Скрыть
Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного».

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-10 А говорят: кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного

«Чистая совесть знает, что терпим мы не за грехи и что оскорбления в этом веке - предмет наград». Если враг бывало становился наглее и доходил до открытой брани, она (Павла) повторяла известное место из Псалтири… В искушениях она твердила слова Второзакония… В скорбях и бедствиях размышляла о словах Исаии: Отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери. Примите несчастье к несчастью, надежду к надежде, еще немного и еще немного. И свидетельство Писания было ей утешением. «Такова доля, - твердила она, - оторванных от груди, то есть достигших зрелого возраста - терпеть печаль за печалью, чтобы удостоиться получать надежду за надеждою: Зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-5)».

В Книге Иова читаем: Еще он говорил, как приходит другой вестник (Иов. 1:16); и в той же Книге: Не искушение ли (или, как лучше в еврейском, не зло ли) жизнь человека на земле (Иов. 7:1). Ибо для того и трудимся, и бедствуем в злобе мира сего, чтобы быть увенчанными в будущем. И не удивительно думать это о людях, когда Сам Господь был искушаем. И об Аврааме Писание свидетельствует, что Бог искушал его, почему и апостол говорит: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:3-5). И в другом месте: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание (Рим. 8:35-36). И Исаия увещевает таких людей, говоря: Отнятые от грудного молока, отлученные от сосцов матери, примите несчастье к несчастью, надежду к надежде, еще немного и еще немного. И апостол говорит: Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).

Послания


Ст. 9-10 А говорят: кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного

«Чистая совесть знает, что терпим мы не за грехи и что оскорбления в этом веке - предмет наград». Если враг бывало становился наглее и доходил до открытой брани, она (Павла) повторяла известное место из Псалтири… В искушениях она твердила слова Второзакония… В скорбях и бедствиях размышляла о словах Исаии: Отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери. Примите несчастье к несчастью, надежду к надежде, еще немного и еще немного. И свидетельство Писания было ей утешением. «Такова доля, - твердила она, - оторванных от груди, то есть достигших зрелого возраста - терпеть печаль за печалью, чтобы удостоиться получать надежду за надеждою: Зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-5)».

В Книге Иова читаем: Еще он говорил, как приходит другой вестник (Иов. 1:16); и в той же Книге: Не искушение ли (или, как лучше в еврейском, не зло ли) жизнь человека на земле (Иов. 7:1). Ибо для того и трудимся, и бедствуем в злобе мира сего, чтобы быть увенчанными в будущем. И не удивительно думать это о людях, когда Сам Господь был искушаем. И об Аврааме Писание свидетельствует, что Бог искушал его, почему и апостол говорит: И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:3-5). И в другом месте: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание (Рим. 8:35-36). И Исаия увещевает таких людей, говоря: Отнятые от грудного молока, отлученные от сосцов матери, примите несчастье к несчастью, надежду к надежде, еще немного и еще немного. И апостол говорит: Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Кому возвестихом злая, и кому поведахом весть

Святым пророкам и всему богодухновенному Писанию обычно возбуждать в человеке стремление к праведной жизни двумя способами: или страхом наказания, как бы сокрушая загрубевшую душу, склоняют к лучшему, или обетованием наград возбуждают мужество к перенесению страданий за подвиги благочестия. Об этом сказано устами Исаии к Иудеям: и аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия (Ис. 1:19-20). Итак, говоря: кому возвестихом злая, он как бы перстом указывает на необузданного Израиля, презиравшего проповедь святых пророков. Ибо «вот-вот кому» говорит вместо: народу жестокому, непокорному и неразумному служили мы и, передавая получаемые свыше от Бога глаголы, возвещали ему злая, то есть, наказания и угрозы, которые непременно обрушатся на голову тех, которые обвыкли непокорствовать. Поведахом весть, то есть мы благовествовали о благих, уготованных от Бога тем, которые обвыкли творить добро. Но совершенно никакой пользы не получил упорный, закоренелый во грехе и много болевший непослушанием Израиль. Итак, когда говорит: кому? то отнюдь не разумеет, что достойному: ибо и после столь ясного предречения святых пророков они, тем не менее, остались непреклонными и злыми и имеющими сердце, исполненное всякого упорства, а также были усердными исполнителями и диавольской злобы, ибо предали на распятие Спасителя и Искупителя всех, говорю, Христа, чрез Которого и с Которым Отцу слава со святым Духом во веки, аминь.

Ст. 9–11 Иже отдоении (суть) от млека, отторженнии от сосца. Печали на печаль ожидай, надежды к надежди, еще мало, еще мало, яко худостию устен, языком иным

Предшествующая беседа ваша остановилась на истолковании слов: кому возвестихом злая, и кому поведахом весть? Изъясняя смысл этих слов, мы сказали, что здесь введено лицо святых пророков, как бы упрекающих потомков Израиля за то, что они без пользы для себя слушали слова их и нисколько не изменились к лучшему, несмотря на то, что им и предвозвещены были бедствия и сообщена была утешительная весть. Мы сказали, что под словом: злая разумеются наказания, уготованные тем, которые получили привычку грешить, а под вестями – почести в благом уповании. Итак, когда ничто не принесло пользы потомкам Израиля, хотя пророки и возвестили им принятое от Бога, разумею угрозы и обетования будущих благ: тогда, говорит, кому возвестихом злая и кому поведахом весть? Когда же святые пророки как бы замолкли и на этом прекратили свою речь, тогда сам Бог всяческих присоединяет свое слово к речам святых, говоря: иже отдоении от млека и отторженнии от сосца. Печали на печаль ожидай, надежды и надежди. Ибо, говорит, невнимательные к предостережениям и страдающие великою непокорностью по справедливости были отвергнуты и, соделавшись непричастными спасения во Христе, они придут к погибели. Вы же, верою призванные к познанию истины, как бы от некоего сосца и молока отнятые от детоводительства, при помощи закона, принимавшие древле пищу свойственную младенцам и имевшие непросвещенный ум, ныне же пришедшие в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, перешедшие к пище, свойственной совершенным, и не лишенные познания слова правды, уготовайте сердца ваши к принятию новой проповеди о евангельской жизни, сообразной с учением Христа; явите себя мужами в терпении и если станут находить на вас частые скорби и постигнут вас одни за другими искушения и обрушится на вас жестокость гонителей, – потерпите мало и перенесите их в продолжение немногого времени, чтоб обогатиться вам упованием, превосходящим человеческий ум; ибо око, говорит, не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Потом показываем, какая будет первая скорбь для них. Ибо, говорит, худостию устен и языком иным. Смысл же пророчества таков. В Деяниях Святых Апостолов написано, что в день пятидесятницы беша вси вкупе собрани во едино и се бысть с небесе шум яко носиму дыханию бурну (Деян. 2:1-2); потом сказано: явишася им разделени язы́цы яко огненни, седе же на едином коемждо их, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2:3-4). Ибо Христос повелел им не отлучаться от Иерусалима, но ожидать обещанного от Отца, доколе не облекутся силою свыше (Деян. 1:4). Потом нисшедши говорили Израильтянам и всем бывшим из иных стран дарованными им от Бога языками и слушатели их поражены были удивлением и говорили: не се ли вси сии суть глаголющии Иудеи? И како мы слышим кийждо говорящих их на нашем собственном языке? Инии же, сказано, глаголаху, яко вином исполнени суть (Деян. 2:7-8; 13), то есть, пьяны. На это, думаю, и указывает изречение: худостию устен, языком иным. Ибо они говорили иными языками, так как Бог может все и предрек сие, сказав: иными языки и устны иными и возглаголю людем сим, и ни тако послушают мене. И хотя они, вникнув в предсказание, бывшее от Бога относительно сего события, должны были с полною уверенностью принять это знамение, однако же не сделали сего, но упрекая их в пьянстве, пребыли в непокорности.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 А говорят: кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного

На обличения Исаии священники, судьи и пророки иудейские отвечают: «что это? разве мы маленькие дети, которых нужно учить, как говорить? Он обращается с нами, как учитель! Ведь это мать только может учить маленьких детей односложным словам: kav, zav и т. под.». Иудеи, очевидно, насмехались в этом случае над пророком, который, являясь к ним, говорил: kav iehovat! т. е. заповедь Сущего (я возвещаю вам). «Нам надоели эти твои заявления о «заповедях», - говорят они, - ты все указываешь нам на наши отступления от закона» (тут немного и там немного). Таким образом ясно, что они хотели раздражить пророка, бессмысленно повторяя его обращение к ним (kav la-kav, zav la sav!).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 28:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 10-12 Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного». За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: «вот – покой, дайте покой утружденному, и вот – успокоение». Но они не хотели слушать. 
   Ст. 10-12 Печали на печаль ожидай, надежды к надежде, еще мало, еще мало, яко худостию устен, языком иным взглаголют людем сим, рекуще им: сей покой алчному и сие сокрушение, и невосхотеша слышати.

   Пророк передает подлинные слова современников, поколебавшихся в надежде на Бога в виду грозного врага. Они говорили пророку укоризненно: «ожидай печаль за печалью! прилагай надежду к надежде! еще немного подожди и еще немного!...». Говоря так, они посмеивались над проповедью о будущих бедствиях и вместе с тем побуждали других – ложных пророков – утешать себя совсем иначе, говорить «худыми устами и иным языком», т.е. говорить преступную и погибельную ложь: «вот покой получит алчный!», т.е. человек, предпочитающий мысль о союзе с царем Египетским против Ассирийского предостережению пророка и надеющийся через обогащение военной добычей утолить алчность к наживе, такой человек, будто бы и помимо союза с Богом, получит покой, состоящий в полном довольстве своим состоянием и достоянием. А между тем, в этом-то и состоит сокрушение или полное разорение отечества, по откровению Божию (Ис. 28:13, 18). Но, размышляя по своему, они уже не хотят слушать слова Божия из священных уст истинного Пророка, очищенных священнодействием серафима перед престолом Господа (Ис. 6:5-9 и сл.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible