Скрыть
И бы́сть сло́во Госпо́дне втори́цею ко Агге́ю проро́ку въ два́десять четве́ртый ме́сяца глаго́ля:

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 20–23 И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф

У LXX прибавлено [после: небо и землю], море и сушу и нет слов: сокрушу крепость царства язычников, – что более полно познается [или: будет узнано] из чтения их. – Необходимо заметить, что в тот же самый день, – двадцать четвертый девятого месяца, – но без указания месяца, – ибо пророчествовали [или: было пророчество] о пришествии Христа и о царстве Его, – было слово Господне к Аггею во второй раз, и не в руке его, как прежде, и не к пророку Аггею, как в четвертом видении, но просто к Аггею, т. е. торжествующему праздники Господа, ибо он провозвещает и созерцает не Имеющего придти, но уже Идущего. И как Авраам увидел день Христа и возрадовался (Ин. 8:56), и как Иоанн перстом указал Агнца Божия (Ин. 1:29); так и этот, видя царство Сына Божия имеет в себе все торжества. Касательно этого места у весьма многих мы находим различные понимания. Одни относят это к первому пришествию [Христа], другие ко второму, когда Он имеет придти [или: будет] во всей славе величия Своего. Мы относим это и к первому, и ко второму пришествию, ибо и тогда Он царствовал, когда пришел, и потом будет царствовать. При этом, если мы захотим понимать это в отношении к концу мира, то скажем, что Апостол говорит Коринфянам: Должно разрушить всякое начальство и власть, и силу, чтобы был Бог для всех все (1Кор. 15:24–28). А так как пророчествуется нечто глубоко таинственное, относящееся к концу жизни всего, то Аггею повелено сказать слово одному только Зоровавелю, которого мы уже изобразили, как прообраз Спасителя по его происхождению от семени Давидова. Итак ему говорится о том, что будет в конце: пройдет мимо образ внешнего мира и будет небо новое и земля новая; и подвигнет Господь небо и землю, и ниспровергнет всякое начальство власть и силу, и рассеет царей царей или, как в Еврейском: царств, и погубит всю силу вражию, чтобы даже тем, которые прежде царствовали и имели под своим владычеством народы, помогло сокрушение их власти и чтобы по рассеянии всех стремлений к насилию, наступил мир; это и обозначают слова: и ниспровергу колесницу, или колесницы и всадников их, и будут сброшены кони и всадники их. А чтобы вы знали, что ниспровержение колесниц и падение коней обозначает сказанное нами, посмотрите, как говорится о Христе у Захарии: придет царь кроткий, восходящий на подъяремную и молодого осленка и рассеет колесницы Ефремовы (Зах. 9:9–10) и конницу Иерусалимскую, так что будет одно стадо и один Пастырь и оба отряда воинов, как из иудеев, так и из язычников, будут под управлением мирного Пастыря; а чтобы истребить все развращенное, каждый восстанет с мечом против брата своего, отсевая все враждебное (я думаю, что это есть острейшее слово учения, рассекающее все развращенное). Но конец всего этого самый лучший. А именно: по ниспровержении престолов, и низложении силы царствующих и колесниц, и коней, и всадников, вью день тот, говорит Господь Всемогущий, Я приму тебя, раба Моего, Зоровавель, сын Салафииля. Рабом он называется по телу человеческому, так как тогда и Сын покорится Подчинившему Себе всё, и сам Покорявшийся будет видим в покоренных. А когда эго исполнится, то Бог положит Его как бы печать в руке Своей; ибо Его запечатлел Бог Отец (Ин. 6:27). Он есть образ Бога невидимого и обнаружение сущности Его. Так что кто уверует в Бога, тот будет запечатлен как бы сею печатью.

Умоляю тебя, читатель, чтобы ты был снисходителен к тому, который писал столь быстро и не искал в выражениях красоты и изящества, которые я утратил во время столь продолжительного изучения Еврейского языка, хотя Алекто [критик мой] всегда объявляет меня ребячествующим и бессловесным. Ему я скажу: Господь даст слово благовествующему [и] силу многую (Пс.67:12).

Толкование на пророка Аггея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 20-22 И бысть слово Господне вторицею ко Аггею пророку, в двадесять четвертый месяца, глаголя: рцы к Зоровавелю сыну Салафиилеву от колена Иудова, глаголя: Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею: и превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадники, и снидут кони и всадницы их, кийждо во оружии на брата своего

От частных и сподручных деяний пророческое слово всегда почти делает переход к предметам всеобщим и главнейшим. Так, если когда делает упоминание об освобождении кого-либо, то часто переходит к освобождению чрез Христа. Нечто подобное и теперь являет нам слово пророческое, так как к прежде сказанному почитает необходимым присоединить и то, что служит уже тонким предуказанием, как бы в загадке и сени, на тайну Христову. Пророк посылается к Зоровавелю из колена Иудина сказать, что поколеблется небо, земля, также море и суша, – уничтожатся и престолы царей. И премудрый Павел, отдавшись созерцанию предложенного пророчества, выражение «поколеблется», говорит, указывает на то, что будет преложение колеблемого, дабы осталось непоколебимое (Евр.12:26-27). И чрез Него все стало новым (2Кор. 5:17), очевидно твердым, непоколебимым и постоянным. Итак, замечай благоустроение слова пророческого. Возвестив им удивительное благоплодие и обещав доставлять в изобилии все для их радования и удовольствия, тотчас же присоединил и указание на благоплодное время истины, очевидно на обильное от Бога подаяние духовного благословения. Я поколебал, говорит, поднебесную, когда выводил Израиля из земли Египетской. Но поколеблю и еще, то есть славным и известным для всех жителей земли соделаю его (Израиля), как бы подвергая все потрясению. И низложив престолы царей, уничтожу всю их силу, и как бы у витязей каких, объезжающих всю поднебесную, отниму у них жестоковластие над всеми, воздвигну других витязей и воинов, обнажающих меч против рода своего и братьев своих. Этими словами, кажется, указывает на низверженные могуществом Спасителя нашего лукавые и вражьи силы, начала и власти, над коими восторжествовал крестом Своим и, лишив их жестоковластия над всеми, оказал помощь угнетенным, нам очевидно (1Кор.15:24; Кол. 2:15). Так и святая и непорочная Дева, когда еще имела Христа в чреве своем, исполнившись святого Духа в душе своей, предвозвестила, сказав так: «низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя» (Лк. 1:52). Итак, низвержены властелины и пали с престолов своих. Впрочем благодеяния пришествия Спасителя нашего не оканчиваются на этом. Но воздвигнут еще некий сонм витязей, мужи воительные, опытные в войне, умеющие предводительствовать и мужественно противостоящие злобе дьявола. Эти же божественные ученики были также и теми, кои обнажали мысленно меч духа, то есть слово тайноводства, живое, действенное и проницательнейшее (Евр. 4:12), – выходили против всякого человека и против рода, и против братьев, не до смерти поражая, но уничтожая в них невежество, – как бы умерщвляя для мира и заставляя умереть для грехов, дабы жили для Бога, возлюбив достославную и непорочную жизнь, очевидно евангельскую. А что из-за любви ко Христу должны были сыны противиться отцам, дочери матерям, братья братьям, можно ли сомневаться в этом, когда Спаситель ясно сказал: «приидох разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою: и невесту на свекровь свою: и врази человеку домашнии его» (Мф. 10:35-36). Враги – поскольку держались других мыслей, но вскоре и друзья – в единодушии веры и в единстве духа любви во Христе.

Толкование на пророка Аггея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 20-22 И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого.


Ст. 20-21 И бысть слово Господне вторицею ко Аггею пророку в двадесять четвертый месяца глаголя: рцы к Зоровавелю сыну Салафиилеву от колена Иудова глаголя: еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею.
 

Не просто изрек Бог: еще единою Аз потрясу небом и землею и морем и сушею, но напоминает сим благодеяние, оказанное в нашествие Сеннахиримово; потому что, предав внезапной гибели Сеннахиримово воинство, всю землю и море исполнил страшным о сем повествованием. 

Ст. 22 И превращу престолы царей, и потреблю силу царей языческих, и превращу колесницы и всадники, и взыдут кони и всадницы их кийждо во оружии на брата своего: 

не требующую трудов доставлю вам победу. Доведя народы до безумия и до помешательства в уме, вооружу друг против друга, и все до одного будут истреблены даже и с конями.

Толкование на пророка Аггея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф

Четвертая речь - обращение к Зоровавелю, как потомку дома Давидова и носителю данных этому дому обетований

Относительно четвертой речи пророка, обращенной собственно к одному Зоровавелю, но по содержанию своему представляющей воспроизведение существенной части второй речи (II:1-9, собственно ст. 6-9), в экзегетике ставится, главным образом, два вопроса: 1) почему и в каком смысле пророчество, составляющее раскрытие пророчества II:6 и прежде данное всему народу, теперь сообщается одному Зоровавелю? и 2) какой смысл имеет обетование Божие, Зоровавелю хранить или держать его как перстень или печать? Первый вопрос некоторыми новыми историками-библеистами (Штаде, Велльгаузен) решается в том смысле, что вся четвертая речь есть выражение политических и мессианских чаяний иудейского народа, сосредоточившихся после плена на Зоровавеле, как представителе общины и отпрыске царского рода Давида, – чаяний, оживившихся, будто бы, благодаря постройке храма или же под влиянием революционных движений в персидской империи, возбудивших в подчиненных Персии народностях надежды на скорый распад Персии и на освобождение их от ее ига. Но наличность в иудеях данного времени такого рода надежд и чаяний не подтверждается ни библейскими, ни вне библейскими источниками. Книга же пророка Аггея достаточно ясно свидетельствует, что современные пророку иудеи не только не питали указанного рода смелых надежд и политических тенденций, но и были глубоко подавлены разного рода неудачами и бедствиями до полной почти потери веры в себя, в свою силу, даже в непреложность завета их с Богом и обетований, данных народу Божию Иеговою (ср. II:4-6): в частности же, 4-я речь своим утешительным, ободрительным тоном свидетельствует об угнетенном, подавленном настроении Зоровавеля, а в лице его всего народа. Несомненная связь 4-ой речи со второю, особенно со ст. 6-9, показывает, напротив, что сказанное ранее народу теперь повторяется Зоровавелю, – очевидно, в разъяснение возможных недоумений, – именно как члену царского дома Давида, которому с потомством его были некогда даны высокие, вечного значения обетования (2Цар VII:13, 15, 18; Пс LXXXVIII:28 и др.). С этим вместе мы подходим к решению и вопроса, в каком смысле обещается Зоровавелю, ст. 23, что Бог будет хранить его как перстень – печать. Аналогия других библейских мест, где говорится о перстне (напр., Иер XXII:24; Песн VIII:6; Сир XVII:18) бесспорно подтверждает, что здесь (ст. 23) говорится об особенном, благодатном охранении Промыслом Божиим Зоровавеля, и именно не столько лично его, а как представителя Богоизбранного царского рода Давидова, из которого имел произойти Мессия. На такой типологический смысл пророчества указывает и сохраненное Иисусом, сыном Сираха, воспоминание о пророчестве Аггея о Зоровавеле: «Как возвеличим Зоровавеля? И он – как перстень на правой руке!» (Сир XLIX:13). То, что в Агг II:22-23, усвояется Зоровавелю, в истинном смысле принадлежит великому потомку Зоровавеля – Божественному Рабу Иеговы – Христу Спасителю (ср. 1Пар III:16-19; Мф I:12-13; Лк I:27).

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 20-23 И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф. 

В тот же день, в который Господь обещал народу возвращение Своего благословения на произведение земли, пророк получает новое откровение, окончательно подтверждающее, что Господь вполне восстановляет Свои прежние отношения к Израилю. Откровение обещает сосредоточенному в то время царству Давидову в князе Зоровавеле сохранение его среди ниспровержений мирского владычества. «И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю» (см. Агг.2:6-7). И в тоже время «ниспровергну престолы царств», разрушу царства, «и истреблю» то, на чем зиждется твердость царств, твердость их престолов, а именно «силу царств языческих», уничтожу и то, на чем утверждается эта сила: «опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого». Враждебные языческие царства будут взаимно истреблять друг друга и в последней, междоусобной борьбе уничтожать себя окончательно (ср. Иез.32:21, Зах.14:13). Но в то время, когда языческая власть будет гибнуть сама от себя, Зоровавель будет сохраняем под особенным покровительством Божиим. Бог сделает Зоровавеля неразлучным с Собою, перстнем с печатью Он даст ему положение, находясь в котором он нераздельно будет соединен с Иеговою, он не будет отвергнут, отброшен, но будет сохраняем Иеговою, как драгоценное Его достояние (ср. Иер.22:24). «В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф». Чтобы понять смысл этого обетования во всей его широте, для этого надобно принять во внимание то положение, какое Зоровавель занимал в обществе Израилевом, возвратившемся из плена. Ибо что обетование касается не его индивидуальной личности, а его собственно должностного положения, то это можно заключать уже из того, что обещанное Зоровавелю особенное благоволение Божие должно исполниться по низвержении престолов и силы всех царств языческих народов. В течение жизни одного человеческого возраста, следовательно и в течение жизни Зоровавеля могло совершиться падение того или другого царства, но никак не падение всех царств, и затем еще приход всех язычников ко храму Господню для наполнения и прославления его своими сокровищами (Агг.2:7). Зоровавель был поставлен персидскою властью правителем и вождем Иуды и на эту должность без сомнения был избран, потому что он был князь Иуды (1Ездр.1:8), и, как сын Шеалтиилов, был потомок из рода Давидова. Поэтому в его положении как князя Иуды, князя из царственного рода Давидова, было закрепляемо продолжение царства Давидова, а в положении его как правителя Иуды, правителя, поставленного персидскою властью, это царство Давидово отображаемо было в его тогдашнем уничиженном состоянии подчинения власти языческой. Следовательно, царство Давидово вполне сосредоточивалось в то время в личности Зоровавеля, так что исполнение божественных обетований о вечном продолжении семени Давидова и его царства в то время держалось только Зоровавеля и утверждалось на сохранении его рода. Поэтому-то обетование пророка Аггея, изреченное им от лица Божия, и говорит о том, что Господь, уничтожая царства языческие, царство Давидово удержит и всесецело сохранит в Зоровавеле, ибо Господь избрал Зоровавеля как раба Своего. Этими словами мессианское обетование, данное Давиду, между потомками этого царя переносится на Зоровавеля и род его, и исполнится на этом потомке Давида так же, как исполнится и самому Давиду данное обетование, что Господь сделает его первенцем между всеми царями земли (Пс.88:28). Исполнение совершается в Иисусе Христе, Сыне Давидовом и потомке Зоровавелевом (Мф.1:12; Лк.3:27), в котором Зоровавель получил в очах Иеговы значение перстня с печатью. Иисус Христос воздвиг снова царство отца своего Давида, и царству Его не будет конца (Лк.1:32-33) Правда, это царство по временам, по-видимому, утесняется и унижается со стороны боговраждебной силы, но совершенно оно никогда не будет уничтожено «разрушено», напротив само уничтожит и сокрушит в конце концов всякую противодействующую ему, боговраждебную силу, уничтожит все нападающие на него царства и останется на веки единым на всей земле царством (Дан.2:44; Евр.12:281Кор.15:24). Цель как этого обетования, так и обетования о славе храма, выясняется из обстоятельств того времени. При освящении новосозданнаго храма Зоровавелева облако славы Божией не наполнило этого храма, ему не доставало также и самой существенной части Синайскаго завета – ковчега со свидетельством, т.е. с таблицами закона, которых, так как Сам Бог написал на скрижалях, истесанных рукою Моисея десять заповедей закона, никакой человек не мог восстановить. Ветхий Завет в его синайской форме не мог быть снова восстановлен; Господь положил по Своему обетованию, данному чрез Иеремию пророка (Иер.31:31-33), заключить новый завет с домом Израиля и Иуды. Он восхотел свой закон вложить в их сердце и написать в их мысли. Но к этому народ не был еще достаточно подготовлен. Поэтому возвратившиеся из плена Иудеи должны были оставаться еще под властью языческою до тех пор, доколе не наступило время для заключения Нового Завета, доколе Господь не пришел в Свой храм, и доколе Ангел завета не наполнит этот храм славою язычников. Таким образом, время Зоровавелева храма было временем ожидания и периодом приготовления к явлению обещанного Спасителя, приготовления чрез постепенное отторжение Израиля от видимого и вещественного к невидимому духовному, от прообразований к первообразу, от сени и гаданий к самому образу вещей. В народе этого времени утвердить уверенность в исполнении божественных обетований – такова была цель обоих спасительных обетований, возвещенных Аггеем.

Пророк Аггей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible