Скрыть
ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 3-4 Сего ради благословят Тя людие мнози, то есть благословят народы, сопредельные Иудеям и живущие в окрестностях Иудеи, потому что ради Иудеев спаслись они от гибели; благословят и те из Ассириян, которые спаслись от поражения, бежали и возвестили Сеннахириму. Итак, восхвалят народы, вместе с домом Иудиным, и рекут: Был бо еси… помощник народу Твоему от притеснения гонителей, покров от бури. Под образом бури представляет пророк угрозы Рабсака и друзей его. Сень от зноя. Для Иудеев был Ты покровом от бури и сенью от зноя.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-5 Господи! Ти Бог мой; превознесу Тебя, буду исповедаться имени Твоему, ибо Ты совершил дивное, предопределения древние верные, аминь. Ибо Ты превратил город в кучу камней, твердую крепость в развалины, в дом чужеземцев, так чтобы не было города и чтобы он не был восстановлен во веки. Посему восхвалит Тебя народ сильный город народов крепких убоится Тебя. Ты тень для жаждущих и дыхание людей терпящих беззаконие, как люди малодушные, терпящие жажду в Сионе от людей нечестивых, которым Ты предал нас

Место это объясняется двояко. Иудеи думают, что это голос святых и народа верующего, когда Бог совершит против всего мира то, что сказано выше и когда исполнится пророчества всех пророков.

Под городом разрушенным они разумеют Рим, который будет совершенно разрушен. А под народом сильным, который хвалит Господа и которому Господь стал крепостью в его бедствиях и тесноте, разумеют Израиля, который от угнетений язычников избавлен как бы во время сильнейшего жара. Другие же лучше и правильнее разумеют, что это говорится от лица пророка, возсылающего благодарение Отцу за страдание Господа Спасителя,— что Он сотворит дивное и древние предопределения исполнит на деле, когда стоящие одесную услышат: приидите, благословенны Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:34). Разумея это и Павел говорит: якоже избра нас в нем прежде служения мира, быти нам святым и непорочным (Еф. 1:4), и желая исполнения того, что пророчествует, присовокупляет еврейское слово аминь, вместо которого LXX перевели да будет.

И Господь в Евангелии часто употребляет это слово: аминь, аминь, т. е. истинно, истинно, глаголю вам (Ин. 6). А почему восхваляет и исповедуется имени Господа и какие это дивные дела и предопределения древние, которые Он показал истинными, — об этом говорится далее: ибо Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины, в дом чужестранцев, так чтобы не было города и чтобы он не был возстановлен во веки.

Разумеется крепкий некогда город Иерусалим, ставший городом чужеземцев, о которых Спаситель говорит в псалме: сынове чуждии солгаша Ми, сынове чужды обетшаша (Пс. 17:45). После того как этот город будет разрушен, он уже во веки не созиждется, — чтобы умолкли мечты о тысячелетнем царстве и золотом и украшенном драгоценными камнями Иерусалиме. По разрушении же Иерусалима за его нечестие, восхвалит Господа народ сильный. Какой это народ сильный, показывает следующий стих: город народов сильних убоится Тебя. Тогда как те богохульствуют, народ из язычников убоится Тебя. Ибо начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10).

Восхвалит Тебя народ крепкий, и город народов (или язычников —gentium) сильных убоится Тебя, — т. е. Церковь собранная из язычников. Ибо ты стал силою для бeдного — для Хриcта Твоего, о котором в Псалмах читаем: блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс. 40:2). И у Захарии, по еврейскому тексту, этот бедный, т. е. ebion, изображается сидящим на жеребенке ослицы (Зах. 9). Он — сила для бедного в горе страданий Его, надежда в вихре древа крестного и сень от зноя — в то время, когда Он сказал: Отче, в руце Твой предаю дух Мой (Лк. 23:46). Ибо как ветер, ударившись в стену, обходит ее, так и вихрь богохульствующих Иудеев не мог причинить Ему вреда. И, — употребляя другое сравнение,—как виноградный отпрыск, палимый сильнейшею жарою, засыхает, так и Ты иссушишь и погубишь буйство и крики чужеземцев, т. е. ставших тебе чуждыми.

По LXX же толковникам в этом месте я не мог найти, не говорю смысла, но и связи и порядка слов. Там, где мы перевели как зной во время жажды, вместо чего в еврейском написано basaion, что у них значит непроходимое место или жажда, они, вместо непроходимого или жажды, перевели в Сионе. Ошибка ясно произошла вследствие сходства слов Saion и Sion, которые пишутся теми же буквами.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей

Посему… Несмотря на свое упрямство, язычники не могут не признать в этом разрушении их городов кары Божией (ср. Ис. 18:7).

Буря против стены. Т. е. гнев, ярость тиранов, врагов Церкви, причинит ей так же мало вреда, как мало вредит толстой каменной стене дыхание бури.

Как зной в месте безводном. Зной или жара на Востоке действует чрезвычайно губительно на людей в степях, лишенных освежающей воды. С этим зноем сравнивается ярость врагов Церкви Христовой.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 25:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

4. Ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены. 
 

В то время, когда разрушались города возвышенные, укрепленные, многолюдные и гордые своим могуществом и богатством (Вавилон, Кир-Моав, Мемфис, Тир и др.), Господь был помощником всякому городу смиренному, т.е. расположенному на низменном месте, неукрепленному и малолюдному, именно в то время, когда страшные враги опустошали вселенную. Господь был покровом всем жителям смиренных городов при оскудении их, т.е. когда оскудевали их средства к жизни и слабели силы. Во время этих страшных бедствий помощь Божия была в особенности благодетельна, подобно тому, как бывают благодетельны тень и прохладный ветер для путников, истомленных зноем и жаждой в безводной пустыне.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible