Ин. 14) и, сообразно с бренностию воспринятой плоти говорю, что Господь Бог послал Меня и Дух Его: в [этом] небольшом стихе показывается нам таинство Троицы.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12-13 Послушай мене Иакове и Израилю, его же Аз призываю: Аз есмь первый, и Аз есмь во век. И рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо: призову Я, и станет вкупе

Опять приводит им на память оказанную им честь и славу и сверх того милосердие и любовь. Ибо они удостоены были высших почестей, одни из всех народов призваны были к общению с ним и сделались уделом и наследием его. Посему божественный Моисей некогда провозгласил Израильтянам, говоря: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, и однако ж Господь избрал тебя из всех народов в народ Свой (Втор. 10:14): и опять: егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его, Израиль (Втор. 32:8, 9). Ибо тем, которые были так почтены Им, получили славное и отличное имя, избраны в наследие Его, обогащены преимуществами, никак не следовало иметь расположение к тому, что противно закону, никак не следовало решаться незаконным восстанием огорчать Благодетеля и Подателя им всякой чести и Раздаятеля столь избранных и вожделенных благ.

Но они, жалкие, не принявши ничего этого во внимание, зашли в болото идолослужения и оставивши истинного Бога, служили стихиям мира. Но несмотря на это Он все-таки оказывает к ним сострадание; ибо призывает их к повиновению словами: послушайте моего голоса, и к решимости исполнять издревле лучшее, дабы иметь ненарушимое благополучие. Хотя теперь это поздно, но Он все-таки повелевает им исполнять это, дабы они могли избегнуть наказания и освободиться от уз наложенного на них рабства. Но так как они покланялись воинству небесному и, оставивши Творца, воздавали божеские почести тому, что Им вызвано к бытию, то Он опять тайноводствует их. Ибо, как сказал блаженный Павел, должни суще быти учителие лет ради, паки требуете учитися, кая писмена начала словес Божиих: и бысте требующе млека, а не крепкия пищи (Евр.5:12).

А что Он есть Сый, существует прежде всего и имеет нескончаемое бытие, Бог по природе, это показывает говоря: Аз есмь первый и Аз есмь во век. А кто может представить себе существующего прежде первого? Ибо как нельзя представить раннейшего начала, существующего прежде истинного и первого начала; так не мыслим кто-нибудь другой первый, раннейший этого Первого. Посему Бог всяческих всегда и прежде всего и в бесконечные веки; ибо не Имеющий начала, с какою целью перестанет существовать когда-либо? И это здесь говорится о божественной славе. А полчище лжеименных богов, или стихии мира, как не могут быть мыслимы первыми, так точно не могут существовать во век. Ибо звезды, солнце и луна и самое прежде них небо приведены в бытие и получили начало и бытие и некогда перестанут существовать; и в них никто не может заметить ничего такого, что вполне не подчинялось бы славе божественного и совершеннейшего Существа. А что такое объяснение не уклоняется от истины, тотчас показал говоря: рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо.

Но каким образом то, что сотворено, может соперничествовать о равенстве с Тем, Кто сотворил его, и как оно может состязаться в славе с Тем, Кто создал его? Посему показывает, что с высшей степени бессмысленно и достойно всякого осуждения покланяться твари вместо Творца и оставивши Того. Кто существует всегда и есть Первый, усвоят имя истинного Бога сотворенному во времени и собственным своим изделиям; ибо поклонишася тем, яже сотвориша персты их, по написанному (Ис. 2:8). Рукою же и десницею Своею Бог и Отец называет Сына. Ибо мы найдем, что Он так называется во многих местах богодухновенного Писания. Так, например, божественный Моисей сказал: десница твоя Господи прославися в крепости: десная твоя рука, Господи, сокруши враги (Исх. 15:6); блаженный же Давид: да укрепится рука твоя, и вознесется десница твоя (Пс. 88:14).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен

Весь следующий отдел с 12-15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. ср. Ис. 41:9; 42:6), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. ср. 41:4; 43:10; 44:6), на Свою Творческую силу (15 ст. ср. 40:22, 26, 28; 42:5; 44:24; 45:12, 18), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. ср. 43:9; 45:18-20 и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14-15 ст. ср. 44:28; 45:1-7; 46:11 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 12-15 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я Тот же, Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе. Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями. Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен.
Послушай Мене, Иакове и Израилю, его же Аз призываю: Аз есмь первый и Аз есм во век. И рука Моя основа землю и десница Моя утверди небо: призову Я, и станут вкупе, и соберутся все и услышат: кто им возвести сия? любя тя сотворих волю твою над Вавилоном, еже отъяти племя Халдейско. Аз глаголах, Аз призвах, приведох й, и благопоспешит путь его.


Призывая Израиля в общение с Собою, делая его покорным рабом своим, чтобы он распространил весть о своем спасении и о спасении всех народов в царстве Божьем, о низложении идолов и о славе единого Бога (гл.45:6,14–17,20–25), Господь говорит народу о своей вечности, творческом всемогуществе и беспредельной власти над небом и землей. «Призову небо и землю, говорит Господь, и они предстанут вместе», т.е. ангелы небесные и смертные люди предстанут престолу Божию, подобно тому, как высшие и низшие подданные, по зову царя, немедленно и с покорностью являются к его престолу (Иов.1:6). Поэтому соберутся все народы и услышат откровение об избавлении Израиля и спасении его, которое возвестит им никто иной, как только Сам Бог, от воли Которого оно зависит и только Им одним может быть объявлено. Любя тебя, говорит Господь Израилю, исполнил Я желание твое над Вавилоном, чтобы отъять племя Халдейско или изъять его из числа племен, истребить на веки. И народ Божий, как носитель праотеческих обетований, при всех своих предосудительных слабостях, гибельных склонностях и грубых пороках, однако, был достоин этой милости Божией. Этот народ (не в отдельных поколениях, а в целом его составе, и не по отдельным срокам, а во все время своего существования), как прежде служил, так и теперь, по освобождении его из Вавилона, он же предызбран был служить в будущем устроении вечного спасения всех народов и распространении славы Божией «до пределов земли» (ст.20). Любя свой народ, Бог принял в союз Своей с ним любви и Своего избранника Кира, сделал его посредником в деле Своей любви – спасении народа. И если Господа слушают небо и земля и служат посредниками в деле суда Его над народами; то и могущественный Кир, «еще от чрева матери своей» быв призван Богом к Его великому делу любви и славы, не мог не предстать с готовностью исполнить свое назначение; а Бог благопоспешит путь его, так что на пути своих завоеваний Кир достигнет совершеннейшего успеха: уничтожит прежде несокрушимое и жестокое владычество Халдеев.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible