Скрыть
Рече́ же Госпо́дь къ Моисе́ю: иду́щу тебѣ́ и воз­враща́ющуся во Еги́петъ, зри́ вся́ чудеса́, я́же да́хъ въ ру́цѣ тво­и́, да сотвори́ши я́ предъ фарао́номъ: А́зъ же ожесточу́ се́рдце его́, и не от­пу́ститъ люді́й:

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа

Не отнимайте у фараона свободного суждения только потому, что Бог во многих местах говорит: «Я ожесточил фараона», «ожесточил» или «ожесточу сердце фараона». Из этого не следует, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Ведь о нем написано в Писании, когда египтяне были избавлены от мух: И ожесточил сердце свое (Исх. 8:15), и в то время не захотел отпустить народ. Поэтому и Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон - по свободному.

О благодати и свободном решении

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21-26 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию

Итак, что закон не достаточен был для искупления, но что для сего необходима нам Честная Кровь Христа (потому что только чрез Него одного побеждена смерть), это может быть весьма ясно и из последующего. Поднялся божественный Моисей с земли Мадиамской, взяв с собою жену свою и детей, и отправился, наконец, в Египет, точно исполняя повеленное от Бога. Когда же он остановился недалеко от земли Египетской, тогда Бог всяческих сказал ему: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона (Исх. 4:21). И немного спустя: И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию (ст. 22-26). Ангел в виде человеческом напал на него и покушался его убить и едва умилостивлен был тем, что Сепфора обрезала сына своего, разумею Гирсама, который был и первородный и имя которого толкуется «пришелец». Кого покушался умертвить губитель, этого Священное Писание ясно не указало; но может быть Моисея, за необрезание сына; и с трудом удален был Ангел. Этот образ ясно показывает, что в Крови Христа побеждена смерть. Спасен же и святой сонм Отцев, даже более того, весь старейший и прежде Его бывший род; потому что Он умер за всех и смерть всех разрешилась в Нем. Ибо не в крови пророков, но в крови самого младшего Христа и с Ним мы избегаем губителя. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14:9). Но если сказать, что губитель нападал на Гирсама, а не на блаженного Моисея, то и тогда ты можешь усмотреть то же самое. Ибо не чрез обрезание по закону, то есть по плоти и чувственное отогнана смерть, но чрез обрезание во Христе Духом, которое совершила над первородным и новым народом, пришельцем на земле, приписанным же к вышнему и небесному граду, мысленная Сепфора, то есть Церковь, состоящая из мадианитян и язычников. Обрезала она своим камнем. Этот камень также может быть образом Духа, по причине крепости и несокрушимости, а также и потому, что он от скалы. Ибо Дух есть Христов; камень же есть Христос, как и премудрый Павел пишет (1Кор. 10:4). Должно также знать, что и после Моисея древле бывший вождем Иисус (Навин) ножами каменными обрезал сынов Израилевых (Нав. 5:2-3), чрез таковое обрезание гадательно указуя нам на обрезание нерукотворенное, которым и побеждается смерть, и которое есть духовное обрезание злобы и отложение порочности и удовольствий. О плотском обрезании божественный Павел пишет нам: обрезание ничтожно (Гал. 5:6; 6:15). Премудрое же и священное слово взывает к нам: В Нем вы и обрезаны обрезанием… Христовым (Кол. 2:11), чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.

[Рече же Господь к Моисею: идущу тебе и возвращающуся во Египет, зри вся чудеса, яже дах в руце твои, да сотвориши я пред фараоном: Аз же ожесточу сердце его, и не отпустит людий.]



Вопрос 12. Как должно разуметь сказанное: «Аз ожесточу сердце фараоново»?


Весьма легко было Богу после первого опыта непокорности предать фараона конечной гибели, но, являя несказанное долготерпение, дал ему умеренные вразумления. А сие соделало сердце его упорным. Ибо, думая, что Бог не силен подвергнуть тягчайшим наказаниям, презрел легкие удары, а что действительно сие было так, научает история. Ибо вначале, выслушав Божественные оные глаголы: «отпусти люди Моя, да послужат Мне в пустыни, с сомнением сказал: кто есть Господь, егоже послушаю гласа; не вем Господа, и Израиля не отпущу» (Исх.5:1-2). Потом, по превращении жезла в змия, говорит Божественное Писание, «и укрепися сердце фараоне, и не послуша их, якоже глагола им Господь» (Исх.7:13); и тотчас присовокупляет: «и рече Господь к Моисею: отягчися сердце фараоне, еже не отпустити людий» (Исх.7:14). А то и другое выражение  «укрепися сердце фараоне» и «отягчися сердце фараоне»  означает свободу произвола, потому что сердце отягчается, увлекаемое злобою.

Сему ясно учит нас блаженный Давид: «беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Пс.37:5). И Захария видел беззаконие, несущее в устах талант оловян (Зах.5:8). О сердце же, которое водится крайним безрассудством, говорится, что оно укрепилось как противоборствующее Владыке Богу и высокомерно мечтающее преодолеть могущество Его, потому что благочестивое сердце покоряется по пророческому наставлению, в котором сказано: «повинися Господеви и умоли Его» (Пс.36:7), а сердце упорное и как бы каменное ожесточается. Почему Бог всяческих чрез пророка Иезекииля изрек об иудеях: «и исторгну из них каменное сердце» (Иез.11:19). Посему-то блаженный Моисей, воспевая победную песнь над фараоном и египтянами, сказал: «погрязоша во глубине яко камень» (Исх.15:5), и еще: «погрязоша яко олово в воде зелней» (Исх.15:10). Пoелику отягчили сердца свои, то «погрязоша яко олово». А пoелику и ожесточились, то «погрязоша во глубине яко камень». Но что упорство и ожесточение сердца происходят от нас самих, свидетель тому божественный апостол, который говорит: «не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева, и откровения, и праведного суда Божия, иже воздаст коемуждо по делом его» (Рим.2:4-6).

Сверх сего, не надобно терять из виду и того, что если бы фараон был зол по природе, то не изменял бы своего расположения. А теперь видим, что вразумление смягчает его, а долготерпение ожесточает. Вразумляемый казнью, просит законодателя, говоря: «помолитеся о мне» (Исх.8:8), и еще: «Господь праведен, аз же и людие мои нечестиви» (Исх.9:27). Но как скоро казнь прекращается, фараон делается тяжек и противоречит Божественным повелениям. По наведении песиих мух повелевает принести жертву Богу во Египте. Когда же божественнейший Моисей сказал, что невозможно сделать сего ради египтян, потому что принесем в жертву боготворимое ими и они, побив камнями, предадут нас смерти, тогда соглашается, чтобы шли в пустыню и совершили жертву. Едва же пророк помолился и соделал, что песии мухи исчезли, «отяготи, сказано,  сердце свое и во время сие, и не восхоте отпустити людий» (Исх.8:32). То же было и после язвы на скотах. Ибо сказано: «видев же фараон, яко не умре от всех скотов сынов Израилевых ни едино, отягчися сердце фараону, и не отпусти людий» (Исх.9:7). Так во всем этом показал он свободу произвола. И Моисей, рассказав, каким образом наведены на египтян гнойные струпы, как болезнь сия посетила волхвов и «не можаху волсви стояти пред Моисеом струпов ради» (Исх.9:11), потому что стыдно им было явиться в струпах, не имеющими возможности пособить себе, присовокупляет: «ожесточи же Господь сердце фараоново, и не послуша их, якоже повеле Господь Моисею» (Исх.9:12). И вскоре потом сказал Бог самому фараону: «сего ради пощаден еси, да покажу на тебе крепость Мою, и яко да проповестся имя Мое по всей земли» (Исх.9:16). И потом несколько ниже сказано следующее: «видев же фараон, яко преста дождь и град и громи, и приложи фараон согрешати, и отягчи сердце свое и рабов своих; и ожесточися сердце фараоново, и не отпусти сынов Израилевых, якоже глагола Господь к Моисею» (Исх.9:34-35). Слова «якоже глагола» показывают Божие предведение; ими как бы выражается: «все сие не было неизвестно Богу всяческих, но в самом начале предрек Он это». Все же сие описал Моисей в намерении показать, что фараон не был зол по природе и что не Владыка Бог соделал волю его жестокою и упорною. Ибо кто склоняется то на одно, то на другое, тот показывает в себе свободу произволения.

Но разрешим недоумение и некоторым подобием. Солнце действием теплоты обращает воск в жидкость, а грязь сушит, и первый умягчает, а последнюю делает жесткою. Посему как солнце одним и тем же действием производит противоположное, так и в долготерпении Бога всяческих одни пожинают пользу, другие вред, одни умягчаются, а другие ожесточаются. Сие и Господь выразил в Святом Евангелии. Ибо говорит: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут» (Ин.9:39). Но сим не цель Владычнего пришествия объявляется, не для того Он пришел, чтобы видящих соделать слепыми, а, напротив того, показывается само событие. «Ибо Он всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим.2:4). Но пoелику природа человеческая имеет свободу, то уверовавшие улучили спасение, а неуверовавшие делаются сами для себя виновниками геенны. Так, Иуда видящий, потому что был апостолом, впоследствии стал слеп, а божественный Павел, сперва быв слепым, впоследствии прозрел. Так, пришествием Спасителя весьма многие из иудеев ослеплены, а язычники получили прозрение. Но потому, что иные не уверуют, не надлежало не совершиться домостроительству Спасителя нашего по плоти. Ибо сие лишило бы вселенную спасения.

Так, и пребожественный Симеон сказал: «се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лк.2:34). Но надобно знать и то, что Бог всяческих настоящую жизнь соделал для людей поприщем, чтобы подвизающиеся на нем обнаружили собственное свое намерение. В будущей же жизни, произведя праведный суд, одних, как победоносных подвижников, увенчает, а других, как соделавшихся делателями греха, накажет. Но пoелику не все веруют в будущую жизнь, то Бог всяческих весьма премудро и наказывает одних в настоящей жизни, именно живших порочно, а также и прославляет других, всего более заботившихся о благочестии. Посему-то божественный Павел одних наименовал сосудами гнева, а других сосудами милости (Рим.9:22-23), потому что Владыка Бог чрез одних дает Себя видеть правдиво наказующим, а чрез других всякого попечения и промышления сподобляющим подвижников добродетели.

Можно также видеть, что и телесные врачи употребляют сечения и прижигания, извлекают и выводят наружу скрытые мокроты, которыми производится тяжкая болезнь, и тайные порчи делают явными. Так и Бог всяческих лукавство помыслов обнаруживает наказаниями. Сие и во Второзаконии сказал Он Израилю: «и да помянеши весь путь, имже проведе тебе Господь Бог твой, четыредесятое лето в пустыни, да озлобит тя и искусит тя, и уразумеются яже в сердцы твоем, аще сохраниши заповеди Его или ни. И озлоби тя, и гладом замори тя», и проч. (Втор.8:2-3). И, опять, как врачи в присутствии многих производят сечения у неизлечимо больных, не столько им подавая помощь (о болезни их знают, что она неизлечима), сколько ученикам показывая способ лечения, так и фараона, показавшего самый жестокий и зверский нрав, подверг Бог всякого рода казням, научая тем всех вообще людей, что Сам Он правит тварью, справедливо отмщает за обидимых и строго карает обижающих. Это сказал Он и самому фараону: «сего ради пощаден еси, да покажу на тебе крепость Мою, и яко да проповестся имя Мое по всей земли» (Исх.9:16). А что память о совершившемся над фараоном распространилась повсюду, свидетельница сему Раав блудница, сказавшая соглядатаям: «нападе страх ваш и трепет на ны; слышахом бо, яко иссуши Господь Бог ваш море Чермное пред лицем вашим» (Нав.2:9-10). Свидетельствуют и филистимляне, которые, издали увидев кивот, вопияли: «горе нам, сей есть Бог, побивший Египта» (1Цар.4:8).

Толкование на книгу Исход

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа

Итак, пусть никто вместе с язычниками или манихеями не дерзнет судить или порицать праведность Божию, но пусть самым ясным образом уверует, что не беспощадность Бога столько раз ожесточила фараона против Божественных предписаний, но собственная жестокость и неукротимая гордыня. Ибо что значит, как Бог сказал, ожесточу сердце его, как не то, что «отнимется от него благодать Моя, ожесточит его собственное нечестие»? И чтобы лучше можно было уразуметь, приведем какое-нибудь наглядное подобие вашей любви. Как вода схватывается сильным морозом, а при наступлении солнечной жары растапливается, при удалении же солнца вновь затвердевает, так из-за большой стужи [преступлений] у грешников охлаждается любовь многих и застывает подобно льду, а когда на нее находит зной Божественного милосердия, она согревается.

Проповеди

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет; смотри, все чудеса, которые я поручил тебе, сделай пред лицом Фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
Ст. 21 От первого важнейшего откровения на горе Хориве, Моисей получает целый ряд откровений, управляющих его действиями, и находится постоянно под руководящим Божиим указанием.
Ст. 21 Ожесточение сердца Фараона есть следствие его глубокой нравственной испорченности. Бог знает его и провидит невозможность для него возвратиться к лучшим чувствам. Феодорит говорит по поводу этого места книги Исхода: «Солнце одним и тем же действием размягчает воск и сушит грязь. Так, от долготерпения Божия одни получают спасение, другие погибель; одни делаются мягче сердцем, другие черствеют и ожесточают его». Для Израильтян было важно знать, дабы не впасть в уныние и сомнение, что ожесточение сердца Фараона было предсказано и входило в план Божественной справедливости, но что, не смотря на это, избавление близко.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-23 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего

На время самого путешествия в Египет падает третье богоявление Моисею, указывающее ему средства и способы к осуществлению божественного плана.

Свою просьбу отпустить евреев в пустыню для принесения жертвы Богу (3:18) Моисей должен подкрепить совершением пред фараоном всех тех чудес, сила к совершению которых сообщена Моисею («которые Я положил в руку твою»). И хотя эти чудесные действия, не одни лишь три вышеописанные, но и все последующие, так как в ст. 23 говорится о последней казни, не произведут на фараона впечатления, — сердце его по воле Божией ожесточится, однако Моисей не должен смущаться подобным обстоятельством. Требование отпустить евреев будет исполнено фараоном после последней казни — убиения его первенца (12:29–33); оно является возмездием за нежелание дать свободу Израилю, первенцу Божию. Израиль по любви к нему Бога (Ос. 11:1) есть Его первенец, любимый сын, а потому недостойно, чтобы он, предназначенный служить Богу (23; 19:6), служил человеку. За непризнание же подобных прав Израиля фараон поплатится жизнью своего старшего сына: «ожесточу сердце фараона». Сам фараон является виновником этого состояния постольку, поскольку в силу своей гордости и своекорыстия не хочет подчиниться признаваемой им самим и его окружающими высшей божественной воле (8:19; 9:27): во время казни готов отпустить евреев, по миновании ее отказывается сделать это. Но, с другой стороны, греховная наклонность фараона не развилась бы в такой степени, если бы к нему не было обращено божественное повеление об отпущении евреев. В этом отношении виновником ожесточения его сердца является Бог.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible