Скрыть
Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, да не ожесточитесь и впадете в обольщение обманом греха плоти вашей.

Нил Синайский, прп. (†430)

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

Сказанное Апостолом: «утешайте себе, дондеже, днесь, нарицается» (Евр. 3:14), – и написанное в книге Иова: «бысть же, яко день сей» (Иов. 2:1), – означаете целый настоящий век. Потому что вся жизнь человеческая – один день. А поэтому и «сатана» непрестанно и всегда «просит сеять вас, яко пшеницу» (Лк. 22:31). Посему сказано: «бысть, яко день сей», – то есть и тогда случилось быть чему-то такому, что и у нас ныне случается с искушаемыми диаволом. Посему прекрасно не малодушествовать, но призыванием и утешением Духа укреплять мысли свои, чтобы враг не поглотил нас по причине отчаяния.

Письма на разные темы. Диакону Кириаку

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: ныне

То есть назидайте друг друга и подкрепляйте, чтобы не пасть. Если же кто падет, исправляйте его, пока он жив;

это означает выражение: доколе можно говорить: «ныне», ибо есть надежда. В особенности же, да не будет в ком-нибудь дурного сердца; а если случится, пусть он не впадает в отчаяние, но утешайте его, и вы снова приобретете его.

Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

То есть чтобы от отчаяния не пришел в ожесточение и не остался бы неизлечимым. Ибо как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так и ожесточившиеся души не повинуются слову Божию. Обольщением грехом называет или обольщение диавола, то есть чтобы не надеяться, что будет воздаяние, или беспечность. Ибо, говорит, если однажды я согрешил, то уже нет у меня никакой надежды, - поистине это греховное обольщение. Грех, обольщая и привлекая к себе, заставляет мыслить так, как сказано: с приходом нечестивого приходит и презрение (Притч. 18:3). А кто презирает, тот уже не может веровать. Таким образом, от греха происходит неверие. И говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс. 93:7). И еще: говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь» (Пс. 9:34), и: забыл Бог (Пс. 9:32), и все тому подобное.

Евфимий Зигабен (†1118)

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

Но утешайте себе на всяк день, дондеже днесь нарицается

Руководствуйте друг друга, поддерживайте, пока днесь нарицается, т. е. постоянно, пока существует настоящий мир.

Да не ожесточится некто от вас лестию греховною

Чтобы не ожесточиться (кому нибудь из вас) до неверия, что обыкновенно происходит от обольщения грехом. Ибо неверие рождается от греха: когда кто-либо впадет в глубину пороков, тогда им овладевает нерадение. А при нерадении он уже ослабевает в вере, обольщаемый грехом, потому что, впереди уже нельзя ожидать исправления, даже и решимости к нему не будет.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

Грех силен своей обольстительной приятностью, и противодействие ему потребует не только личных усилий каждого к бодрствованию и осторожности, но и общей сплоченности в борьбе с ним, почему и предлагается наставлять друг друга, утешать (παρακαλει̃τε ἑαυτοὺς), «доколе можно говорить: ныне», т.е. доколе продолжается время благодати.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Стихи 12 и 13 составляют окончание периода, начавшегося с 7 стиха, причём Апостол в помощь себе призывает и всех к взаимным увещаниям не отступать от Бога, но устраняться лукавства, неверия, ожесточения и греховности вообще, напоминая, что Бог всегда может видеть всё и всем воздать должное, как бы кто не лукавствовал. Поставляя в неразрывно тесную связь καρδία πονηρὰ ἀπιστίας, Апостол показывает, что злое сердце скрывает в себе неверие, которое при случае проявляется в отторжении от Бога. В данном случае под этим отторжением до́лжно разуметь отпадение от христианства в иудейство, из чего следует, что не все евреи приняли христианство вполне искренно и твёрдо, но в некоторых крылось лукавство приверженности к прежней вере. Яснее раскрывается это в Евр.9:14, где Апостол говорит, что кровь Христова очистит нашу совесть от мёртвых дел (закона) для служения Богу живому и истинному.
 
Взаимность ежедневных наставлений, по Апостолу, должна продолжаться до тех пор, пока τὸ σήμερου καλεῖται, т. е. доколе есть ещё земное время, которого не будет, когда совершится суд и та катастрофа, которую тогда многие ждали, как имеющую совершиться вскоре.
 
Причину ожесточения Апостол указывает в обольщениях олицетворяемого здесь греха, который представляет человеку злое и пагубное, как доброе и прекрасное, чем помрачает познание и расстраивает сердце, уклоняя его от святого. Само же по себе ἁμαρτία здесь до́лжно разуметь в широком его значении и в смысле отпадения от христианства, так как по выражению Рима, здесь не даётся ничего принудительного.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 

Ввиду такого гнева Божия на неверов, святой Павел заповедует евреям-христианам тщательно наблюдать за собою, чтобы не было в ком сердца лукавого, по своей развращенности склонного к неверию, ибо злое, развращенное грехом сердце, есть источник неверия (ср. Рим. 1:21). Это неверие, достигши высшей своей степени, оканчивается полным отпадением от Бога, поэтому и сказал: дабы вам не отступить от Бога, прежде сказанное слово Которого о евреях имеет силу и теперь, как и тогда, и Он как живой может и над ними, неверующими, привести в исполнение Свои угрозы. Но грех, ожесточающий сердце, и увлекающий людей к неверию и отпадению от Бога, имеет привлекательную, обольстительную силу - лесть, так что человек легко впадает в его сети. Поэтому необходимо бодрствование, осторожность, к чему и увещает святой Павел. Это бодрствование не должно ограничиваться нами самими, но должно простираться и на других - наших ближних. Наставляйте, говорит, друг друга каждый день, всегда, во все время своей жизни, пока можно говорить «ныне», пока продолжается время жизни нашей в царстве благодати. И благодать Господа Иисуса поможет вам избавиться от греха.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible