Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 11-16 Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию
Смотрите, какими письменами написал я вам моею рукою, об обрезании. А те, что желают льстить и хвалиться во плоти, то есть обрезанием, они принуждают вас обрезываться, дабы хвалиться вашим обрезанием, говоря так: вот, мы обрезываем тех, коих Павел учил не обрезываться. Мне же да не будет похвалы, если не одним только крестом Господа нашего Иисуса Христа, в нем да будет похвала моя; ибо чрез него мир мне распят и я распят страданиями и гонениями на виду мира. Подлинно, во Христе Иисусе ни обрезание что-либо может, ни необрезание, но только то, что человек есть новая тварь. И те, кои это правило благодати (благодатное) твердо содержат, мир будет на них, язычники ли то будут или Израильтяне Божии.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию
Ищи новых дел благодати. Только стремящиеся к этим делам насладятся миром и милостью Божией и могут быть названы в собственном смысле Израилем. Тогда как те, которые мыслят противное этому, хотя бы они и родились от Израиля (Быт. 32:28) и носили его имя, лишились всего этого - и родства с ним, и самого наименования. Только исполняющие это правило, оставив древнее и следуя учению благодати, могут называться истинными израильтянами.
Гомилии на Послание к Галатам.
См. также Толкование на Гал. 6:15
Августин Аврелий, блж. (†430)
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию
Павел говорит о тех, кто истинно готов узреть Бога, но не тех, которые называются именем Израиля и в своей плотской слепоте отказываются видеть Господа, отвергая Его милость и все еще стремясь быть рабами преходящего.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию
Не указывай, говорит он, мне на обрезание, которое не имеет никакой силы и бесполезно, как и необрезание: ибо Христос все обновил и требует от нас новой жизни. Жизнь по Христе новая тварь потому, что души ваши, обветшавшие грехом, теперь обновились крещением, и потому, что в будущем веке, обновившись телом и сделавшись нетленными, мы удостоимся нетления и славы. Итак, кто пребудет в этом правиле новой жизни по образу Христа, избегая обветшавшего и потерявшего силу обрезания, тот достигнет мира с Богом, освободившись от грехов, которые делают Бога врагом нам, и удостоится человеколюбия, не подвергаясь уже ненависти, как враг Божий, но удостаиваясь милосердия, так как наступил для него мир крестом и благодатью. И таковые составляют Израиля в собственном смысле, как видящие Бога, а те, которые не таковы, хотя бы и были израильтянами по роду, ложно так называются. А это заимствовал Павел у Давида, который говорит: мир на Израиля (Пс. 114:5).
Феофан Затворник, свт. (†1894)
И елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии
Каким правилом? Тем, чтобы ходить в обновлении жизни, во Христе Иисусе, распяв мир себе и себя миру, помимо обрезания и всех других чинов внешних, стесняющих лишь свободу духа. Таковым желает Апостол мира и милости или утверждает, что мир и милость уже почивают на них. В них точно есть уже мир и с Богом чрез веру в распятого Господа, и в себе чрез благодатное обновление То и другое получает всякий приступающий к Господу. И это есть первая милость Божия, коею отворяется дверь и ко всем другим милостям. Помилован - стал любезен Богу; возрожден - стал сыном Божиим. Для сына же какую милость пожалеет оказать. Возлюбивший нас до того, что и Единородного предал за нас? Како не и с Ним вся нам дарствует? (ср.: Рим. 8:32). Истинно верующие и живущие по вере действительно мирствуют в себе, и милостивый Господь точно всякую милость оказывает им и готов оказать Они всё могут испросить у Бога, о чем ни попросят. Если горы преставлять дается им что еще не дастся?
«Их-то и должно назвать собственно Израилем; а мудрствующие противно сему, хотя бы и от Израиля родились, и носили имя его, потеряли всё сие, и сродство с ним, и самое имя его. Только живущие по сему правилу, оставив древнее и следуя учению благодати, могут назваться истинными израильтянами» (святой Златоуст).
Из сих слов святого Златоуста видно, что сочетание речений в сем тексте он делал такое: как бы читались: мир на них и милость, как на Израиле Божием, - новом, истинном, которому прежний служил только прообразом. Так и Феодорит: «Израилем Божиим наименовал верных, как созерцающих Бога верою Ибо сие значит имя Израиль». Так и другие.
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию
Кто держится одинакового с Апостолом образа мыслей, тем он посылает свое благословение. - И Израилю Божию, т. е. истинному Израилю, который, действительно, может назваться народом Божиим. Под этим Израилем всего естественнее разуметь христиан из Иудеев, в которых продолжает свою жизнь Израиль как народ Божий (Рим. 11:1-8; 9:27-29; Фил. 3:3 ср. толк. Ефрема Сирина, Амвросиаста, которые именно так понимали это выражение).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 6:11
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Лжеучители, стремившиеся казаться Израильтянами – чрез видимый их знак (обрезание), в действительности не были таковыми; а Христиане, как избранные Богом чрез Иисуса Христа, стали вместе с тем и истинными Израильтянами, а поэтому им же принадлежат и все те обетования Божии, которые обещаны были чрез праотцов и пророков. И среди этих обетований особенное значение имели и всегда будут иметь мир и милость, т. е. Божие прощение грехов людских и успокоение их в Боге Спасителе. «Их то (Христиан) и должно назвать собственно Израилем, а мудрствующие противно сему, хотя бы и от Израиля родились и носили имя его, потеряли все сие, и сродство с ним и самое имя его. Только живущие по сему правилу (в обновлении жизни, во Христе Иисусе и сораспятии себя), оставив древнее и следуя учению благодати, могут назваться истинными Израильтянами» (Иоанн Златоуст).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Тем, которые распяли себя для мира и мир для себя, чтобы жить по духу веры во Христа Иисуса в новой жизни, святой Павел преподает благословение мира и милости Божией, как истинному новому Израилю Божию, прообразом которого служил древний Израиль (Златоуст).