Скрыть
Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-11 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями

Не без причины божественное Писание указало нам и время и число сыновей праведника; нет, и в этом оно хотело показать нам, хоть и не прямо, необыкновенное величие его добродетели. Выше оно сказало, что «бе Ное лет пяти сот», и тут же присовокупило: «и роди сына три» (Быт.5:32), научая нас, как необычайно велико было его воздержание, и притом в такое время, когда все тогдашние люди преданы были такой невоздержности и такому разврату, и всякий, так сказать, возраст, устремился на зло. Вы ведь слышали, как божественное Писание говорит: «видев же Господь, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет злая прилежно в сердце своем» от юности (Быт.6:5), и этим ясно показывает нам, что и юноши старались превзойти (в нечестии) старших по возрасту, и старцы безумствовали не менее юношей, и что даже самый невинный возраст сильно увлекался к пороку.

Итак, чтобы мы знали, как, не смотря на то, что все эти люди предавались такому неистовству и разврату, праведник один подвизался, при других добродетелях, в целомудрии до пятисотлетнего возраста, Писание, сказав: «бе Ное лет пяти сот», говорит уже: «и роди Ное сына три». Видишь, возлюбленный, необычайное воздержание праведника? Не пробежим же этого без внимания, но, размыслив и о том времени, и о нечестии, разлившемся по всему роду человеческому от великой его беспечности, подумаем, какая доблесть и боголюбивая воля требовалась для того, чтобы в течение столь долгого времени, обуздывать порывы похоти, идти наперекор всем другим, и воздержаться не только от беззаконного совокупления, но и от законного и невинного. «И роди, – сказано, – Ное сына три, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды». Мне кажется, что этот праведник и теперь разрешил свое воздержание и родил этих сыновей, повинуясь Божию домостроительству. Так как вследствие увеличившегося разврата и крайне усилившегося нечестия, вселенной угрожала совершенная погибель, то человеколюбец Бог благоволил оставить этого праведника, как некий корень и закваску, чтобы он, по истреблении тех (нечестивых современников), был начатком будущих поколений. По этой-то причине он, родив после пятисот лет этих трех сыновей, на них и останавливается, показывая самым делом, что он поступил таким образом, повинуясь Божией благости, имеющей открыться по отношению к роду человеческому. И чтобы увериться тебе, что это говорю я не по одной догадке, посмотри на точность в словах Писания. Сказав, что праведник «роди сыны три», оно тут же присовокупило: «растлися же земля пред Богом, и наполнися земля неправды». Видишь, какое великое и невыразимое различие в одной и той же природе? О праведнике Писание сказало: «Ное человек праведен, совершен в роде своем», а о всех прочих говорит: «растлися же земля пред Богом, и наполнися земля неправды». Именем земли оно называет всю совокупность людей. Так как все дела их были земные, то Писание именем земли означает их унижение и крайнюю степень нечестия. Как о первом человеке, когда он преступил заповедь и лишился славы, прежде облекавшей его, Бог, подвергнув его наказанию смертию, сказал: «земля еси, и в землю отыдеши» (Быт.3:19), так и здесь, когда весьма усилилось зло. Писание говорит: «растлеся земля». Да и не просто сказало: «растлеся земля, но – пред Богом, и наполнися земля неправды». Словом «растлеся» оно означило все пороки их, потому что нельзя сказать, чтобы они были виновны в одном, или двух грехах; нет, они совершали все беззакония в великом множестве. Поэтому Писание и присовокупило: «наполнися земля неправды». Не просто и не случайно они предавались нечестию; нет, они делали каждый грех с великим напряжением. И смотри, как Писание уже не хочет удостоить их и простого наименования, но называет их просто землей, показывая и чрезмерность разврата их, и великость гнева Божия. «Растлеся же, – говорит, – земля пред Богом», то есть, они все делали вопреки повелений Божиих, попирая заповеди Божии, и отвергнув, по своей беспечности, вложенного в природу человеческую наставника (совесть). «И наполнися, – говорит, – земля неправды». Видишь, возлюбленный, какое зло грех, – как он делает людей недостойными и самого имени – человек?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 24

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета

Род Ноя Моисей показал прежде для непрерывности родословия Патриархов, а теперь показывает снова, дабы дать понятие о числе спасаемых от потопа.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета

Повторение о сынах Ноевых, поименованных уже в Быт.5:32, весьма знаменательно. С этого времени весь род человеческий, кроме избранных, не существует более для царства Божия. От Ноя ведёт начало своё новая история религии.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-13 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли

Заключающиеся и в этом разделе четыре стиха представляют почти буквальное повторение вышесказанного в стихах (Быт. 5:32; Быт. 6:5-7). Но это никого не должно смущать: так как в (9 ст) этой главы, как мы отметили, началась новая история - история Ноя и потопа, которая первоначально составляла особое и независимое повествование, то такое повторение более, чем естественно; и удивительное совпадение в содержании является лишь новым доказательством истинности самых событий, служащих предметом рассматриваемых повествований.

«конец всякой плоти пришел пред лице…» Многие комментаторы не без основания предполагают, что здесь речь идет о конце того сто двадцатилетнего периода, который назначен был Богом для покаяния людей и в течение которого Он тщетно ожидал их исправления (1Петр. 3:19-20; 2Петр. 3:9-15).

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей.

Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета

О сих сыновьях Ноя, родившихся у него спустя 500 лет его жизни, бытописатель упоминал в родословии допотоп­ных патриархов (Быт. 5:32). Теперь он снова упоминает о них, как о предназначенных к спасению от потопа вместе с отцом.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible