Скрыть
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

Посему смотрите остерегайтесь, да не будет в ком из вас сердце лукавое, как у них, кои не вошли (в землю обетованную), - и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему.

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого». Под «отступлением» же (от Бога) он подразумевает не отказ от имени Господа, но неверие обетованиям Его.

Великое послание

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного

Сказано это для устрашения. Вероятно, были некоторые неверующие в истину сказанного о воздаянии и потому желавшие испытать силу Божию и попечение о них в искушениях, которым они подвергались. Поэтому охраняет их, напоминая о том, что терпели в древности не веровавшие. Ибо будущие ужасы не так сдерживают многих, как прошедшие и всем уже известные. Обрати внимание и на то, что от неверия всякий переходит к дурным помыслам и к таким же делам.

Дабы вам не отступить от Бога живаго

Неверие не находит другого выхода, кроме того, что всякий отступает от Бога. До тех пор, пока человек держится Бога и надеется на Него, как всемогущего, он ничего не считает невозможным.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

А сердце неверно тогда, когда оно лукаво: о, как надобно бояться этого лукавства сердечного! Лукаво же сердце тогда, когда нечисто, то есть заражено страстями: самолюбием и не совсем чистою любовию к другим, пристрастною, корыстною. Чтобы поэтому иметь сердце верующее, нужно очистить его, при благодати Божией, от самолюбия и гордости и других страстей, сокрушить его смиренною молитвою к Богу, чувством человеческой бедности, окаянности и слепоты. Люди с лукавым сердцем легко отступают от Бога; так как лукавство есть плод страстей, то лукавых богоотступников чаще всего можно встретить между людьми знатными, богатыми, учеными – вообще, пользующимися большою или некоторою известностию света и живущих в довольстве и счастии, хотя несомненно и то, что лукавое, неверное сердце можно найти и под рубищем. Чтобы не увлечься прелестию греховною к неверию, будем иметь в виду непререкаемо истинные и важные места из святого слова Божия и ими утешать, поддерживать себя в вере.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

Блюдите, братие

Так как речь о будущем не так убедительна, как о прошедшем, то он и привел им на память историческое событие, из котораго видно, что предки их имели недостаток в вере. Далее он настойчиво убеждает их быть внимательными.

Да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво (исполнено) неверия

Жестокое сердце теперь он называет лукавым. Сердце же неверия – то же, что сердце неверующее, не принимающее словес Божиих, душа, с недоверием относящаяся к надежде на будущее.

Во еже отступити от Бога жива

Душа бывает черства и чужда веры по причине отступления от истиннаго Бога. Ибо пока она повинуется Ему, она не теряет веры, а лишь только начнет пренебрежительно относиться к Нему, то впадает в неверие.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго

Апостол увещает и предостерегает от неверия и источника неверия - сердца лукавого. Последнее - прежде всего, ибо злое, развращенное грехом сердце есть главная причина и источник неверия (ср. Рим 1:21). Неверие влечет за собою, как дальнейшее следствие, полное отпадение от Бога живого. Наименование Бога живым означает здесь, во-первых, что слово Его, прежде сказанное, никогда не теряет своей силы и во всякое время готово привести в исполнение свои угрозы; во-вторых, наименованием живый дается понять, что отпадение от этого Бога равносильно смерти и полной гибели, ибо вне Бога не может быть ничего живого и благополучного.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Стихи 12 и 13 составляют окончание периода, начавшегося с 7 стиха, причём Апостол в помощь себе призывает и всех к взаимным увещаниям не отступать от Бога, но устраняться лукавства, неверия, ожесточения и греховности вообще, напоминая, что Бог всегда может видеть всё и всем воздать должное, как бы кто не лукавствовал. Поставляя в неразрывно тесную связь καρδία πονηρὰ ἀπιστίας, Апостол показывает, что злое сердце скрывает в себе неверие, которое при случае проявляется в отторжении от Бога. В данном случае под этим отторжением до́лжно разуметь отпадение от христианства в иудейство, из чего следует, что не все евреи приняли христианство вполне искренно и твёрдо, но в некоторых крылось лукавство приверженности к прежней вере. Яснее раскрывается это в Евр.9:14, где Апостол говорит, что кровь Христова очистит нашу совесть от мёртвых дел (закона) для служения Богу живому и истинному.
 
Взаимность ежедневных наставлений, по Апостолу, должна продолжаться до тех пор, пока τὸ σήμερου καλεῖται, т. е. доколе есть ещё земное время, которого не будет, когда совершится суд и та катастрофа, которую тогда многие ждали, как имеющую совершиться вскоре.
 
Причину ожесточения Апостол указывает в обольщениях олицетворяемого здесь греха, который представляет человеку злое и пагубное, как доброе и прекрасное, чем помрачает познание и расстраивает сердце, уклоняя его от святого. Само же по себе ἁμαρτία здесь до́лжно разуметь в широком его значении и в смысле отпадения от христианства, так как по выражению Рима, здесь не даётся ничего принудительного.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 

Ввиду такого гнева Божия на неверов, святой Павел заповедует евреям-христианам тщательно наблюдать за собою, чтобы не было в ком сердца лукавого, по своей развращенности склонного к неверию, ибо злое, развращенное грехом сердце, есть источник неверия (ср. Рим. 1:21). Это неверие, достигши высшей своей степени, оканчивается полным отпадением от Бога, поэтому и сказал: дабы вам не отступить от Бога, прежде сказанное слово Которого о евреях имеет силу и теперь, как и тогда, и Он как живой может и над ними, неверующими, привести в исполнение Свои угрозы. Но грех, ожесточающий сердце, и увлекающий людей к неверию и отпадению от Бога, имеет привлекательную, обольстительную силу - лесть, так что человек легко впадает в его сети. Поэтому необходимо бодрствование, осторожность, к чему и увещает святой Павел. Это бодрствование не должно ограничиваться нами самими, но должно простираться и на других - наших ближних. Наставляйте, говорит, друг друга каждый день, всегда, во все время своей жизни, пока можно говорить «ныне», пока продолжается время жизни нашей в царстве благодати. И благодать Господа Иисуса поможет вам избавиться от греха.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible