Скрыть
Ва акнун асбоби худро, тирдон ва камони худро гирифта, ба саҳро бирав, ва нахчире барои ман бигир,

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи

То, что пророк дал повеление Исаву, попросив у него пищи, означает призыв, который Слово обращает к прежнему народу, поскольку Оно требует от него плода дел праведности, которая, как пища, полагалась Отцу (ср. Ин. 4:32-34). Ведь слова: пойди в поле, и налови мне дичи - означают жизнь в этом мире, а слова: возьми колчан твой и лук твой - говорят о том, что этот народ имел намерение добиться своей собственной славы вместо того, чтобы снискать оправдание верой. Хвалясь ратными подвигами и мечом, он намеревался просить для себя тирана в качестве царя (см. 1Цар. 8:9-20), как и Моисей сказал ему: и меч похвала твоя.

О благословениях Исаака и Иакова

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я

Ст. 3-4 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру

Ст. 18-19 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя

Ст. 21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

Ст. 29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

Ст. 33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен

Ст. 38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал

Исаак состарился, и притупишася очи его… и рече Исаву: улови ми лов: и сотвори ми снеди… да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру. Исав пошел на лов. Услышав сие, Ревекка советует Иакову идти к отцу, чтобы Исав не получил первородства вопреки сказанному Богом: болший поработает меньшему. Но он не слушал ее, ибо боялся вместо благословения получить проклятия. Когда же Ревекка сказала: на мне клятва твоя, тогда Иаков сделал, что приказывала Ревекка. Взял приготовленную снедь, принес к отцу и сказал ему: отче. Спросил же его отец: кто еси ты, чадо? И рече… отцу: аз Исав… сотворих, якоже рекл ми еси. Исаак усомнился, слыша голос Иакова. И поскольку боялся, чтобы благословение и первородство не перешли от Исава к другому, сказал: приближися ко мне, и осяжу тя. Когда же обманчивое осязание рук признало ложный голос истинным, тогда Иаков приял благословение и удалился. Потом пришел Исав, приготовший снедь, и пригласил отца вкусить. Исаак, увидев, что под именем Исава другой овладел сокровищем его благословений, ужасеся и сказал: кто убо уловивый мне лов и принесый ми… и благослових его, и благословен будет? Итак, Исаак не мог возвратить назад своих благословений. Во-первых, знал, что исполнилась тем воля Самого Господа, по сказанному Ревекке. А во-вторых, сам он, благословляя Иакова, сказал: проклинаяй тя проклят, - и потому боялся, чтобы, если проклянет Иакова, проклятие уст его, изреченное тому, кого прежде благословил он, не обратилось бы на него самого. Исав же возопи гласом велиим, но не о том, что утратил духовные благословения, а о том что лишился добрых плодов земли благословенной; не о том, что не мог уже быть оправдан, а о том, что не мог обладать своими братьями; не о том, что не наследует жизни бессмертной, но о том, что не его уделом стала земля Ханаанская. И возненавидел Исав Иакова так, что умышлял убить его. Тогда Ревекка уговорила Иакова идти в дом Лавана, чтобы братья во вражде не убили друг друга и чтобы самой ей не лишиться вдруг обоих сыновей. Она сказала об этом Исааку, и он благословил Иакова и послал его в Харран взять себе там жену.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру

Заметь здесь, возлюбленный, неизреченную премудрость Божию, и то, как отец дает такое повеление Исаву, проявляя естественную любовь; а премудрый и благоискусный Господь чрез Ревекку устрояет исполнение Своего предречения, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Тот, и по первородству, и по расположению к нему отца, думавший иметь преимущество, вдруг лишился всего, потому что не хотел делать того, что следовало; а этот, поелику и сам по себе был добродетелен, и имел свыше споборавшую ему помощь, приобретает благословение отца против его воли. Нет сильнее того, кому помогает вышняя десница! Примечай же тщательно все, чтобы познать дивное устроение (Божие), – как одному при помощи свыше все благоприятствует, так что переходит к нему и благословение отца, а другой все теряет, сам себя погубив развращением своих нравов.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 53

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 2-4 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру

Слово «колчан» представляет сомнение для комментаторов. Вульгата, как и семьдесят, переводит «тул» – «колчан», но Онкелос, говорит Английская библия, переводит – «меч». Слово это нигде более не встречается и производится от слова повесить, что может относиться равно и к мечу, и к колчану.

По поводу этого приказания Исаака, ставящего как будто своё благословение в зависимость от удовлетворения своей прихоти, было высказано множество разнородных мнений, которые, кажется, дают слишком большое значение простому желанию старца в торжественный день, назначенный им для произнесения благословения, вкусить и любимое блюдо, рукою любимого сына приготовленное.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи

Тул или колчан, у LXX: φαρέτρα, Vulg.: pharetra; но в таргуме Онкелоса — saif, меч. Евр. teli, от talah, вешать, приложимо к тому и другому (= что-то повешенное).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

Ст. 2-4 И рече Исаак: се, состарехся, и не вем дне скончания моего. Ныне убо возми орудие твое, тул же и лук, и изыди на поле, и улови ми лов: и сотвори ми снеди, якоже люблю аз: и принеси ми, да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру

«Се состарехся и не вем дне скончания моего.» Жизнь Исаака продолжалась еще 43 года после описываемого события, – он умер 180 лет (Быт. 35:28); но он рано начал испытывать недуги старости, – они были так сильны, что уложили его в постель (Быт. 27:19). Он стал готовиться к смерти и спешил сделать предсмертные распоряжения. Он поже­лал преподать благословение Исаву преимущественно пред Иаковом. Право на сие преимущество принадлежало, по естественному порядку, Исаву, как старейшему по рож­дению. Но еще до рождения своих близнецов Ревекка по­лучила откровение о преимуществе младшего пред стар­шим, ибо потомки последнего будут под властью потомков первого (Быт. 25:23). Притом сам Исав, достигши совер­шеннолетия, не подорожил своим первородством. Права, принадлежавшие первородным, состояли в некотором пре­имуществе чести и власти пред прочими братьями, в осо­бенном благословении от отца, в сугубой части наследия (Втор. 21:17), и по мнению некоторых, в преимуществен­ном праве священнодействовать, чему и надлежало быть во время общего с прочими братьями богослужения. Все сии преимущества, связанные с первородством, Исав лег­комысленно уступил за кушанье младшему брату и свое отречение от них подтвердил клятвой (Быт. 25:31-34). Исаак, без сомнения, все это знал и имел не мало причин быть недовольным свойствами и поведением Исава. Так, женитьбою своей на язычницах Исав показал непрости­тельное равнодушие к истинному богопочтению; а угро­зою убить Иакова, благословленного отцом, он показал в себе любомстительность. Кроме того, решимость его про­менять свое первородство на дешевое кушанье свидетель­ствовала о преобладании в нем животных влечений, упо­доблявших его животному, пред которым не следует бро­сать бисер: не ему было оценить драгоценное наследие преимуществ, соединенных с первородством. Но по при­страстию к Исаву, Исаак решился своим благословением удержать за ним права первородства, от которых тот сам отказался в пользу Иакова. Собираясь преподать благословение Исаву, Исаак требует, чтобы он наперед изловил дичи и из нее приготовил ему любимое кушанье, – требует не потому, что за кушанье хочет преподать ему благосло­вение, как тот за кушанье продал своему брату первород­ство, – а потому, что соответственно торжественности случая и величию благ, наследие которых приготовляется передать ему, он желает благословить его в веселом распо­ложении духа: оно ослаблено было в нем недугами старос­ти, – и вкушением любимой пищи он надеется возбудить его в себе.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible