Скрыть
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

Когда же Авраам поспешил к ним от шатра своего, как к странникам, и через эту поспешность обнаружил свою любовь к странноприимству, тогда является ему Бог и при дверях шатра ясно дает видеть Себя в одном из трех странников. И Авраам поклонился до земли, умоляя Того, в Котором открылось Божие величие, войти в его дом и благословить его жилище: если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Тот, Кого умолял Авраам, не отказался, и отвечал: сделай так, как говоришь (Быт. 18:3-5).

Тогда поспешил Авраам к Сарре, и говорит ей: замеси три саты лучшей муки, а сам поспешает к стадам, чтобы привести тучного тельца. Предлагает же Авраам в таком обилии хлеб и мясо не для насыщения только ангелов, но чтобы разделить благословение всем домочадцам своим.

Толкование на Книгу Бытия.

См. также Толкование на Быт. 18:1

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

Гостеприимство - доброе дело и имеет свое вознаграждение, во-первых, в виде человеческой благодарности, а затем, что более важно, в виде божественного воздаяния. В этой земной жизни мы все - странники, ибо имеем здесь лишь временное пристанище для обитания и поспешно переселяемся. И если мы окажемся жестокими или равнодушными к принятию странников, то смотрите, как бы и нам не отказали в пристанище святых в конце нашего жизненного поприща. Поэтому Спаситель говорит в Евангелии: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они приняли вас в вечные обители (Лк. 16:9). Также, пока вы еще в этом теле, часто возникает нужда в путешествии, поэтому то, в чем ты отказал другим, на то осудил самого себя, и что дал другим, того окажешься достоин сам. Если бы все решили не принимать странников, где нашли бы приют странники? Тогда, оставив человеческие жилища, мы будем искать убежища в логовищах диких зверей.

Об Аврааме

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

Бежит, летит старец: он увидел ловитву, и, не обращая никакого внимания на свои немощи, побежал на лов; не позвал рабов, не приказал слуге, не обнаружил никакой беспечности; нет, он побежал, сам как бы говоря: вот великое сокровище и богатая добыча, и я сам должен приобресть это, чтобы не упустить такой прибыли. И так поступал праведник, предполагая, что принимает (к себе) путников незначительных.

«И видев, – сказано, – притече в сретение им от дверей сени». Хорошо употреблено здесь и слово «притече», дабы ты знал, что странники, как незнакомые, шли мимо, и сами собой не подошли бы к куще. Потому-то, чтобы не ушла от него эта духовная ловитва, он, состарившийся, покрытый сединами столетний старец, подбегает к ним, и бегом выражает свое усердие.

Много удивительного в этих словах праведника! Не то дивно в его гостеприимстве, что он принимал странников, но то, что он принимал их с такою заботливостию, не обращая внимания, ни на свои лета, ни на самих странников (которые, может быть, явились ему юными), и не считал достаточным пригласить их только на словах, но «поклонися, – сказано, – до земли», как бы умоляя, и выражая усильную просьбу, дабы не показалось, что он приглашает их просто, из приличия. Потому-то и божественное Писание, показывая великую и неизреченную добродетель праведника, говорит: «поклонися до земли», показывая и этим поступком и словами пламенное усердие, глубокое смирение, величайшее страннолюбие, несказанную заботливость.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41


Видишь ли, что делал в полдень старец? Не сидел под кровлею, а приглашал странников и путников, вовсе незнакомых ему, и, встав, кланялся им, хотя сам был богат и знатен. Изобилуя богатством, он оставлял дом, жену, детей, рабов, которых имел триста восемнадцать, оставлял всех, и выходил на ловитву, распростирал сеть страннолюбия, чтобы какой-нибудь путник, какой-нибудь странник не прошел мимо его дома. Посмотри, что делает старец. Он не поручает этого слуге, хотя имел их триста восемнадцать, – потому что знал обыкновенную леность рабов, – опасаясь чтобы слуга не проспал, не пропустил странника и не потерял добычи. Он сидел под палящими лучами солнца, обливаясь от жары потом; тенью для него была любовь к странноприимству; он сидел собирая плоды страннолюбия, хотя был богатым. Сравни с ним нынешних богачей. В полдень где сидят они? В аду. Где сидят? В мертвецком пьянстве. Где сидят. На торжище распростертые, пьяные, ослепленные сердцем, безумнейшие бессловесных животных. Но не так поступал праведник.

Беседа на слова пророка Давида: Не бойся, когда разбогатеет человек; и о гостеприимстве

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

Он принимает трех мужей, подает им хлебы из трех сат муки. Почему именно так, братья, если только он не обозначает этим таинство Троицы? …Тем, что он видит троих, как уже сказано, обозначено таинство Троицы; поскольку же он поклоняется им как одному, то он признает одного Бога в трех Лицах.

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

Почему Авраам увидел трех ангелов, а Лот — двух (Быт. 19:1)?

Авраам достиг совершенства, поднялся выше явлений и был озарен знанием Святой Троицы и Единицы. Потому он и принимает альфу в дополнение к имени, ибо он приблизился по знанию единый к Единому. Поэтому, разумеется, [Авраам] видит трех ангелов. А Лот в своем знании еще не перешел через видимые вещи. Он служил Божеству в видимых [проявлениях], ничего большего не представлял, не возвысился над «двумя» — материей и формой — из коих и [составлены] видимые вещи, и не воспринял знанием слово о Единице и Троице. Поэтому [Лот] и видит двух ангелов. Поэтому же, когда ангелы торопили его и побуждали спастись на гору, он не решился взойти на гору, но просил позволения идти в Сигор, то есть к меньшему знанию — ведь слово Сигор переводится как малый (Быт. 19:20-23). А два ангела, выводящие Лота, понимаются как два Завета — закон писаный и закон Евангельский. С их помощью человек выводится, [то есть] бежит от обольщения чувственными вещами, и убегает из их сожжения. С [Лотом] вместе восходит и сожительница — чувство. Если она оборачивается назад, то становится соляным столпом (Быт. 19:26) — делается очевидным для всех примером, являя неизменное состояние каменного, как соль, зла.

[Лот] взял с собой из Содома и вино, которое означает предвкушение нечистых помыслов, и две дочери напоили его, чтобы зачать. Первая дочь — это похоть: чуть только ум вспоминает об этих предвкушениях, похоть тотчас сочетается с ним и зачинает согласие. Тут же поспевает и вторая дочь — это наслаждение. Сочетаясь с умом, она зачинает действие. Оттого такие порождения прокляты и не входят в общество Господне до третьего, четвертого и десятого поколения (Втор. 23:3; Исх. 20:5).

Вопросы и недоумения

Григорий Палама, свт. (†1359)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

Вот, явившегося Единого Бога он видел в Трех Лицах. Посему говорится: «Явился ему Бог, и се Трие Мужи».

Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

И се три мужа стоят против него. Стояние на пути близ дома было в обычаях древности скромным прошением гостеприимства (Odys. A, v. 103).

И поклонился до земли. Поклонение сие относится не к Богу, Которого Авраам еще не узнал, но к странникам, по обычаю страны и времени. Точно так же Лот поклонился Ангелам (Быт. 19:1) и Авраам — сынам Хетовым (Быт. 23:7).

Толкование на Книгу Бытия


Св. Отцы Церкви, и особенно Бл. Августин (De Trin. lib. 20), усматривают в сих трех Анге­лах, явившихся Аврааму, превосходный образ таинства Пресвятой Троицы: Святой Патриарх видел трех, а поклонился Единому.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

Что означало явление Аврааму трех Странников? Означало то, что Господь, троичный в Лицах, постоянно как бы странствует на земле и назирает за всем, что на ней делается, и [к] бдительным, внимательным к себе и своему спасению и ищущим Его рабам приходит Сам гостит у них и беседует с ними, как с друзьями: придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23); и нечестивых людей попаляет небесным огнем.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

В Книге Бытия, глава 18. Явился Господь Аврааму. Он возвел очи свои и взглянул. И вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (...) и поклонился до земли (Быт. 18:2). Эти три мужа были образом триипостасного Бога нашего, по общему разумению и толкованию всех святых Отцов, и об этом же говорится в дальнейшем в этой же главе Священного Писания, а также в начале этой главы, где написано: И явился ему Господь (Быт. 18:1).

Исходя из этого, СПРАШИВАЮ: Естество ли Божие Само по Себе видел Авраам, или он видел Бога в ином образе? Не можете утверждать первое, потому что невидимого, непостижимого и неописуемого Бога никто не видел. Поистине, он в ином образе видел триипостасного Бога, то есть в образе троих мужей. Если же он этому образу поклонился до земли, то кто нам запретит поклоняться образу Христа Бога нашего и прочих святых другое Божиих?

Вспомним же здесь и столб облачный, о котором так пишется: Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столб облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой (Исх. 33:9-10). 

Если же эти люди поклонялись Богу в столбе облачном, то что возбраняет нам этому же Богу поклоняться в иконе; не явственнее ли образ Христов образует Христа, нежели облако Бога?

В Книге Иисуса Навина, глава 5, явился Ангел Иисусу Навину, говоря: Я вождь воинства Господня (Нав. 5:14). Иисус же пал ниц на землю, поклонившись ему. Отсюда также можете видеть, что Ангельскому невидимому естеству воздается поклонение во образе видимом.

Так же поступил по отношению к Ангелу и Пророк Даниил (Дан. 10:9).

ГОВОРИТЕ: И мы таковым явлениям поклонимся, если они будут, но мы не поклоняемся тому, что сделано человеческими руками.

ОТВЕЧАЮ: Если вы поклоняетесь таким явлениям, следует поклоняться и явлениям изображенным, т. к. поклоняясь живым явлениям, вы поклоняетесь не явлению как таковому, а явлению восходительному и предпоказательному, поскольку данное видимое явление образует невидимое. Так и поклоняющиеся явлению, изображенному с помощью рук человеческих, поклоняются не самому изображению как таковому, но поклоняются изображению восходительному и предпоказательному, поскольку этот видимый образ являет то, что невидимо.

Поскольку угодники Божии Авраам, Иисус Навин, Пророк Даниил поклонялись Богу невидимому в образе видимом и Ангелам невидимым в образе видимом, то почему бы и нам Христа, по Человечеству видимого, в образе видимом не почитать и не поклоняться Ему. Почему бы не почитать и образы друзей Божиих, не как Бога, так не поступайте, но как образы Божиих угодников и другое, о которых говорит Псалмопевец: А я высоко чту друзей Твоих, Боже, утвердилось владычество их (Пс. 138:17).

В Апокалипсисе в главе 5 пишется так: И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих. Посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем (Откр. 5:6-8). В этих Апокалипсических словах не явственно ли видим поклонение образу Христову? Что есть Агнец, который стоит, как бы закланный, и которому кланяются старцы: не Христов ли это образ? Слышим еще, что там же (ст. 9) поют эти старцы: Достоин ты взять книгу и снять с нее печати. Ибо ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас (Откр. 5, 9). Поскольку этот Агнец был образом Христа, которому поклонялись граждане небесные, не явственно ли отсюда следует, что и нам, земнородным, должно поклоняться образу Христа.

Если не были идолопоклонниками Израильтяне, кланявшиеся скинии, ковчегу и херувимам, осенявшим ковчег; если не был идолопоклонником Авраам, кланявшийся Пресвятой Троице в образе троих мужей; если не были идолопоклонниками старцы из Апокалипсиса, кланявшиеся агнцу семиглазому и семирожному (Откр. 5:6-8); если не были идолопоклонниками те, кто кланялись Богу, явившемуся в столбе облачном (Исх. 33:10); если не были идолопоклонниками Иисус Навин и Пророк Даниил, кланявшиеся невидимым ангелам в видимом образе; если не был идолопоклонником Иаков, кланявшийся Богу, давшему царскую власть Иосифу и его племени, от Манассии происшедшему, во образе жезла Иосифова, то никто и нас не может назвать идолопоклонниками, кланяющимися Богу и святым Его в их изображениях, разве только кто безумен и беснуется от ненависти.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,

Три мужа стояли невдалеке от шатра, перед которым сидел патриарх во время зноя дневного. Само стояние их означало ожидание гостеприимства – по обычаю востока. До сих пор путник останавливается молча или произнося только приветствие во имя Аллаха перед входом в жилище, и не он должен просить гостеприимства, а хозяин должен просить его войти под кров его. Авраам, движимый добротою сердца своего, делает более: он бежит от входа в шатёр, не дожидаясь, чтобы путники подошли к шатру, и кланяется до земли – не потому, что узнал Господа, а для того, чтобы выразить им своё уважение и молить путников осчастливить его принятием его гостеприимства.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли

«Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него…» Все эти глаголы «возвел, взглянул, увидел» еще больше усугубляют высшую реальность данного явления. Кто были «три мужа», явившиеся Аврааму? На это отвечают неодинаково: многие авторитетные из древних толкователей видят в них Ангелов Господних, несущих Божие откровение или предваряющих и сопровождающих Господа, а также и указание на Триединую сущность Божества (Иоанн Златоуст, Иустин Философ, Амвросий, Кирилл и др.) (Исх. 3:2-4; Суд. 6:12-14,20-23).

«Увидев, он побежал… и поклонился до земли…» Все это признаки обычного, хотя и высокого, восточного гостеприимства, а отнюдь не доказательство того, что Авраам узнал в лице этих простых странников особых небесных гостей, как это думают некоторые. Против этого горячо восстает святой Иоанн Златоуст: «никто из слушающих это не унизит добродетели праведника, предполагая, будто он говорил так потому, что знал, кто были те путники. В таком случае, как я уже много раз говорил, не было бы ничего и великого… Но то дивно и необычайно, что он говорит такие слова, обращаясь с ними, как с людьми». Действительно, приглашение Авраама посетить его кущу, омовение ног странникам и предложение им пищи - все это черты радушного гостеприимства, рассчитанного на обыкновенных людей. Аналогичные этому примеры можно находить и в др. местах Библии (Быт. 23:7; Быт. 33:6-7; Быт. 42:6).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible