Скрыть
Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-17 Пророк показывает совершенное истребление их; от слова «елени» и до конца пусть мудрейшие видят, должно ли здесь разуметь что-либо иное.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-17 Ибо день мщения у Господа, год воздаяний за суд Сиона. И превратятся потоки его в смолу и прах его в серу и будет земля его горящею смолою. Днем и ночью не будет гаснуть, вечно будет восходит дым ея; будет от рода в род оставаться в запустении; во веки веков не будет проходящаго по ней. И завладеют ею пеликан, и еж; и ибис, и ворон поселятся в ней, и протянется по ней землемерная вервь для уничтожения и отвес для опустошения. Знатных ея не будет там; скорее призовут царя, и все князья ея будут ничто. И на доме [или домах] ея будут рости терния и крапива, и колючия растения на укреплениях ея: и будет логовищем драконов и пастбищем для страусов. И бесы будут встречаться с онокентаврами и косматые будут перекликаться один с другим: там будет лежать [или лежало] ночное страшилище (lamia) и найдет [или нашло] себе покой. Там угнездился еж и вскормил детей, и окопал и высиделъ в тени ея; туда собрались коршуны, один к другому. Ищите тщательно в книге Господней и прочитайте: ни одно из этого не отсутствовало, одно другого не искало: ибо то, что вышло из уст моих, Он повелел и дух Его — Он собрал их. И сам Он бросил им [или ей] жребий и рука Его разделила ее им мерою: во веки будут они владеть ею; из рода в род будут жить на ней

Евреи, как мы выше сказали, утверждают, что это предречено о римской империи и что под мщением Сиону предсказывается опустошение некогда весьма могущественного царства, о чем, как многие из наших полагают сообразно с буквальным смыслом, написано также в Апокалипсисе Иоанна. Но так как говорится: день мщения у Господа, год воздаяний за суд Сиона, то мы разумеем тот год, о котором сам Спаситель говорит: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и ден воздаяния, утешити вся плачущая, дати плачущим Сиона славу (Лк. 4:18-19; Ис. 61:1-3), и о котором выше сказано (Ис. 32:5): женщины богатыя, встаньте и во время скорби вспомните о днях года с надеждою. Поэтому после общего потреблении всего мира Писание обращается опять к Иерусалиму, к которому оно говорило в то время, и подробно описывается его опустошение, то есть,— что после того, как настанет время осады римлян, все наполнится смолою и серою и горящим пламенем, и дым его будет пребывать вечно, и будут обитать там пеликан и еж, и ибис и ворон,— животные, обыкновенно живущие в пустынных местах: и это будет, потому что вервь Господня и отвес, то есть решение Его, не может измениться.

Знатные его, то есть апостолы и верующие, не будут там и не присоединятся к числу погибших; но они скорее призовут царя-Христа. Все же князья его, то есть книжники и фарисеи, будут уничтожены, и на домах, некогда весьма богатых, будут расти терния, и крапива и колючие растения. И будет логовищем драконов и пастбищем для страусов, которые также служат признаками крайнего запустения.

И будут встречаться в нем, по Семидесяти, различные бесовские привидения (phantasmata) или, как все другие перевели по еврейскому тексту, siim и iim, онокентавры, и косматые, и ночное страшилище, которые описываются в баснях язычников и в измышлениях поэтов. Также еж вскармливает там детей и имеет весьма надежное местопребывание; туда собираются коршуны, весьма хищныя птицы, которые по-еврейски называются bajoth, или, как перевели Семьдесят, олени. О которых скажем ниже. При этом пророк говорит слушателям: люди, слушающие меня, говорящаго! Все, наступление чего я предвозвещаю, исполнится на деле. Ибо это написано в книге Господа, и определено Его решением и даже ни одно из этого не останется без исполнения. Ибо то, что вышло из моих уст, Он повелел, то есть: хотя говорю я, но это слова Господа, и духом Его будет совершено все, что было сказано. По Его определению и мере все это исполнится и во веки веков не оставит места своего. Это сказано применительно к еврейскому тексту и по историческому изъяснению. Но следующие иносказательному смыслу утверждают, что по изгнании народа иудейского в Иерусалиме под именами зверей и чудовищ будут жить идолопоклонники и служащие различным суевериям, и что они суть пеликаны и ежи, ибис и ворон, драконы и страусы, и онокентавры, и бесы, и косматые и ночное страшилище (lamia), которое по-еврейски называется lilith и только одним Симмахом переведено ночное страшилище, в котором некоторые из евреев предполагают έριννην, то есть фурию. И действительно, если мы обратим внимание на то, что колонии, приведенные из различных народов в Иерусалим, и каждое семейство чтили особых демонских чудовищ, согласно с обычаями своих стран; то подтвердив, что все это жило в Иерусалиме.

Переведенное же Семидесятью: там встретились олени и увидели лица свои: по числу прошли, ни один из них не погиб, и не искал другого. Ибо Господь заповедал им и Дух Его собрал их: и сам дал им жребии и рука Его разделит им: чтобы паслись во веки и владели в роды родов и покоились в нем, мы объясним аллегорически сказав, что олени— это апостолы и все святые учители, о которых написано: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:2), и в другом месте: глас Господень, свершающий елени (Пс. 28:9). И еще: елень любве и жребя твоих благодатей да беседует тебе (Притч. 5:19), и у Иова: исчислил ли еси месяцы оленей, и болезни их отслеши ли (Иов 39:2-3), и в Песня Песней говорится: подобен есть брат мой серне или младу еленю на горах благовонных (Песн. 2:9). Они встречались в Иерусалиме и виделись взаимно и проходили по нему и оставили его, и отправились в различныя страны, так как Господь повелел им: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19), и Дух Его собрал их и дал им жребии и разделил, чтобы один отправился к индийцам, другой в Испанию, третий в Иллирию, иной в Грецию, и каждый почил в стране своего благовествования и учения. То, что, как мы сказали, было предречено об Иерусалиме и что, по мнению иудеев, было сказано о римском государстве, некоторые относят к вселенной, чтобы не казалось разногласящим с предшествующим.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-17 И возникнут во градех их терновая древеса и во твердынех его, и будут селения Сирином селища струфионом: и срящутся беси со онокентавры и возопиют друг ко другу, ту почиют онокентаври, обретше себе покоища: тамо возгнездится ежь, и сохранит земля дети его со утверждением: тамо елени сретошася и увидеша лица друг друга. Числом преидоша, и един от них не погибе, друг друга не взыска, яко Господь заповеда им, и Дух Его собра я. И Той вержет им жребия, и рука Его раздели пастися: в вечное время наследите, в роды родов почиют в нем

Опять старается иным способом объяснить нам то, что случается в пустыне. Доколе города многолюдны, ни одно из диких дерев не произрастает в них; отдаляются и звери, любящие пустыню. Когда же станут безлюдными и лишатся жителей, тогда окажутся как бы некоторою, полною терний, не возделанною землею, обиталищем для страусов (струоионов), особенно для сиринов. Сиринами же (филинами) называет птиц, ночью издающих плачевные звуки и как бы рыдающих, которые днем сидят тихо и гнездятся в пустынных местах; летают они более во тьме, как сова и подобные птицы. А говоря о бесах и онокентаврах, встречающихся друг с другом и вопиющих друг ко другу, прикровенно указывает на совершенную пустынность городов, ибо говорится, что и злые духи любят пребывать в пустынных местах (срав. Мф. 12:43). Преимущественно там покоятся и те из зверей, которые предпочитают держаться вдали от людей, и самыми естественными законами приводятся в дикость.

Говоря о том, что страна Иудейская обратится в полную пустыню и совсем лишится милосердия и любви свыше и от Бога, снова напоминает о тех, которые спасены в ней. Эти могут быть останком, то есть, верующие, о них то здесь и говорит, что сохранила земля дети его со утверждением. Ибо верующие из Израильтян соделались сынами страны Иудейской, в Господе нашем Иисусе Христе нашел утверждение себе и как бы непоколебимый оплот в помощь. И от этих спасенных чад произошли Божественные ученики, елени некоторым образом. Уподобляются оленям, и вполне справедливо; потому что это животное умерщвляет змей и обыкновенно весьма охотно пребывает при источниках вод. Таковы суть все те, которые восприяты в удел благочестия к Богу, имея готовность к истреблению мысленного змия посредством того, что низвергают славу его и являют бессильным и недейственным яд присущей ему злобы. Но и услаждаются мысленными источниками вод, то есть, подаванием духовных благ, как бы орошающих ум и являющих его благоплодным для Бога.

Итак тамо, говорит, то есть, среди спасенных сретошася друг с другом елени. Они удивились друг другу, на что, думаю, указывает изречение: увидеша лица друг друга. Ни один из них не подвергся опасности, на что опять указывают слова: преидоша числом, и един от них не погибе, друг друга не взыска. Кто же спасший? Господь заповеда им, и Дух Его собра я и повелел научить вся языки и крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28:19). Вержет им и жребия, и раздели рука Его пастись в вечное время; потому что между святыми Апостолами разделены были народы как бы некоторые уделы, в которых каждому надлежало проповедовать. Так Божественный Петр назначается в обрезание; а о Павле и Варнаве Дух Святой открыл, говоря: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13:2); они стали Апостолами язычников.

Итак раздели им рука Его жребия пастися в вечное время. А как сделал упоминание об оленях, то по необходимости поставил: пастися, ибо Апостолы как бы паслись в тех странах, услаждаясь призываемыми верою к познанию истины, – это был жребий (удел) для них. Так и Божественный Павел взывал к спасенным чрез него (верой во Христа), говоря: радосте и венче мои (Фил. 4:1). А что для них сохранена будет за сие нескончаемая похвала от Бога, это разъясняет, говоря: почиют в нем. В чем это в нем? Очевидно, в уделенном им от Бога наследии. Должно упомянуть также и блаженного Давида, поющего о них: глас Господень свершающий елени, и открыет дубравы (Пс. 28:9). Как бы дубравы для духовных еленей открыто было от Бога бесчисленное множество язычников, которым они мысленно владеют, спокойно наслаждаясь честным поведением верующих.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому

Поэтому правильно под видом иудеев через пророка говорится против прегрешающей и оправдывающей себя души: Там ёж имел гнездо. Под именем ежа, конечно, обозначается коварство ума нечистого и хитро себя оправдывающего; так как, очевидно, что, когда ловят ежа, и голову его различают, и ноги видят, и все тело обозревают, но едва только его схватят, еж себя самого собирает в шар, ноги втягивает внутрь, голову прячет, и держащий сразу из рук роняет всё, что прежде целиком видел. Так, разумеется, бывает с нечистыми умами, когда постигают их помыслы. Голову ежа различают, потому что видят, как грешник начал совершать проступки. Ноги ёжа видят, потому что узнают, какими путями произошла порча, и, однако, когда внезапно отведено оправдание, нечистый ум внутрь ноги убирает, потому что прячет все следы своей испорченности. Голову втягивает, потому что показывает необыкновенной защитой, что он не начинал что-либо дурное. И как будто шар остается в руке держащего, потому что тот, кто хватает, внезапно теряя всё, что уже узнал, держит грешника, скрывшегося в сознании; и тот, кто уже видел всё зло целиком познанным, из-за уверток дурной защиты равно всё целиком не знает. Следовательно, нору ёж имеет в дурных людях, потому что двоедушие коварного ума, сосредоточиваясь в себе, скрывается во мраке защиты.

Правило пастырское или о пастырском служении

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому

Не останется в Идумее аристократов, настоящих потомков Исава, из среды которых выбирались в Идумее цари.

Царская власть там не была наследственной, - а оставшиеся в ней другие аристократы потеряют всякое значение (будут ничто). Естественно, что и лишенные хозяев дворцы идумейские зарастут сорными травами и в их развалинах будут жить только нечистые птицы да звери. Кроме того, здесь поселятся и нечистые духи.

Шакалы, страусы, звери, дикие кошки, лешие - обо всем этом пророк говорил в своей речи о разрушении Вавилона (см. Ис. 13:21-22).

Ночное привидение - c евр. lilith. Древние толкователи видели здесь намек на верование иудеев в женщину-демона, которая ночью высасывает кровь у людей, новые же переводят это слово, происходящее от слова lail - ночь, просто выражением: ночная, и разумеют здесь ночную птицу, т. е. филина.

Летучий змей - это такой змей, который откуда-нибудь с высоты, напр., с высокого дерева бросается на свою жертву и с налета жалит ее.

Коршуны любят места пустынные, уединенные и им как нельзя лучше покажется выводить птенцов в развалинах идумейских дворцов.

См. также Толкование на Ис. 34:5

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

12-15. Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому. 

Некому будет восстановить прежнего порядка общественной жизни в опустошенной стране: здесь не будет ни царей, ни князей, ни вельмож, все погибнут. И города страны, после опустошения, порастут терновником, как порастает необработанное поле; и крепости, на которые жители так надеялись, думая вечно благоденствовать, также порастут терном, в этих твердынях устроят безопасное жилище для себя только сирины и страусы. Здесь будет место привидениям и чудовищам; к дополнению всякого страха здесь будут раздаваться дикие вопли: это место, столь страшное для людей, будет тем удобнее и безопаснее для диких чудовищ пустыни. Там совьет гнездо себе и еж и будет обитать вполне покойно: его дети сохранятся в гнезде своем целыми н невредимыми; там спокойно будут встречаться олени лицом к лицу, никто их не разгонит, тогда как даже и в пустыне они не всегда бывают безопасны от нападения отважных охотников.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible