Скрыть
глаго́ляй ки́ру смы́слити, и вся́ во́ли моя́ сотвори́тъ: глаго́ляй Иерусали́му: воз­гради́шися, и хра́мъ святы́й мо́й осную́.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 26-28 Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан

«Который утверждает слово раба Своего». Признаком могущества служит уничтожение того, что принадлежит другим, и исполнение того, что принадлежит Его рабу. Если бы Он мог только разрушить, то, может быть, сказали бы, что Он только это и может делать; если же Он, разрушая то, что принадлежит чужим, вместе с тем утверждает то, что принадлежит Его служителям, то ясно, что могущество Его совершенно, и Он ни в чем не нуждается. «И приводит в исполнение изречение Своих посланников». Там прорицания, которые Он скоро разрушает, а здесь не только возвещает пророчества, а даже и их исполнение. Мне кажется, что вестниками Он называет здесь людей.

«Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю»«. Симмах: «Я, говорящий земле: ты будешь опустошена, как бездна, также иссушу твои реки». Здесь говорится или о том, что Бог силен совершить это, или же указывается на множество войн, что также сообразно со смыслом.

«Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»«; Акила говорит: «Я, Который говорю Киру, нападателю Моему»; Симмах и Феодотион по их переводу: «пастырю Моему». «И он исполнит всю волю Мою». Здесь также пророк указывает величие силы Божией. Чего Он желает, Он успевает между теми, которые никогда не надеялись на Него и не сознавали Его. Бог подвигнул ум его отпустить пленников по повелению Его, так как все пророки предсказывали о рассеянии и гибели народа, о делах, совершавшихся с великими чудесами. Освободить пленника казалось признаком милосердия, но пред Богом, славить Которого и чтить великими жертвами он (Кир) не умел, это не было признаком милости, но признаком Его высшей силы, которая подвигла дух царя. Как Он привел вавилонян и предал в их руки евреев, так и теперь Он делает это. Ужели Он лишил его свободы, и извратил ум мужа? Никак; Он никогда не лишал его свободы, но побудил его свободу к совершению этого. Бог иногда побуждает людей к добру, но никогда – ко злу, и даже из их зла Он делает нечто доброе, – из тех злых дел, которые совершаются ими, производит нечто доброе, как ясно из истории вавилонян, иудеев и многих других.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 24-28 Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший от чрева: Я Господь, совершающий все, один распростирающий небеса, утверждающий землю и никого нет со Мною; делающий недействительными знамения прорицателей и приводящий гадателей в исступление, обращающий мудрых назад и делающий знание их глупостию, утверждающий слово раба Своего и исполняющий решение Своих посланников; говорящий Иерусалиму: «ты будешь населен» (или построен), и городам Иудиным: «вы будете построены, и пустыни его Я восстановлю»; говорящий бездне «иссякни» и реки твои Я осушу; говорящий Киру: ты пастырь Мой и исполнишь всю волю Мою“; говорящий Иерусалиму: «ты будешь построен» и храму: ты будешь основан

После уничтожения идолов и беззаконий Израиля и измышления грехов, когда вся вместе тварь будет ликовать и, по свидетельству Евангелия (Лк. 15), будут радоваться ангелы на небесах о покаянии грешников: описывается могущество Бога,— что для Него не великое дело — искупить Иакова и восстановить правое сердце в Израиле, которого Он образовал от чрева. И если кому либо это покажется не малым, то это не трудно для того, кто один распростер небеса, как и в другом месте читается: простира небо яко кожу (Пс. 108:2). И это не потому, чтобы Сын исключался от простертия небес, ибо вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3), но для того, чтобы чрез эту мысль, как мы часто говорили, исключить идолов. Ибо и в Притчах Соломоновых от лица Христа, Божией силы и Божией премудрости, говорится: егда готовяше небо, с Ним бых (Притч. 8:27). Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 32:9), и: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6).

Это мы часто приводим для того. чтобы не оставить никакого повода еретикам к хуле на Христа. Также при утверждении земли, когда Он укреплял основания ея, не было никого с Богом, кроме Того, Кто был в Нем. Итак, Он обладает такими качествами и свойствами, что когда наступит время предопределенного таинства, то будут разрушены все идолы и будет проповедоваться во всем мире познание единого Бога, и Он ниспровергнет и уничтожит все прорицания предсказывателей и чревовещателей и знамения и чудесные явления гадателей, которыми они обольщали род человеческий, и мудрость философов, которая также составляла весьма большую часть заблуждения, обличит в глупости, так как они восхваляются за то, что не человеческою, а божественною мыслию постигли премудрость. Он также осуществит на деле слово отрока или раба Своего, о котором мы выше сказали, и решение Своих посланников, то есть апостолов и всех учителей, возвещавших народам волю Учителя своего. Итак сам имеющий совершить это, могущество которого я описал вкратце, также и к Иерусалиму, который должен быть разрушен вавилонянами, говорит теперь, прежде его разрушения, что он опять будет населен народами, и городам Иудиным, — что они будут восстановлены тем, кто восстановит пустыни его, чтобы все наполнилось жителями. Итак, кто говорит Иерусалиму и Иудее и пустыням ея, что будет населен и построен и возстановлен, тот говорит глубине и бездне, то есть Вавилону: «изсякни, и реки твой Я изсушу», [то есть] все могущество царей. Или же так как назвал глубину и бездну, то правильно поставил, в переносном смысле, и реки, о которых и псалмопевец поет: на реках вавилонских, тамо седохом и плакахом (Пс. 136:1). И кто восстановляет Иерусалим, тот и разрушает Вавилон. Он говорит также Киру, царю персидскому, который первый разорил Вавилон и халдеев: ты пастырь мой, или, как перевели LXX: чтобы он понимал. Причина этой разности очевидна. Ибо еврейское слово rоі, если читать чрез букву реш, значит пастырь мой, а если чрез далет, — знающий или понимающий мой, — будучи сходными, они различаются небольшою чертою и потому часто смешиваются. В начале книги Ездры написано, что по повелению Кира, царя персидского и индийского, народ иудейский освобожден из плена, и отпущены в Иерусалим, пожелавшие возвратиться с Зоровавелем, сыном Салафиилевым, и Иисусом, сыном Иоседековым, иереем великим. Ибо Господь вдохновил его, чтобы он совершал волю Его и исполнял Его повеления. И ясно присоединил: говорящий Иерусалиму: ты будешь построен, и храму: ты будешь основан. Ибо при Кире было повелено, чтобы был построен Иерусалим и храм, для которого было положено только основание при его жизни. Но при Дарии, во второй год его, по пророчеству Аггея и Захарии, начали строить храм.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 27–28 Глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя иссушу, глаголяй Киру смыслити, и вся воли Моя сотворит: глаголяй Иерусалиму: возградишися, и храм святый Мой осную

В свое время Израиль, как я сказал, был отведен в плен, так как взяли страну Иудейскую Вавилоняне. Когда же для пленных окончился уже седмидесятый год и наступило наконец время милосердия к ним, очевидно от Бога, тогда Он восставил против Халдеев имевшего власть над Персами и Мидянами сына Камбизова Кира, который взял их и отпустил Иудеев, узнав, что Бог, Которому они служат, предвозвестил о нем, что укрепляемый помощью от Него он будет и победителем врагов и совершенно неприступен для желающих восставать против него, и что он сам восстановит Божественный храм. Итак, что страна Вавилонская, хотя и очень многолюдная, имела быть совершенно опустошенною, на это указует, говоря: Я есмь, глаголяй бездне, опустееши. Бездною в сих словах наименовал бесчисленное множество Вавилонян; реками же страны Вавилонской – стекавшиеся к ней племена, которые были соседни ей и, обладая смежными странами, призывались Вавилонянами на помощь к себе.

Есть же опять обычай в Божественном Писании рекам, морям и водам всегда почти уподоблять множество народов. Так о Спасителе всех нас Христе и о множестве народов, которое уловлено словами Его, Божественный Псалмопевец сказал: глас Господень на водах: Бог славы возгреме (Пс. 28:8). Глас Господень, то есть, евангельская и спасительная проповедь, пронесся по всем народам, когда он как бы возгремел над ними, ибо как гром раздалась по всей поднебесной священная и спасительная проповедь. Написано также опять: воздвигоша реки гласи своя (Пс. 92:3). Реками в сих словах, думаем, наименованы святые Апостолы, коих гласы, то есть, учения стали известны находящимся повсюду. Сказано негде и о самом Вавилоне и Ниневии: аки купель водная, воды ея (Наум.2:8).

Так-то Бог был глаголяй бездне: опустееши, реки твоя изсушу. Он же подобным образом был и глаголяй Киру смыслити, вместо: с разумением все делать и все Ему угодное исполнять. А это состояло в том, чтобы воздать наказание Вавилонянам за то, что сделали они, жестоко опустошив Иудею и предав сожжению священный и Божественный храм; кроме того, – освободить Израиля и храм воссоздать или же основать. Это последнее сказать будет более истинно; потому что Кир повелел восстановить храм, приложив и денежное пособие, и заложил основания его. Но после того как он окончил свою земную жизнь, успех дела, по зависти некоторых, задержан был со стороны преемника его; а за тем опять оно, по Божию мановению, доведено было до конца. Мы имеем о сем подробную историю в богодухновенном Писании (см. 1Ездр.Гл.4 дал.), и я считаю излишним тратить на сие много слов. Но пусть не говорят некоторые, что Божественное слово лживо, так как не все угодное Богу сделал Кир, будучи человеком идолослужителем. Ибо слова: вся воли Моя сотворит, относятся конечно только к тому, что явить (в Кире), соответственно положению дела, волил Бог, то есть, взять в плен страну Вавилонскую, освободить Израиля от уз и рабства, воздвигнуть храм и построить города Иудейские.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О священных изображениях (иконах) и священных предметах


Сектанты говорят: Ис.44:8-28.

Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима – это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (Ис.44:28).

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: ты будешь основан

Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою… Достойно внимания, что один из полурационалистических западных экзегетов выражается о данном пророчестве так: «это пророчество по той ясности, с которой оно выражено, и по той правдивости (Bewahrheitung), с какой оно исполнилось на деле, должно быть признано замечательным (merkwerdig) и свидетельствует о глубоком и ясном взоре пророка». (Dillmann - Kurzgett. Comm. Iesaia, 408 s. Funf. Auf. Leip. 1890.) Хотя пророчества о гибели вавилонян - главных врагов иудеев - и об избавлении их из вавилонского плена, при посредстве особого «мужа правды», которого воздвигнет Господь, были неоднократно предсказываемы и раньше (см. напр., Ис. 41:2, 26; 43:8), но никогда еще они не раскрывались с такой обстоятельностью и полнотой, до предсказания собственного имени Кира, включительно. [В Славянском переводе с 70-и этот стих изложен понятнее: Глаголяй Киру смыслити, и вся воли моя сотворит: глаголяй Иерусалиму возградишася, и святый храм Мой осную. Прим. ред.]

Неудивительно, что такая детальность и точность рассматриваемого пророчества послужила камнем преткновения для многих рационалистически настроенных экзегетов и явилась одним из главных аргументов для гипотезы о Второисаии, с чем связано и позднейшее происхождение второй части. Но в наших глазах подобная аргументация лишена силы, или, точнее, имеет чисто обратное значение: если, с точки зрения рационалиста, наличность пророчества уже компрометирует книгу и заставляет сомневаться в ее подлинности, то с точки зрения ортодоксального экзегета, никакая пророческая книга немыслима без пророчеств и, следовательно, чем больше, важнее и детальнее пророчества той или иной книги, тем значительнее и выше ее авторитет. (Отсюда, напр., Исаия назыв. Ветхозаветн. евангелистом). Ввиду этого, мы уже принципиально не можем сочувствовать попытке компромисса между рационалистическим и ортодоксальным толкованием данного места, на который идут многие представители примирительного экзегезиса, в том числе и наши, отечественные богословы (Проф. СПб. Дух. Академии и Г. Властов).

Желая сгладить резкость различия двух направлений во взгляде на пророчество о Кире (рацион. - событие post factum, ортодок. - пророчество ante eventum), они уменьшают силу самого пророчества тем предположением, что имя Кир будто бы имеет здесь не собственный и личный характер, а общее, нарицательное значение: оно означает: «солнце» и служит коллективным, нарицательным именем некоторых представителей Ахеменидовой династии. Но еще Дилльманн, на которого мы ссылались выше, возражал против этого, говоря, что истолкование имени «Кира» в смысле «солнца» подлежит большому сомнению, а равно также и то, чтобы это был общий царский титул Ахеменидов; а главное то, чтобы обо всем этом мог знать пророк Исаия.

Новейшая же ученая критика окончательно подорвала значение этой гипотезы.

«Что Кир значит «солнце» - читает мы в ученом английском комментарии - основано на слабых авторитетах Плутарха и Ктезия и опровергнута теперь С. Н. Раулинсоном (Coneiform Inscription, vol. II, p. 112). Что это был древний титул всех персидских царей - это прямо противоречит очевидности. Из четырех царей - Ахеменидов, только два носили это имя, следовательно, оно было их собственным и личным, так же, как Камбиз, Ксеркс или Дарий». (The Pulp. Comment. - Isaia L 159 p.). Таким образом, нет оснований умалять силу этого пророчества, а следует видеть в нем личное указание на Кира, сделанное больше, чем за 150 лет до его рождения. Так именно смотрит на свои пророчества и сам автор этой книги, который постоянно подчеркивает значение своих пророчеств, говорит что они предсказываются задолго до событий («издавна», «от древних времен» Ис. 41:26; 45:21 и др.) и имеют значение главнейшего доказательства в защиту истинного Бога, по контрасту с ложными предсказаниями языческих богов (Ис. 41:21-23, 26-27; 42:9, 12; 44:8; 48:3-16 и др.). Наконец, в Библии мы имеем совершенно аналогичный случай такого личного пророчества, именно в III кн. Царств, где говорится о том, как один пророк из Иудеи за 300 с лишком лет предсказал Иеровоаму о рождении славного и благочестивого царя - истребителя идолопоклонства, причем определенно назвал и самое имя этого царя - «Иосия» (3Цар. 13:1-2).

Пастырь Мой… Не пастырь народа, или народов (ποιμὴν λαω̃ν), как иногда называются в Библии цари, а пастырь Мой, и Моего народа, потому что он проявит особенную заботливость о народе Божием, как это и выясняется в следующих словах: «исполнит всю волю Мою», т. е. волю Божию об отпуске иудеев из плена и о возвращении их на родину. Историческое оправдание этого пророчества подробно излагается в начальных главах первой кн. Ездры(1-3 гл.); а параллельная версия со многими новыми подробностями дается Иосифом Флавием (Древности XI кн. 1-2 гг.). У него, между прочим, ясно говорится, что главным мотивом опубликования указа об освобождении иудеев из плена послужило для Кира самое пророчество, кем-то представленное ему и сильно его поразившее.

И скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»

В этих словах справедливо видеть намек на главнейшие пункты указа Кира, который не только отпускал иудеев на свободу, но и заботился об их дальнейшей участи. А что это так, действительно, и случилось, видно, из кн. Ездры, где отмечается, что по распоряжению царя Дария подлинный указ Кира был разыскан и в нем, между прочим, прочитано: «В первый год Кира, царя Персидского… он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: …все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее» (1Езд. 1:1-3). А о самом исполнении этого указа свидетельствует III гл. I кн. Ездры. (1Езд. 3:8-13).

В заключение всего нельзя не отметить и того, что и здесь, как почти повсюду у пророка Исаии, за ближайшим историческим смыслом событий, преобразовательно выступает дальнейший, духовный смысл, относящийся к Мессии и Его царству. В этом смысле и Кир является прообразом самого Мессии, и тогда, конечно, такие эпитеты, как «пастырь Мой», «который исполнит всю волю Мою» истолковываются еще легче.

Из всех пока рассмотренных нами глав 2-й части кн. пророка Исаии настоящая - 44 глава всего менее оригинальна. Как мы отмечали уже при ее анализе, она почти вся, за исключением трех последних стихов, представляет из себя мозаику мыслей и даже выражений из ближайших предшествующих ей глав 40-43 г. По-видимому, это именно обстоятельство дало повод некоторым представителям новейшей библейской критики отвергать подлинность данной главы и заставило их предполагать позднейшую ее вставку (Duhm, Cheyne, Marti etc.). Но мотивы, которые они выдвигают для этого, вроде тех, которые привели и мы выше, еще далеко не дают права для столь решительного заключения. Обычай часто возвращаться к известным излюбленным мотивам и настойчиво внедрять их в сознание своих слушателей или читателей - один из наиболее характеристичных приемов пророка Исаии, который проходит через всю его книгу и, следовательно, говорит как раз о противоположном, т. е. о подлинности и единстве книги.

Указывают, даже, что сатира пророка Исаии на идолопоклонство (Ис. 44:9-20) слишком груба и не отвечает действительным, довольно возвышенным представлениям вавилонян о божестве (Duhm, Scholz etc.). Но против этого, во-первых, должно возразить, что совершенно в тех же красках изображают язычество и другие, как библейские (Иер. 10:2-9; Прем. 13:10-19), так и древнехристианские авторы (Аристид Философ II-XIII гл. Иустин, Апол. 1, 9; Письмо к Диогнету 2 г. Афинагор - Посл., 15-18 г. Ориген - Против Цельса VIІ, 62-63 и др.). Во-вторых, следует заметить, что пророк Исаия обличал, главным образом, самое распространенное, вульгарное язычество, которое, по общему голосу ученых историков религий (Chantepie de la Saussaye, Lenormanta, Thiele etc.) стояло на очень низком уровне культурного развития и почти вовсе не отличало божества от его фетиша.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 25–28. Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам Иудиным: «вы будете построены, и развалины его Я восстановлю», Который бездне говорит: «иссохни!» и реки твои Я иссушу, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»

Никто иной, как только Бог рассыплет знамения чревоволшебников и волшбы от сердца, – Он покажет, что знамения или приметы, по которым судили и волхвовали прорицатели Вавилонские (по внутренностям животных, по звездам и пр.) совершенно ложны и бессвязные предречения их не имеют смысла, как отдельные бессвязно брошенные слова безумных (гл. Ис.47:12-14). Именно это покажут грядущие события, какие предопределил, предсказал и исполнит Господь. – Только Господь отвращает мудрыя вспятьони выступают со своими мудрыми советами, а Он показывает их неразумие, посрамляет их, и они должны бывают удаляться назад. Так некогда Господь посрамил Египетских волхвов; так потом посрамил и Халдейских, открыв тайные судьбы царю Навуходоносору через Своего пророка Даниила. – Наоборот, глагол раба Своего и вестников воли Своей Господь уставляет – делает устойчивым так, что он не рассыплется, т.е. показывает истинность предсказаний пророков Своих через исполнение предсказанных ими событий. Только Господь может заранее сказать Иерусалиму: «ты будешь населен», и городам иудейским: «вы будете построены снова», и что пустыни народа иудейского просияют, т.е., места, где города были превращены в развалины, а поля опустошены и лежат под покровом праха, снова просияют: города обстроятся и украсятся каменными зданиями, нивы покроются золотистой пшеницей, обнаженные прежде холмы станут цветоносными пастбищами. – Господь скажет бездне – глубине моря: «ты опустеешь» – «иссохнешь», и она иссыхает, – как это произошло с бездной Красного моря. Он скажет: «реки твои я иссушу» и они иссохнут, – как это совершилось с Иорданом. Так иссохнут обширные озера и реки Халдеи – Евфрат с его притоками и каналами (и действительно, Кир со своими войсками вступил в Вавилон по сухому руслу Евфрата). Господь есть глаголяй Киру смыслити: Он даст понять Киру Свою верховную волю, и Кир, поняв, всякое требование этой воли исполнит: позволит построить Иерусалим и создать храм, на его прежнем основании – Так как Господу Вседержителю Покорны все народы и цари, то покорится Ему и Кир, царь Персидский. И подобно тому, как Навуходоносор царь Халдейский был избран орудием опустошения и разрушения земли Иудейской и её священного города; так избирается и Кир орудием разрушения Халдеи и столицы её Вавилона и избавления Израиля ради устройства святой земли и воссоздания храма.

Как избавитель народа Божия, Кир представляет собой и прообраз Иисуса Христа, и – тем точнее, что само имя «Кир» значит «солнце» – источник света и жизни, (с персидского языка); а также и поручение, возлагаемое на Кира – исполнить всякую или всю волю Божию, возможно вполне только для Сына Божия.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible