Скрыть
Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 18-19 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою

Только живущие так и достигшие такого совершенства и могут славословить Бога, и этого подобает почитать за действительный праздник, за истинное торжество. Ни заботы о брашнах, ни пышность одежд, ни суетное наблюдение за днями, но помысел, обращенный к Богу, и благодарственная жертва, приносимая Ему через прославление Его, составляет это празднество. И это доступно только святым, жившим во Христе, ибо написано: Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа отныне и вовек (Пс. 113:25). Равно как и Езекия по избавлении от смерти так славословил Бога за это: Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне.

Праздничные послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою

Ибо не ад возблагословит Тя, и не смерть восхвалит Тебя. В устах мертвых умолкают хвалы Тебе. Не возвестят истины Твоей сошедшие в могилу, потому что все, лежащие в гробах, лишены дара слова.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-19 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою

Итак, те, которые не благословляют Бога, ничем не отличаются от умерших; они даже хуже их, потому что не благословляющие Бога считаются умершими и скрытыми в гробнице. Истинно он говорит: «Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне»: он называет живыми тех, которые преданы благочестию, как ясно из следующих слов: «как я ныне». В то время был живым не он один, но весь мир, однако относительно благочестия живым был только он один. Езекия не был лишен веры в воскресение: «не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою». Но умершие во грехах подобны истлевшим в земле, лишенным благословения.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-20 Что скажу, или что ответит мне, когда Он Сам сделал? Размыслю о всех годах моих в горести души моей. Господи! если так живут, и такова жизнь моего духа, то обличи меня и оживи меня. Вот в мире горесть моя весьма горестна. Ты же избавил душу мою, чтобы она не погибла: бросил за хребет Свой все грехи мои. Ибо не ад будет исповедывать Тебя, и не смерть будет восхвалять Тебя: не будут уповать низходящие в могилу на истину Твою. Живой, живой, тот будет исповедывать Тебя, как и я ныне. Отец сынам будет возвещать истину Твою. Господи! спаси меня, и мы во все дни жизни нашей будем воспевать песни наши в доме Господнем

Никакое состояние смертных не бывает продолжительно, и всякое временное благополучие, пока достигается, утрачивается. Ибо когда наступит время бедствия, тогда все то, что прошло, не помогает бедствующему. Посему глупо мнение Эпикура, который утверждает, что воспоминанием о прошедших благах облегчаются настоящие бедствия. И так Езекия говорит, что во время настоящей горести он размышлял о всех годах своего царствования и прошедшего, как он думал, благо получая. И так как он теперь находится в безопасности и не претерпевает того, о чем рассказывает, то философствует о человеческом состоянии и говорит: Господи если так живут, и с таким состоянием мы рождены, то Ты обличил меня, но оживил меня, и, по обращении в бегство ассириянина, даровал мир; но мир мой был для меня горестнее всякой горести, потому что, по возвращении народу спокойствия и по успокоении города, я один вступил в пределы смерти. Но Ты избавил душу мою, чтобы она не погибла, или для настоящей жизни или для будущей.

Ибо Ты бросил за хребет все грехи мои, чтобы я уныло не обращал взоров на оные, но взирал на Твое милосердие. Ибо ад и смерть не исповедают и не восхвалят Тебя по оному написанному: во аде же кто исповестся Тебе (Пс. 6:6)? Исповедание же в этом месте понимается не в смысле покаяния, но в смысле прославления и хвалы, как и в Евангелии читаем: исповедаютися, Отче, Господа небесе и земли (Мф. 11:25).

Не будут уповать, говорит, низходящие в могилу на истину Твою: лучше нежели у LXX: на милосердие. Ибо кто находится во аде, тот не уповает на истину суда, но на милосердие Божие, в особенности когда Спаситель низходил в ад, чтобы освободить из ада узников. Вместо могилы они же [LXX] яснее перевели ад.

Живой, живой, тот будет исповедывать Тебя, как и я ныне. И здесь исповедание поставлено вместо восхваления. Ибо он не беззакония свои исповедует; но приносит благодарения Богу: и не красна похвала во устех грешника (Сир. 15:9). И тогда как ад и смерть не исповедуют и не восхваляют Бога, жизнь и живущие, напротив, прославляют Господа.

Следующее же затем: Отец сынам будет возвещать истину Твою, означает то, что говорится во Второзаконии: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32:7), чтобы преемственно и чрез каждое поколение возвещалось потомкам милость Божия. Вместо этого LXX поставили: ибо отныне буду рождать сынов, которые возвестят правду Твою. Причинный же союз соединяет последующее с предыдущим: что, то есть, за то живые и он сам, оставаясь в живых, будут благословлять Бога, что с этого дня он будет рождать сыновей, чтобы они возвещали истину Его. Это несомненно не было в его власти, потому что чрез Пророка ему не сыновья были обещаны, но оставлена настоящая жизнь, тем более что он родил нечестивейшего сына Манассию, который наполнил Иерусалим, от ворот до ворот, кровью, и не благословлял, но злословил Бога, преследуя святых Его. Следовательно мы можем по LXX читать так, что он сказал: буду рождать не сынов, но παιδία, разумея под оными или детей, или отроков или младенцев и потомков, чтобы за то, что он получил милость, все грядущее потомство, узнавая это, восхваляло Его неимоверное милосердие. Итак спаси меня, Господи, — и все мы, верующие в Тебя и освобожденные Твоею помощью, во все дни жизни нашей будем воспевать Тебя в храме.

См. также Толкование на Ис. 38:14

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-20 Не похвалят бо Тебе, иже во аде, ни умершии возблагословят Тя, и не надеются, иже во аде, милости Твоея. Живии же возблагословят Тя, якоже и аз: от днесь бо дети сотворю, яже возвестят правду Твою, Господи спасения моего: и не престану благословя Тя с песнию вся дни живота моего прямо дому Божию

Такую же мысль, какая заключается в вышеприведенных словах, содержит сказанное устами Псалмопевца: кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся тебе персть? или возвестит чудеса твоя? (Пс. 29:10). Ибо умершие и снизшедшие во врата ада может быть перестанут уже славословить Бога; они уже ничего не могут прибавит к тому, что совершили, напротив закосневают в том, с чем отошли, и будут ждать времени всеобщего суда.

Итак, говорит, только живущие и имеющие возможность делать добро, когда находятся в благополучии, будут благословлять тебя, как я. Обещает сотворить чада, яже возвестят правду Божию. Одни говорят, что Он этими словами обещает устроить празднество с песнями и поставить в божественном храме самых сладкогласных псалмопевцев; другие же, углубляясь умом в созерцание таинственных предметов, говорят, что Изекия, размышляя о чем либо возвышенном, может быть думал, что его царство не имеет конца и самая жизнь его вечна, вообразивши, что написанное о Христе, как сыне Давидовом, сказано о нем самом и к ному относится. По этому, говорят, хотя он находился четырнадцатый год на царстве, но не видно, чтоб он заботился о рождении детей. Узнавши же предел жизни своей, он заботится о тех, которые будут его преемниками, и говорит о чадах и прибавляет, что они возвестят правду Господа. Однако ж слово его оказалось несогласным с истиною; потому что Манассия был нечестивым и преступным царем. Но у отца его было намерение, чтоб и сам он (Манассия) был благочестив и для других был провозвестником славы Божией.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем

Здесь проводится общая ветхозаветным писателям мысль о том, что состояние умерших есть состояние полного безразличия ко всему великому и, в частности, к делам Божиим, совершающимся на земле (ср. Пс. 6:6; 87:11-13; 113:25-26). Напротив, живой человек может всегда прославлять Бога своей богоугодной жизнью и наставить на путь добродетели и детей своих. Езекия обещает восхвалять Бога и в песнях во храме, что он и исполнил, устроив оркестры из левитов (ср. 2Пар. 29:30).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 38:9

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 18–20 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем»

Езекия верен был завету с Богом, хранил обетования, данные его благословенным праотцам, веровал в будущую жизнь и в обетованного Искупителя; но, как человек ветхого завета, находившийся под тяжестью проклятия за первородный грех, он исповедовал, что мертвые еще не благословляют Бога и находящиеся в аду, как лишенные лицезрения Божия, не дерзают ожидать милости от Бога. Так убежден был и Давид при всей его непоколебимой вере, твердой верности обетованиям и при постоянных милостях от Бога. Но, как Давид при жизни постоянно славословил Господа, так и Езекия, получив продление своих лет, как дар от Бога, решил посвятить их во славу Божию: и сам он, и дети его постоянно будут прославлять Господа в псалмах в храме Его.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible